О донских казаках слышали и знают все. Равно, как и о казаках кубанских, терских, гребенских, а также запорожских.

 А вот о казаках рязанских услышать и прочесть можно гораздо реже. И это несправедливо, поскольку именно рязанские казаки и были, по мнению многих исследователей, родоначальниками этого яркого и самобытного племени – русского казачества. 

Что известно о рязанских казаках?

Начать следует с того, что Рязанское княжество вошло в состав Московского государства лишь в XV веке. До этого обширные земли от Коломны и Серпухова на севере до Ельца на юге, от Тулы на западе и до мещерских земель на востоке были самостоятельным государством, привыкшим в равной степени отбивать набеги степняков и сопротивляться давлению московских князей.

 Рязанские казаки впервые упоминаются в летописи в связи с битвой на реке Листани, случившейся в 1444 году. Ордынский царевич Мустафа совершил очередной набег на рязанские земли, хорошо пограбил, однако не ушел в Орду, а решил перезимовать в Рязани. Зима в том году выдалась на редкость суровой, и царевич, видимо, поздно сообразил, что обратно через голодные степи добираться до родных мест ему будет сложно. Рязанцы сочли, что с татарами лучше поладить, и согласились дать ему возможность переждать зиму. Вероятно, не задаром. Тем временем, в Москве князь Василий II (Темный) узнав о том, что изнуренное тяжелым походом, лишившееся лошадей, татарское войско засело в Рязани, предпринял поход на Мустафу. К войску московского князя, по словам летописца, присоединилась мордва и те самые рязанские казаки. Причем, казаки выглядели совсем не так, как мы сегодня их представляем: они были на лыжах и вооружены помимо сабель еще рогатинами и сулицами (копьями).

 Узнав о приближении московского войска, рязанский князь выставил Мустафу с его безлошадными татарами за ворота. Ордынцы приняли бой на реке Листани (сейчас она называется Листвянка, находится километрах в 10 от Рязани) и были наголову разбиты мордвой и казаками на лыжах.

Кем же были эти казаки на лыжах?

О национальном составе ранних казаков до сих пор идут споры. Одни исследователи, вслед за историком Гумилевым, считают, что это были представители степных народов тюркского происхождения, впоследствии обрусевшие. Другие разделяют мнение Соловьева, полагавшего, что казаки – это русское население, обживавшее Дикое поле. Сторонники обеих точек зрения имеют свои аргументы. В частности, те, кто стоит за то, что казаки – это обрусевшие впоследствии тюрки, приводят летописное свидетельство за 1492 год: «… приходиша Татарове, ордынскые казакы…». Однако, рязанские казаки совсем не похожи на татар. Появляются они не конными, а на лыжах, и бьются сулицами и рогатинами – совершенно русское вооружение.

Историк Горбунов считает, что рассказ о рязанских казаках, бившихся с татарами на реке Листани – это самое раннее свидетельство о русском служилом казачестве.

Они не подчинялись напрямую ни рязанскому, ни московскому князю – в летописях об этом ни слова. В сражении они приняли участие на условиях равноправных союзников, таких же, как мордва.

Горбунов полагает, что рязанские казаки – это потомки древнерусских бродников – славянского населения южнорусских степей, осваивавших эти земли еще до монгольского нашествия.

Следы присутствия казаков в древнем Рязанском княжестве просматриваются и сегодня в названиях населенных пунктов. В Липецкой области около Ельца, например, есть старинные села с названиями Казаки и Черкасы (черкасами в России иногда называли казаков).

Кто еще стоял у истоков казачества?

Рязанские казаки – не единственные в России, кто претендует на звание «самых-самых древних казаков». Кроме них эту честь оспаривают еще хлыновские, мещерские и хоперские казаки.

Хлыновские казаки. Это прямые потомки знаменитых новгородских ушкуйников, основавших в XII веке на Вятке город Хлынов, который стал столицей их вольной республики. Однако, в XV веке Хлынов был уничтожен войсками Ивана III, а уцелевшие после разгрома люди ушли на юг, став впоследствии основой для волжского казачества, и на Северный Урал.

Мещерские казаки. Их частенько отождествляют с рязанскими казаками, что неудивительно, поскольку область Мещера располагалась почти целиком на территории Рязанского княжества. Население этого региона было очень пестрым, здесь жили и финно-угорские племена, и булгары, и татары, и русские. В эту глухую пограничную область редко забирались представители русских князей и ордынских ханов, поэтому народ привык жить вольно, умело отбиваясь от налетов как с той, так и с другой стороны. Впоследствии, когда мещерская земля вошла в состав России, тамошних казаков охотно привлекали к городовой службе.

Хоперские казаки. Иногда их называют еще казаками Червленого яра. Червленый яр – историческая область между реками Дон и Хопер. Здесь еще до монгольского нашествия обосновались выходцы из центральных русских княжеств, построившие свои городки и крепости. Как и все обитатели Дикого поля, были они прекрасными воинами и, в то же время, земледельцами. Их охотно привлекали на службу русские князья. С момента формирования Московского государства хоперские казаки охраняли южные рубежи от непрестанных набегов. Сюда стекались беглые крестьяне из более северных регионов, и здесь впервые сформировался знаменитый принцип «С Дона выдачи нет!».

Чем больше новых территорий входило в состав России, тем дальше отодвигались границы и вместе с ними откатывалось и казачество. Поэтому к XVIII веку казаки расселились уже в предгорьях Кавказа, а также по всей бескрайней Сибири, на Урале, в Забайкалье.

Поиск

Журнал Родноверие