Мы продолжаем серию публикаций на тему истории Великого Новгорода и Новгородской земли авторства историка и писателя Виктора Смирнова. Материалы публикуются с разрешения автора.

Такие древние города как Великий Новгород отличаются от городов молодых еще и тем, что здесь под землей покоятся останки многих поколений наших предков. За одиннадцать с половиной веков в Великом Новгороде сменилось примерно пятьдесят поколений. Если условно взять среднюю численность населения в 20 тысяч человек и умножить на 50, то получается, что под нашими ногами лежит миллионный город мертвых. Все эти люди когда-то трудились и воевали, любили и ненавидели, страдали и радовались, рождали детей и в конце концов умирали.

Как тут не вспомнить Пушкина:

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам

Каждое захоронение несет в себе огромную информацию о людях, которые в нем захоронены, об их верованиях, материальной культуре, быте, семейных и социальных отношениях и, следовательно, дает богатый материал для антропологии -- науки о происхождении и эволюции человека. Например, изучение останков ильменских словен, извлеченных из погребальных памятников, позволило установить наличие генетической связи между ними и балтийскими славянами.

Наши далекие предки хоронили умерших в долбленых колодах, которые опускались в неглубокие ямы, головой на заход солнца. Покойников одевали в праздничную одежду, и опускали вместе с украшениями и бытовыми предметами, которые могли им пригодиться на том свете. У мужчин это были обычно нож, кресало и огниво, у женщин пряслица и даже серпы. В ноги ставили горшочки с пищей, чтобы усопший мог подкрепиться по пути в лучший мир. Поблизости от могильника археологи часто находят следы поминальных тризн. Предки верили в то, что покойники могут помогать или вредить живым, поэтому старались почитать умерших.

Ученые давно задавались вопросом, почему в Приильменье обычным в то время курганам и сопкам наши предки предпочитали грунтовые могильники? Ответ дали археологи В.Я. Конецкий и Е.Н. Носов. Причина заключалась в происходивших тогда изменениях родового строя. Первобытная община распадалась на патриархальные семьи, поэтому сооружать громадные курганы и сопки стало просто некому, общие для всего рода погребальные костры погасли, а обряд трупосожжения уступил место дошедшему до наших дней способу погребения умерших.

Еще одна загадка заключалась в отсутствии захоронений этого периода в самом Новгороде. Эта ситуация даже дала повод В.Л.Янину в присущей ему полушутливой манере задаться вопросом: "А умирали ли древние новгородцы?"Долгожданная сенсация случилась в мае 2017 года. Новгородская археологическая экспедиция Института Археологии РАН вела раскопки на улице Обороны. Участок этот считался неперспективным, так как глубина культурного слоя не превышала оного метра. Но именно здесь был "взят след", который вывел экспедицию к древнему городскому кладбищу X-XI веков. Стало очевидно, что другие древние захоронения надо искать за чертой Окольного города, поскольку по санитарно-эпидемиологическим соображениям наши предки не хоронили усопших рядом с жильем. Сенсационная находка на улице Обороны заставила археологов поставить вопрос перед городскими властями о немедленном расширении охранного статуса культурного слоя на городские окрестности, которые сейчас активно застраиваются.

В первые годы советской власти на волне антирелигиозной кампании в стране началась настоящая война с покойниками. После кощунственного "освидетельствования мощей" был уничтожен некрополь Софийского собора, где покоились церковные владыки, князья и посадники Господина Великого Новгорода. Та же участь постигла древние кладбища Юрьева, Антоньева и других новгородских монастырей. Была безвозвратно утрачена собранная археологом-любителем Передольским уникальная коллекция черепов, содержавшая богатейшую информацию для ученых-антропологов. Уже после войны в болотах Мясного Бора, наверное, так и гнили бы в беспамятстве останки тысяч бойцов 2-й Ударной армии, если бы не гражданский подвиг нашего земляка Николая Орлова, из которого потом родилось поисковое движение, охватившее всю страну.

Сегодня в заброшенном состоянии пребывают шелонский некрополь князей Васильчиковых и другие фамильные захоронения известных русских родов, давших Отечеству многих выдающихся людей. До сих пор не преданы земле останки видного военного и государственного деятеля графа Аракчеева. Да и состояние обычных городских и сельских кладбищ тоже, мягко говоря, оставляет желать лучшего.

Давайте же усвоим простую истину: отношение к ушедшим поколениям характеризует всех нас, ныне живущих, и если мы хотим, чтобы после нашего ухода потомки дорожили памятью о нас, мы сами должны показать им в этом достойный пример.

vnnews smallnovgorodskie istoricheskie zapiski ot viktora smirnova zapiska tridtsat sedmaya lyubov k otecheskim grobam

Поиск

Журнал Родноверие