После того как установлено, что с VII в. название «русь» прочно закрепилось за кривичами, проживавшими в Южном Поильменьи на границе с финоязычными племенами, в данной тематике можно было бы и точку ставить. Однако вопрос о значении термина «русь», все-таки, требует разъяснений. В частности не совсем понята запись, содержащаяся в летописи: «Ркоша Русь Чюдь, Словене, Кривичи и Всь»1. Если русь — это название кривичей, то почему кривичи в составе посольства упомянуты дважды? Чем объяснить отсутствие к составе посольства такого племени как меря?
Может быть «русь» — это именно меря, а отнюдь не кривичи? Более детальный анализ рассматриваемого случая, показывает, что термин «русь» — это не только аноним, но еще и категория населения. В данном же случае, отсутствие запятой после слова «Русь», указывает не на перечень племен, ходивших «звать» князя, а на обобщение, в котором собирательным словом является слово «Русь» и перевод тогда будет следующим — «Сказала русь чюди, словен, кривичей и веси». То есть, в данном случае речь идет не о народе или племени, а всего лишь о какой-то его части. Это и понятно: не могло же в выборах князя принимать участие все население племен. Кроме того, данное обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что «русь» была не только у кривичей, но и у словен. чюди и веси. но которой не было у меря, а так же сделать вывод и о том. что «русь» VII века и «русь» середины IX — это отнюдь не одно и то же. В седьмом веке — это было только лишь название народа, а в IX веке — это уже категория населения.
Вопроса о том, как получилось, что название народа перешло на отдельную часть населения, коснемся позже, а пока посмотрим: кем была «русь» в середине IX в.? Для этого вспомним, для чего ходили послы в Русу? Как говорит летопись, искать князя. Но вот что интересно: всякий ли смертный годился на эту роль? Нет, не всякий! Какими качествами должен был обладать человек, которого предстояло выбрать в князья? Ну, хотя бы быть сведущим в военном деле, иметь опыт управления людьми, обладать организаторскими способностями, быть достаточно известным для того, чтобы иметь опору в стране (в обществе) и согласие на избрание в князья большей частью «избирателей».
В среде какой социальной группы следовало искать такого человека? Крестьяне, горожане и купечество по ряду причин не могли дать такого человека, а вот военные: руководители отрядов, дружин знали не только военное дело, но были среди людей и имели опыт управления ими, а так же обладали организаторскими способностями. Ну, а если какой-то руководитель отряда был еще и удачлив в походах, имел влияние среди военных, то, значит, был и известен. Понятное дело, коль уж искать князя необходимо среди военных, то и искали его именно там. Но если выборы происходили среди военных, то, наверное, и последнее слово должно было быть за ними. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что в междоусобице основным действующим лицом тоже были военные, а это значит, что без их согласия междоусобицу прекратить было просто невозможно. Получается, что Русь — это военные люди.
Примерно к такому же выводу пришел и Г.С. Лебедев, считая, что русь — это прежде всего пеший, но хорошо вооруженный контингент воинов-дружинников, составлявших на Руси грозную и основную ударную часть вооруженных сил IX в. и на протяжении значительной части X в... даже в 70-годах2. Вместе с тем и такое значение не полностью раскрывает значения данной категории населения. Сколько «руси» могло быть в войске? Учитывая то, что во времена Святослава с ног до головы в броню было заковано все войско, то руси в нем можно насчитать до 20 тысяч. Даже если предположить, что это 10 тысяч, то все равно проверка но другим источникам, и в частности, записям Константина Багрянородного, писавшего о том, что «русские князья ездили в полюдье (со всей русью)»3. заставляет от точки зрения Г.С.Лебедева отказаться. Трудно представить то, как князь ездил в полюдье с таким количеством народа! Не понятно и то, почему одна часть войска, пусть даже и имевшая более лучшее вооружение но сравнению с остальными ратниками, могла участвовать в выборах князя в Русе, а другая нет?
Не согласуется мнение Г.С. Лебедева и с летописью: «И скачал Олег: «пошейте паруса пово-лочатые, руси. а словенам шелковые», и было так: и повесили щиты свои на вратах, показывая победу, и поехал от Царьграда. И подняла русь паруса поволоча-тые. а словене шелковые, и разодрал их ветер: и сказали словене: «обойдемся своими полотняными — не положены словенам паруса шелковые»4. Как видим, здесь проведено четкое разграничение, которое может быть объяснено только различным социальным положением руси и всего остального ратного люда на иерархической лестнице, на которой русь стояла выше. Получается, что русь была чем-то вроде элиты.
Так может быть речь идет о княжеской дружине? Для проверки вместо слова «русь» подставим в текст слово «дружинники». Итак, «русские князья ездили в полюдье со своей дружиной» — вроде бы все в порядке. Однако, если подобную замену сделать в тексте, в котором речь идет о выборах князя, то выводы поменяются: «Сказали дружинники чюди, словен, кривичей и веси». Неужто из среды той же меря не было дружинников?
Ответ позволяет найти одно место в тексте летописи: «И совещалась русь, и вышла вооружившись против греков, и была брань между ними сильная, едва одолели греков. Русь же возвратилась к дружине своей к вечеру»5. Как видим «русь» — это отнюдь не дружина. Не может дружина возвратиться сама к себе. Не может быть русь и тяжеловооруженными воинами, как это считает Г.С. Лебедев, так как не может простой воин, пусть даже и хорошо вооруженный, иметь дружину. Кроме того, русь — отнюдь не тяжеловооруженный контингент войска — на это указывает и текст летописи, где говорится — «совещалась русь». Неужели совещались все 10 тысяч ратников, принимавших участие в походе? Для выработки и принятия решения есть опытные в военном деле люди. Какой спрос с новичка, пусть даже и хорошо владеющего оружием? Понятно, что речь идет не о тяжеловооруженном контингенте, а о командном составе.
Но как уже отмечалось, термин «русь» в разные времена имел разные значения. На эти обратил внимание еще Б.Д. Греков, рассматривая перечень категорий населения в «Ярославовой правде»: «Русь, либо гридин, либо купце»6. А сопоставив ее с «Лаврентьевской летописи», где тоже имеется перечень категорий населения: «бояре, гридь...»7, пришел к выводу о том, что разница существует не только в дате составления источников, но и в терминологии. На иерархической лестнице русь стоит на одной ступеньке с боярством. Получается, что «боярство» и «русь» — это одна и та же категория населения? Термины равнозначны. Сделаем проверку методом замены слова «русь» на слово «бояре», в других текстах первоисточников.
Первое: «Сказали бояре чюди, словен, кривечей и веси».
Второе: «Русские князья ездили в полюдье со всеми боярами».
Третье: «И сказал Олег: «пошейте паруса парчевые боярам, а народу — шелковые».
Четвертое: «Бояре же возвратились к дружине своей к вечеру».
В принципе особых причин для отвержения такой замены нет. «Русин — огнищанин — княж муж» — это названия одной и той же категории населения, терминология же «варьируется в зависимости от места, может быть, и от времени»8. Где-то был распространен термин «княж муж», где-то — «огнищанин», где-то — «жупан», а вот на севере прижилось слово «русь». До объединения территории, которая впоследствии стала называться Русью, не существовало единой терминологии для обозначения данной категории населения. У каждого этноса для нее было свое название.
Чтобы понять откуда взялся термин «боярин» и какова причина, заставившая произвести замену термина «русь» на новый, проследим за ходом событий.
До 825 г. русью называлась группа кривичей, проживавшая к югу от озера Ильмень в районе города Руса. С 825 г. по 837 (838) г.г. когда происходило объединение края, данное название переносится с названия народа на рать, когда в ней стояло все мужское население. После завершения объединения Северо-Западного края, с 837 года, когда возрос военный потенциал страны и в войско должны были принимать мужчин и из покоренных племен, не могла не возникнуть потребность в достаточном количестве командиров, которые управляли бы рядовым составом. Кого поставить во главе десятков, сотен, тысяч? Если хочешь иметь надежное войско и быть уверенным в том, что приказы будут выполняться так, как этого требуется, то командирами следует ставить преданных и надежных людей, досконально знающих военное дело. Так Русь оказалась во главе десятков и сотен, превратившись в командный состав войска (хотя к 861 г. какая-то его часть командиров могла быть и из числа покоренных племен). Именно они — командиры и выбирали для себя в Русе нового вождя — князя Рюрика. Видимо поэтому-то в составе племен-посланцев и не названа меря — не было командиров из этого племени. Да и не мудрено — именно с командирами и следовало говорить о прекращении междоусобицы. Но время шло, и Русью в своих руках сосредотачиваются все новые и новые земли. Появляется потребность в том, чтобы поставить кого-то уже над более значительными воинскими контингентами, над тысячами. Так русь превращается в высший командный состав. Именно о ней и шла речь, когда Олег требовал пошить парчовые паруса для руси. Именно о них шла речь и тогда, когда говорилось о возвращении к своим дружинам. К своим дружинникам возвратились, фактически, тысяцкие.
Но не секрет, что не все же время приходилось воевать. Мирная жизнь текла по своим законам. Нужно было управлять и присоединенными землями. Начала появляться потребность в людях, которым можно было бы доверить и управление отдельными волостями, заниматься сбором дани для князя, следить за соблюдением порядка и пресекать попытки проявления сепаратизма. Руси приходилось все больше и больше погружаться в дела, не свойственные ей изначально. С изменением функций, выполняемых русью, появляется и потребность в новом термине, который и был заимствован из языка тюрко-язычных народов9. Термин «русь» по своему значению еще в 950 г. был ближе к слову командир. В дальнейшем же в обращение вошло слово «болярин» (боярин), которое постепенно вытесняет старое. Но произошло это не потому, что один термин хорош, а другой плох — просто новый термин более точно стал отражать произошедшие изменения.
Разобравшись с тем, кто такая русь, тем не менее остался без ответа еще один вопрос: как получилось, что это слово стало названием народа и страны? Подобных примеров в истории немало, начиная от Рима и заканчивая империей Чингисхана: причиной была потребность противопоставления себе всем, кто не входил в состав образовавшего государства.
Но если с русью все понятно, то каковы значения таких терминов как: русь, русин, русич, русский. Тождественны ли они друг другу? Разница между ними намного больше, нежели принято думать.
Кто такая русь уже известно — это высший командный состав войска. Русин — это один из представителей высшего командного состава войска. Кто же такой русич? Принято считать, что это каждый житель Руси. Но оказывается, что нет. Вспомним о чем говорит окончание слова «-ич». А оно указывает на то из какой местности человек родом, а так же о его принадлежности к тому или иному роду, о его корнях. К примеру: Москва — москвич. Псков — пскович, Тверь — тверич. Руса — русич; Иван — Иванович. Илья — Ильич. Получается, что русич — это человек родом из Русы или из под Русы, потомок руси.
Каково же тогда происхождение и значение этнонима «русский». Историки полагают, что этноним происходит от слова «русый, светлый», т.е. ответ пытаются найти через прилагательное, совершенно забыв о том, что есть еще один вопрос, который в слове дает то же самое окончание — чей? К примеру: князь — княжеский, боярин — боярский, дворянин — дворянский, русь — русский. Получается, что мы не какие-то, а чьи! Да, в общем-то о том же самом говорит и летопись: «Мы отъ рода Рускаго»10. То есть мы, все-таки, чьи-то, а не какие-то!
1 ПВЛ. К.Радянський письменник. 1990.С.28.
2 Лебедев Г.С. Русь и чудь, варяги и готы (Итоги и перспективы историко-археологического изучения славяно-скандинавских отношений в 1 тыс. н.).)// Славяно-русские древности. Историко-археоло-гическое изучение Древней Руси. Л. Из-во Ленинградского университета. 1988.С.98. •
3 Греков Б.Д. Киевская Русь. М. Учпедгиз. 1949.С. 444.
4 ПВЛ. К. Радянський письменник. 1990.С.46.
5 ПВЛ. К. Радянський письменник. 1990.С.64.
6 Русская правда, см. Греков Б.Д. Киевская Русь. М. Учпедгиз. 1949. С.116
7 Русская правда. см. Греков Б.Д. Киевская Русь. М. Учпедгиз. 1949. С.116
8 Русская правда, см. Греков Б. Д. Киевская Русь. М. Учпедгиз. 1949. С. 116.
9 Слово «боярин« происходит от болгарского «болярин», а тот в свою очередь слова «бийлер« («бий«) — большой муж (большой).
10 ПВЛ. К. Радянський письменник. 1990. С.48.