Приближается ноябрь, а вместе с ним и Осенние Деды, и католический День Всех Святых, приходящийся на первый день месяца. Традиционно это время посещения могил близких, период размышлений и воспоминаний. Вопросы, на которые мы попытаемся ответить в этой статье, таковы: насколько современный праздник мертвых имеет отношение к старославянским осенним дедушкам и можем ли мы говорить о простом продолжении традиции?
Начнем с того, что в 935 году Папа Иоанн XI назначил на 1 ноября праздник Всех Святых, который должен был вступить в силу во всей Церкви. Таким образом, оказывается, что католический праздник мертвых существовал еще до начала христианизационной акции Гнезненского государства, которая продолжалась примерно с 966 года. Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что День Всех Святых в церкви не был создан для инкультурации христианства среди лехитских племен.
Проблемная дата Дедов
Проблема — сама дата Дедов. Возможно ли, чтобы древние славяне отмечали праздники на основе солнечного календаря и датировки по современным нормам? По мнению большинства исследователей, календарь наших предков был основан на фазах Луны и ее блуждании по небу и, как следствие, заставлял двигаться праздники. Если на самом деле праздник был подвижным и зависел от фаз луны, то следовало бы задать дополнительные вопросы: был ли он во время полнолуния или новолуния, а также какого полнолуния или какого новолуния? Как видите, вопросов больше, чем ответов.
Праздник дедов в Беларуси", Станислав Багенский, общественное достояние.
Однако многое указывает на то, что Осенние Деды совершались во время полнолуния, о чем говорится в рассказах из фольклора. Например:
В детстве Лисовская не раз посещала дедов: их праздновали тайно, в полнолуние, на кладбище в близлежащих Бобыничах, где когда-то униатская церковь была преобразована в православную еще во времена ее юности[1].
Луна будит мертвых на Деды?
” Деды", Чеслав Борис Янковский, общественное достояние.
Кроме того, в народной культуре существовали верования, согласно которым Луна способна поднять из могилы умершего (души умерших часто представлялись в виде моли, то есть насекомых, летящих к свету, в том числе и лунному), а повышенная активность духов должна ведь способствовать установлению с ними контакта. Из этого убеждения вытекают популярные верования о лунатиках, которые бессознательно блуждают во сне из-за лунного света (сон в народной культуре был эквивалентом смерти). Известно, например, Великопольское заявление, цитируемое Кольбергом, согласно которому во время поражения под Варной Антихрист воскрешал тела павших турок, поворачивая их лица к лунному свету[2]. Согласно другим поверьям, следует избегать сна в положении, когда Лунный свет освещал лицо человека, поскольку это могло привести к искажению лица или даже безумию.
Противники вышеупомянутой теории, в свою очередь, утверждают, что Луна, да, согласно сообщениям, влияет на души умерших, но отрицательно, блокируя им путь в загробную жизнь. Особенно это касается душ проклятых, которые преодолевают только половину его ночного пути и останавливаются на воде, в которую тот же погружается (вода часто в преданиях веры является пограничным местом между мирами). Это, в свою очередь, означало бы, что заблудшие души, подвергшиеся сильному воздействию полной луны, не смогут участвовать в общем мире с живыми. Кроме того, поскольку Луна направляет поток душ между мирами, апогеем ее влияния должен быть момент, когда невозможно перейти из того мира в царство живых.
” Деды", Чеслав Борис Янковский, общественное достояние.
Я не собираюсь разрешать этот спор в этом месте, хотя лично я склоняюсь к первой версии, в которой деды совершаются во время полнолуния, поскольку его негативное воздействие во всех известных мне сообщениях касается только душ осужденных (к ним относились, прежде всего, души умерших злой смертью).Однако нет никаких следов из фольклора, указывающих на то, что во время обрядов эта категория мертвых вообще упоминалась. Единственное этнографическое сообщение, в котором упоминается этот тип практики, говорит о том, что „умерших не своей” смертью, в том числе самоубийц, поминали только один раз в год, перед зелеными праздниками [3]. Кроме того, не так уж точно, является ли Луна в народной традиции небесным телом, где поток душ между мирами, потому что на Люблинщине считалось, что именно во время лунных ночей можно увидеть души, сгущающиеся возле кладбищ и на прощальных дорогах.
Косточки за бабками Идо!
Теперь мы рассмотрим значение других небесных тел в народной культуре, а именно Пояса Ориона (славяне отличали его три звезды, расположенные в одну линию) и Плеяды. По словам Анны шифер, на территории Мазур, Вармии и Курпии население знает созвездие Ориона под названием Косники и Плеяды (старшая часть созвездия Тельца) как бычок или скопление. Практическое значение этих звезд в тех областях постоянно актуально, так как по сей день некоторые по созвездию Ориона определяют время в пределах суток и времен года. Это является важной составляющей народного календаря. Также там перемещение по небу, появление, исчезновение звезд Ориона часто сочетается с Плеядами. Информаторы говорили: "это косники за бабками сразу Идо",” бабки перед косниками пошли „,”Идо долой с неба косники и подорожники-это зиосна (т. е. весна) " [4].
Плеяды и Орион. Фото из программы Stellarium.
Души через сита во время Дедов
В народной традиции существует четкая связь Плеяд с загробным миром и душами умерших.
Например, в Беларуси для Плеяд записано название "сита „, и присутствуют предания, согласно которым это место просеивания душ:
" сита-это огненные свечи на небе и место, где собираются праведные души. Ангелы просеивают здесь праведные души от нечестивых"” "здесь просеиваются души-нечестивые идут в ад”а праведные — в рай" [5]
Интересно, что сита, как другое название Плеяд, известна также в Литве, Латвии, Эстонии, Финляндии и у вотяков[6]. Согласно болгарским верованиям, Плеяды, называемые Васи, Влашкови или Васчи, ведут души умерших прямо на небеса[7]. Также на территории польский Плеяды иногда называют тележкой душ[8].
Если мы проверим движение Луны и ее фазы в какой – либо программе отслеживания ночного неба, мы заметим интересную вещь-каждый раз в ноябре происходит слияние Плеяд и Луны в полнолуние. Луна, конечно, проходит через Плеяды в течение года несколько раз, а ноябрь-единственный месяц в году, когда она регулярно закрывает созвездие во время полнолуния. Возможно, это ответ на вопрос об исходной дате праздника, который, по этой гипотезе, будет подвижным, зависящим от дня ноябрьского полнолуния. Однако это всего лишь гипотеза и требует дальнейшего изучения.
Литература
[1] Вильнюс и земля Мицкевичской памяти: материалы III Международной конференции в Белостоке 9-12.IX.1998 в трех томах. Т. 1, в кругу исторических дел, 2000, с. 65.
[2] Оскар Кольберг, Луд: В. Ян Яворский, 1882, с. 4.
[3] [пароль:] деды, [в:] СД Эс, т. 2.
[4] А. шифер, традиционная астрономия и народная метеорология в Мазурах, Вармии и Курпях и ее современные преобразования, Ольштын 1969, стр. 51-54.
[5] T. Avilin, The Pleiades in the Belarusian Tradition: Folklore Texts and Linguistic Areal Studies, „Folklore: Electronic Journal of Folklore” 2018, nr 72, s. 143.
[6] В. Купишевский, польский словарь астрономии и измерения времени: текущее состояние, история и славянские связи, Варшава, 1974, стр. 99.
[7] А. Ковалик, космология древних славян: пролегомена к политическому богословию древних славян, Краков 2004, с. 201.
[8] Б. Садовская, обычаи, обряды и традиции в Польше, Варшава 2001, стр. 62.