Наверное, каждый слышал о русалках, но соответствуют ли наши знания тому, что существует в массовой культуре? О стереотипах, сложившихся вокруг образа русалок, а также об отличительных чертах белорусской русалочьей традиции читайте в статье .
В белорусской мифологии русалки, пожалуй, самые известные персонажи, о которых рассказывают во всех этнографических регионах страны. Русалки, пожалуй, единственные представители так называемой «низшей» мифологии, вокруг которых сложился развитый праздничный ритуал. Только в Паниамоннии отсутствуют русалочьи обряды, а также термин «русалочья неделя», хотя русалки известны местным жителям, о чем свидетельствуют фольклорные материалы. Возможно, такая региональная специфика связана как с сильным влиянием католической церкви, сумевшей преодолеть здесь эти архаичные народные практики, так и с изначальным присутствием в местной мифологии иных природных духов, соответствующих русалкам в других регионах.
Особенностью образа русалки в белорусском фольклоре является его яркость и выразительность, однако, наряду с этим, описания отличаются многообразием и изменчивостью и порой демонстрируют взаимоисключающие характеристики, известные в разных местностях. Если бы не общее название «русалка», можно было бы даже подумать, что речь идет о различных мифологических существах. Кроме того, известен ряд местных духов, которые по своим существенным признакам очень близки к русалкам: лойма, казытуха, цицоха и другие.
Кто такие русалки?
Изменчивость, многогранность и противоречивость образа русалок в белорусском фольклоре во многом обусловлены наслоением разных времен и традиций. На протяжении веков восприятие русалок менялось от почитаемых природных духов до злых духов. Однако если попытаться выделить изначальный образ русалки, то это дух, олицетворяющий влагу, способствующий плодородию полей и росту растительности в целом. Происхождение русалок в народной традиции связывают главным образом с некрещеными умершими младенцами женского пола и утопленницами, то есть людьми, не исчерпавшими своей жизненной силы и остающимися в течение определенного времени привязанными к земле, которой они возвращают свою нерастраченную силу. Здесь прослеживаются представления о предках как о носителях плодородия.
Откуда произошло слово «русалка»?
Этот вопрос до сих пор остается спорным. Можно предположить, что сам образ русалки, безусловно, архаичен и локален, но сам термин, вероятно, заимствован из глубокой древности. Существует версия, что славянское название праздника Русалии, как и термин «русалка», произошло от названия римского праздника почитания умерших — Розалии, который продолжал отмечаться и после принятия христианства, в Троицу. Этот термин впервые был принят южными славянами в Болгарии и Сербии, и лишь затем он проник в местную культуру с Балкан в ходе славянизации нашего региона. Но стоит еще раз подчеркнуть, что речь идет о заимствовании термина, а не самих представлений о соответствующем духе. Происходило объединение схожих мифологических образов с принятием нового мифонима.
Где живут русалки?
Вопреки расхожему стереотипу о русалках как исключительно водных духах, в белорусской мифологии русалок можно встретить и в воде, и в поле, и в лесу. Более того, присутствие русалок заметно и в культурном пространстве: в огороде, в саду, на кладбище, во дворе и даже в доме. Наряду с этим легенды прослеживают зависимость местонахождения русалок от времени. Люди верят, что русалки проводят осень и зиму в воде, а с весны до осени они находятся на суше.
Вредны ли русалки?
Как и большинство духов природы, русалки имеют двойственную природу. Сами по себе они не являются ни добрыми, ни злыми. Они могут одновременно приносить пользу людям и их экономике и быть смертельными для людей. Во многом отношение русалок к человеку зависит от самого человека. Если установленный порядок и правила не нарушаются, русалка не причиняет вреда, а предупреждает об опасности, выполняет работу по дому, помогает полевым и садовым растениям, лечит болезни. Русалки также вознаграждаются за доброту к своим детям.
Часлав Петкевич оставил весьма красноречивую запись, свидетельствующую об особенностях архаичного восприятия русалок в традиционном обществе:
« Русалки сидят во ржи, пока она растёт, и Бог посылает их следить за ней, чтобы никто не топтал и не тряс колосья, потому что они не будут плодоносными». Неудивительно, что если скунс застрянет в поле, его сожрут. Русалки не причиняют вреда невинным людям ; Они сидят в воде, даже в самых глубоких глубинах, в самых глубоких водоворотах, чтобы люди знали, что туда нельзя ходить, потому что можно утонуть . Они также сидят в лесу, чаще всего около какого-нибудь болота, какой-нибудь глубины, предупреждая всех , что там черт наиболее опасен.
Являются ли русалки злой силой?
Как уже отмечалось, со временем восприятие русалок изменилось по разным причинам. Под влиянием христианской веры русалки, как и другие духи природы, стали считаться злой силой. Описания русалок приобретают инфернальные черты (большие железные груди, рога, копыта, когти и т. д.), а действия русалок характеризуются как однозначно вредные и враждебные по отношению к человеку. Как и другие демоны, русалки боятся креста, молитвы и освященных предметов.
Между тем в фольклоре довольно часто встречаются свидетельства нейтрального восприятия русалок и даже (хотя и редко) их святости и безгрешности. Это тот случай, когда говорят, что русалки происходят от умерших крещеных детей. Однако даже в этом случае сохраняется ощущение потенциальной опасности со стороны русалок.
Как они выглядят?
В настоящее время наиболее распространенным среди горожан является представление о русалке как о девушке с рыбьим хвостом. Нечто подобное встречается и в фольклоре, однако специалисты полагают, что этот образ имеет литературное происхождение.
Чаще всего в белорусских деревнях русалок описывают как очень красивых молодых обнаженных девушек с длинными развевающимися волосами и большой грудью. Но есть и другие представления о русалках. Когда их описывают как людей, их также называют детьми и старушками. Встречаются упоминания о русалках, напоминающих животных: птицу, обезьяну, змею, кошку, крысу. Характерные черты их потустороннего облика включают в себя: кожу землистого цвета, мертвенный взгляд, железные сундуки и другие искусственные части тела, белую одежду или одежду, в которой они были похоронены, и лохмотья.
У русалок часто есть украшения — венки и ленты. В руках они могут держать пестик, пестик, мехи, посох, ступку, косу и веретена, и русалка использует эти предметы как орудия наказания, особенно детей. В то же время вы можете защитить себя от русалок, уколов их булавкой или иглой.
«Провода русалки» — что это?
Основное время активности русалок приходится на так называемую Русальную неделю (или Граную, Духову, Кривую, Семушную), которая начинается на восьмой неделе после Пасхи после Троицы со дня Сошествия Святого Духа. В дохристианские времена этот период также был подвижным и определялся степенью роста и цветения растений. Примечательно, что сезон русалок совпадает с пиком зеленой растительности и колошением ржи, что особенно интересно в контексте представлений, согласно которым русалки напрямую отождествлялись с рожью. По сути, время пребывания русалок на земле соответствует сельскохозяйственному циклу. Запрет на посещение полей и лесов в Русальную неделю направлен именно на то, чтобы растения находились в состоянии покоя в важный период цветения и созревания.
Русалочье воскресенье раньше пользовалось большим уважением; люди не начинали новую работу, не стирали, не ткали, не строили заборы, то есть не делали «неправильной» работы, как это делалось в Рождество. Это было сделано для того, чтобы с фермой не случилось ничего плохого. Всю неделю они боялись ходить в лес и купаться, потому что боялись, что русалки поймают их и причинят им вред. Женщины и девушки развешивали на дереве пряжу, полотенца и нитки для одежды русалок.
В юго-восточных регионах Беларуси эта неделя завершилась обрядом «Проводы русалок», который символизировал завершение сезона их наибольшей активности. Из девушек (обычно молодых и незамужних) выбирали «русалку», которую украшали зеленью, цветами и ветвями деревьев. Участники также сплели венки для себя. В это время пели особые русалочьи песни. Вместе с русалкой они обходили деревню, где встречались хозяева и могли вручить подарки участникам шествия. Затем русалку выводили за пределы деревни, чаще всего во рожь, где ее зеленую одежду ритуально уничтожали. После этого молодые люди часто устраивали игры и скачки. Это делалось для того, чтобы почтить русалок, защитить себя от их потенциально вредного воздействия, а также обеспечить плодородие своих полей и тем самым добиться процветания.
В настоящее время в селе проводится церемония «Проводы русалки». Великий лес Хойникского района Гомельской области признан нематериальным культурным наследием Беларуси. Возрожденные русалочьи обряды можно увидеть также в Любанском районе Минской области. Аутентичным центром белорусской русалочной обрядности считаются Лоевский и Брагинский районы Гомельской области.