Государства, народы, народности и племена

A. Васильев в № 4 «Византійскаго Временника» 1898 г. писал, что на основании разбора источников о славянских нападениях во второй половине 6 века на Балканский полуостров возникла в первой половине 19 века теория о полной славянизации Греции, возбудившая в науке жаркие споры.

Со школьной скамьи мы помним пушкинские строки: «Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам». Для большинства из нас эта поэтическая формула является едва ли не единственным напоминанием об исчезнувшем народе и государстве. Зато наука знает о них гораздо больше. Наш собеседник Всеволод ВИХНОВИЧ, сотрудник Петербургского института иудаики, как раз и принадлежит к числу тех исследователей, которые изучают источники, связанные с историей хазарского государства.

Ненцы — самый многочисленный народ из 40 малых народов Севера России. Невозможно поверить, что в нашей стране где-то в бесконечной тундре живут молчаливые люди в ярких одеждах из шкур, которые верят в сокрытую подземную цивилизацию и знают «в лицо» тысячи оленей.

В VI-VII вв. н. э. территория современной Беларуси стала активно заселяться славянскими (т.е. понимающими слова — речь друг-друга) племенами, которые к IX в. сформировали здесь племенные союзы кривичей, дреговичей и радимичей. Часть кривичей, расселившаяся на территории северо-востока нынешней Витебской области, части нынешних Псковской и Смоленской областей России образовали первое государственное образование на территории Беларуси, которое в писменных источниках именуется Полоцкое княжество или Полоцкая Земля.

Это покорение шло из так называемой Северной, или Старой, марки, основанной на левом берегу Лабы против земель лютицких племен. Еще маркграфы из дома Штаде покорили морачан, земчичей и лютичей, живших между Лабою и Гаволею; земли этих племен вошли в состав владений архиепископа Магдебургского.

Европейские империи ставили перед собой задачу ассимиляции малых этнических групп. Народы, которым история не предоставила шанса на самоопределение, ушли с исторической арены и перестали играть активную роль в современной Европе. Некоторые из них окончательно ассимилировались, утратили свой культурный канон, забыли язык, а другие до сих пор пытаются отстоять право считаться отдельным народом, а не субэтносом. Аналитический портал RuBaltic.Ru вспомнил 3 забытых народа Восточной Европы, которые борются за национальную идентичность.

Если поглубже копнуть исторические пласты, обнаружится весьма любопытная вещь: на протяжении нескольких столетий территория северной и восточной Германии от Эльбы до Одера была почти что исключительно населена славянами. Они пришли на эти земли примерно в VI веке, сразу после того, как германцы, обитавшие здесь во времена Античности, влекомые могучей волной Великого переселения народов, двинулись на запад и заполонили своими кибитками великолепные дороги Римской империи.

Во время великого переселения славянских народов — это случилось в V — VI веках нашей эры — дальше всех на запад продвинулись лютичи, руяне и ободриты. Есть версия, что вольный город Гамбург, ставший впоследствии центром крупного архиепископства, построили именно славяне. Но это не факт. Скорее всего, Гамбург был передовой крепостью франков, которые еще до прихода к власти Карла Великого, еще при Пипине Коротком, а, может, даже Карле Мартелле начали движение на восток. И в какой-то момент столкнулись со славянами.

Не лѣполи ны бяшетъ, братïе, начяти старыми, то есть новыми, словесы трудныхъ повѣстïй в продолжение прошлого текста «Не пора ли знать историю как она есть?» Который вызвал, помимо прочих, неожиданную для меня реакцию — мне стали указывать, что я чего-то там пропустил или не подтвердил. То, что опус являлся пупуляризаторской статьей, покрывшей 40000 лет истории в пяти страницах, их не смутило. Да и в мои задачи не входило расковырять все детали прошлого.

Название народа мордва, или мордвины, было дано им соседями. Среди самих мордвинов оно никогда не употреблялось. Мордва издревле делилась на две большие, близкие между собой, группы (некоторые считают их отдельными этносами) – мокша и эрзя. До конца XIX века этнографы выделяли в составе мордвы ещё два мелких субэтноса – терюхан и каратаи.

Поиск

Журнал Родноверие