21 июня я побывал на языческой Купале под Волоколамском. Праздник получился очень яркий как массовое действо и интересный с познавательной точки зрения. Но вначале хочется расставить точки над «i», начав с различия между Купалой и Иваном Купалой… Купала (Купайло) — это языческий праздник, отмечающийся в дни летнего солнцестояния в период с 20 по 26 июня. Иван Купала — адаптация этого праздника в христианскую традицию (как и, например, Масленица), также является Рождеством Иоанна Предтечи и отмечается с 6 на 7 июля по новому стилю.

Эту грань различия стоит держать в голове, читая заметку дальше. Сразу оговорюсь, что лично я воспринимаю все происходившее как историческую реконструкцию культуры Руси VIII-X веков. К сожалению, правда и вымысел в истории того периода трудноразделимы и подвергаются сейчас массе спекуляций как со стороны сторонников альтернативной истории, так и истории традиционной. Споры эти пусть останутся на совести тех, кто их ведет, а мы отправимся на праздник…

Ярмарка

12

Место проведения праздника выбрано живописное, на берегу реки Руза, недалеко от деревни с названием, способным вызвать дежавю у жителей Ржевского района — Малое Сытьково, на этно-площадке «Красный Луг». Организует Купалу культурно-просветительский центр «ЯРГА», при поддержке Волоколамского историко-археологического музея и марки одежды «Белояр». А впервые на этом месте он был проведен в 2008 году.

Само празднование длилось четыре дня, с 18 по 22 июня. Мне же и моим коллегам из «Независимой студии РиТ» довелось побывать на кульминации Купалы, 21 июня. Про события этого дня и пойдет речь. А пригласили нас ржевитяне, которые приезжают на этот праздник уже четыре года — ржевская славянская община «Ярцы». Они как раз увлекаются такой исторической и культурной тематикой.

13

Первое, что бросается в глаза — огромное количество машин, припаркованных на лесной поляне недалеко от места проведения праздника. За последние годы праздник приобрел значительную популярность, причем, в этом году, во избежание возможных недоразумений, запретили продажу алкогольной продукции. С одной стороны, правильно, с другой — немного жаль: традиционные напитки на основе меда очень вкусны. Впрочем, их вполне заменял медовый квас, продававшийся в нескольких лавках.

14

Еще одно впечатление, врезавшееся мне в память. Все прохожие казались актерами какого-то фильма: с правильными чертами лица, некрасивых людей как будто бы и не было. Что ни парень — то добрый молодец, что ни девушка — то красна девица, дети тоже казались сошедшими с картин. Потом, разобравшись в своих ощущениях, я понял, что дело в народных костюмах, которые были на доброй половине гостей праздника. На народных коллективах они, как правило, излишне расшиты, не поверишь, что так может выглядеть одежда, пусть и праздничная. А тут — простые сарафаны, рубашки с орнаментом, и что удивительно, они, оказывается, любому к лицу. Может, наши предки были правы в выборе одежды?

То, что происходит в первой половине дня, можно описать одним словом — ярмарка. Кто-то торгует сувенирами, одеждой, книгами, целебными сборами трав и тому подобное, цены я бы охарактеризовал как «московские праздничные». Также тут можно встретить костоправа, кузнецов, музыкантов, художников и, если задаться такой целью, то о каждом можно составить отдельный рассказ. В огороженном вольерчике, к радости прохожих, сидели две живые совы. В самом начале торговых рядов оборудовано пыточного вида устройство, где желающих действительно подвешивают за руки и за ноги — мол, растяжка мышц и суставов, полезно, говорят.

15

Отдельных слов заслуживают музыканты из Тулы, группа «LaVerden». В коллектив удачно вписался один из ржевитян. Получилось два вида барабанов, волынка и бубен. Что можно сыграть в таком составе? Да все, что угодно! Народные мотивы внезапно сменяли «Smoke on the water» или «We will rock you». На волынке и барабанах! Ребята, выражаясь по современному, «жгли», причем не только на ярмарке, но и во время проведения обрядов вечером.

Около корчмы читали лекцию по приготовлению теста без использования дрожжей с закваской на пшеничной или ржаной муке. Перекусить тут также можно было, хотя, если ехать на несколько дней, лучше брать еду с собой и готовить на костре — дешевле выйдет.

16

Дальше, за ярмаркой, была площадка, посвящённая боевым искусствам. Тут можно было получить мастер-класс по работе с саблей или прямым мечом от полковника казачьего отряда «Московия» Алексея, известного здесь под именем Веш. Многие на празднике предпочитают называться именами, под которыми их знают тут, среди своих. Например, главного жреца праздника все знают как Родобора (Боруту).

В предыдущие описываемому дни были организованы показательные схватки, и даже абордажный бой на двух ладьях, на которых также могли покататься желающие. Еще была оборудована площадка, где за некоторую плату можно поупражняться в стрельбе из лука и метании копий и топоров. Я лично питаю слабость к стрельбе из лука, так что не смог удержаться и отдал сотню деревянных за возможность выпустить три стрелы. Лук тут, надо сказать, был традиционный, то есть просто гнутая палка, пусть и хорошо обработанная. Стрельба из такого требует определенной сноровки, хотя в целом получилось неплохо.

Попробовать свои силы можно было и в кузнечном деле, и на желающих было приятно посмотреть. Новичкам давали сковать простые вещи: гвозди, подковы и тому подобное. Кузнец представился Антоном, сказал, что у него своя кузница в Москве и что приехали они сюда вшестером с друзьями — кто-то кует, кто-то есть готовит, кто-то за лавкой следит. К сожалению, полностью воспроизводить технологию той эпохи для праздника слишком сложно — нужен глиняный горн, его заменили металлическим сварным, да и наковальня соответствовала более позднему периоду. Но меха были максимально точной копией исторических, и даже стояли на подставке, сложенной из шести копий. Да и сама технология с использованием древесного угля в общем соответствовала интересующей эпохе. Пробовали свои силы в кузнечном деле многие. Особенно было интересно наблюдать, когда за молот взялась хрупкая девушка — гвоздик сковать. А кузнец выдал ей «Машеньку» — кувалду почти в половину роста девушки, мол, молотком слишком слабо получается бить.

Параллельно всему этому шла подготовка к празднику: репетировали ритуал извлечения живого огня, девушки плели венки и украшали ритуальные ворота, неподалеку складывали будущие костры и самый главный из них — Купалец. Для него мужики всем миром установили огромный сосновый столб, украшенный сверху венком из веток. «Этот шест и есть тот самый инструмент, по которому ярь небесная в землю проливается» — написано в описании обрядов праздника. Шест — центр огромного (примерно в пять человеческих ростов) костра, пламя которого станет кульминацией праздника. Но об этом, а так же что означает самая часто используемая фраза на празднике — «Купала гой!», читайте во второй части рассказа.

Часть 2

Поиск

Журнал Родноверие