Традиция праздновать 1 мая появилась не в 1890 году, когда Американская федерация труда предложила провести всеобщую забастовку в память о событиях 1886 года. И даже не в 1886-м году, когда в САСШ впервые прошла первая массовая демонстрация 1 мая за восьмичасовой рабочий день (надеюсь вы в курсе, что СССР не имеет никакого отношения к основанию праздника 1 мая?). 1 мая в самых разных странах считался днём особенным издревле.
Троицкая берёза. Русский лубок XIX века.
Конечно сразу вспоминается пресловутая Вальпургиева ночь, которая праздновалась в ночь с 30 апреля на 1 мая. Название этой ночи происходит от имени христианской святой Вальбурги Хайденхаймской, канонизированной именно 1 мая (предположительно в 870 году). Тогда её мощи были переданы в город Эйхштетт (Eichstätt), что в Баварии. Собственно, именно там, в Баварии, а также в Швеции и Финляднии 1 мая начали отмечать, как день Вальбурги. Странно конечно, что 1 мая, отмечаемый как день святой, стал как-то связан с обрядом, который христианская церковь однозначно классифицирует, как сатанинский. Ведь Вальпургиева ночь, как считается – это ночь шабашей, которые устраивают ведьмы.
Однако при более пристальном изучении оказывается, что традиция отмечать этот день уходит корнями в совсем древние, ещё дохристианские времена.
Самые ранние майские праздники отмечались в Древнем Риме. 27 апреля начинался праздник Флоралии, посвященный богине весны Флоре. Праздник был очень древним, и по легенде был введён ещё полумифическим царём собинян Титом Тацием во времена Ромула. Флоралии длились шесть дней и заканчивались 3 мая. Празднования характеризовались крайне распущенным характером.
Просперо Пьятти. «Флоралия». 1899 год.
Римский праздник Флоралии перекликался с гэлльским (кельтским) Праздником костров Beltane, который праздновался обычно 1 мая. Праздник отмечал середину пути между весенним равноденствием и летним солнцестоянием. Beltane отмечался в Ирландии, Шотландии и на острове Мэн. Этот праздник упоминается уже в древнейших образцах ирландского эпоса.
Праздник проводился перед началом выгона скота на летние пастбища и, так сказать, требовался для защиты скота, посевов и людей от природных и сверхъестественных сил. Во время этого праздника кельты пытались умилостивить т.н. Aos Sí – сверхъестественную расу эльфов и фей в ирландской и шотландской мифологии. Считалось, что эти существа живут под землёй в волшебных курганах в невидимом мире параллельной вселенной. Причём кельты избегали напрямую называть этот народ Aos Sí, что дословно означало «люди кучи» и предпочитали использовать эвфемизмы вроде «хорошие соседи», «светлый народ» и т.п. Кельты были уверены, что наибольшую активность Aos Sí проявляются в Beltane, отсюда и желание успокоить их и задобрить.
Священным деревом Aos Sí считался боярышник, который назывался Майским кустом. Цветы боярышника активно использовались в украшениях. А цветущему боярышнику даже поклонялись.
Ритуал во время Beltane состоял в том, что друиды зажигали два больших костра, сопровождая свои действия заклинаниями, и прогоняли скот и людей между этими кострами. Иногда, впрочем, люди перепрыгивали через огонь или угли. Самым важным местом проведения Beltane’а считался холм Уснех (Hill of Uisneach) – мистический центр Ирландии. На юго-западной стороне холма покоится почти круглый 6-метровый известняковый камень, который считается «пупом» Ирландии.
После того, как Европа стала христианской, языческие праздники на 1 мая потеряли своё религиозное значение, превратившись в народные праздники без сакрального подтекста. В ходе Майского дня молодёжь танцевала вокруг «майского дерева». Таким деревом вместо реального куста боярышника стал обычный шест – «майский шест».
В этот день обычно выбиралась Майская Королева, в чьи обязанности входило открывать майские праздники, выступать с речью перед началом танцев и т.п. Некоторые исследователи утверждают, что обычай выбора Майской Королевы также уходит в языческое прошлое и когда-то после окончания майских праздников королеву умертвляли. Однако скорее всего это не более, чем мрачная легенда.
С XVIII века многие католики стали отмечать Первомай в различных богослужениях, посвящённых Деве Марии. Таким образом Дева Мария на 1 мая как бы сливалась с Майской Королевой.
Джон Кольер, «Королева Гвинерва на праздновании Первого мая», 1900 год
Во Франции на 1 мая есть обычай дарить веточку ландыша. Этот обычай возник в XVI веке. 1 мая 1561 года юный король Франции Карл IX получил веточку ландыша в качестве ознаменования того, что он наследует трон (Карлу тогда было всего 11 лет и трон он унаследовал после смерти своего старшего брата). Карл IX решил после этого каждый год на 1 мая одаривать придворных дам ландышами.
Практически во всех европейских странах 1 мая издревле праздновали сперва как языческий праздник прихода лета, а затем просто как весёлый праздник весны. Несмотря на то, что в СССР Первомай приобрёл оттенок чуть ли не главного коммунистического праздника, реальность такова, что Майский день – 1 мая – праздновался и в Третьем Рейхе.
Адольф Гитлер в Майский день 1 мая 1936 года в Берлине.
Впрочем, этот день праздновался всюду, куда ступала нога европейца. В том числе и в США. Традиция праздновать 1 мая в США была завезена первыми переселенцами. В этот день в ряде регионов будущих США плелись небольшие корзины. Эти корзины заполнялись цветами и оставлялись на пороге соседей. Затем тот, кто принёс корзину, звонил в колокольчик и убегал.
Таким образом день 1 мая является очень древним праздником европейских народов. В этот день люди веселились от души. Естественно поэтому, что именно этот день избрали американские профсоюзы, чтобы провести в 1886 году общенациональную акцию в защиту идеи восьмичасового рабочего дня. После тех событий праздник приобрёл идеологический оттенок, став Международным днём солидарности трудящихся в борьбе за свои права.
Однако постепенно непримиримый антагонизм между Трудом и Капиталом ослаб. Уже никому не приходит в голову кидать в полицию бомбы во имя сокращения рабочего дня и увеличения заработной платы. И постепенно идеологический оттенок Первомая стал теряться. Сегодня этому дню фактически возвращено изначальное значения праздника наступления Весны и Лета. А некоторые склонны вернуть ему и древнюю языческую символику. Например сегодня, как тысячи лет тому назад, в Ирландии на 1 мая зажигают майские костры.
В ряде стран, в том числе в России, 1 мая частично сохранил идеологическую подоплёку. Впрочем, современные первомайские демонстрации уже ничуть не напоминают о том яростном противостоянии конца XIX века, когда Первомай стал днём солидарности пролетариата. Сегодня это просто День наступления Весны.