Историк ЮФУ Евгений Вдовченков рассказал об этнокультурных особенностях Ростовской области – почему на Дону нет коренных народов, и кто может называть себя потомками скифов.

vdovchenkov 2 768x576

Особенность донского региона в том, что здесь невозможно выделить один коренной народ, а можно только отследить, как сменялись племена на одной территории, перенимая друг у друга культурные особенности. О том, какие народы жили в Ростовской области, и корректно ли называть их коренными, рассказал кандидат исторических наук, заведующий кафедрой археологии и истории древнего мира Евгений Вдовченков.

По словам историка, у степной зоны имеется очень важная специфика – постоянная смена населения как результат миграций. Степи были контактной зоной, где одни народы сменяли другие на протяжении всей истории. Так было и до первых письменных сообщений античных авторов и авторов Ассирии об этнической истории Северного Причерноморья (VII-VI вв. до н.э.), и после. Но археология не дает названий – мы можем проследить только культуры, но имени и языка этих народов мы не знаем. Первые известные по имени кочевники на Дону – киммерийцы и скифы. Их сменяли савроматы, сарматы, аланы, гунны, болгары, хазары, печенеги, половцы, монголы, татары, ногайцы.

skifskij kurgan 1024x453nakonechniki strel 1024x511lepnoj gorshok

«Греки были первым известным нам по имени оседлым народом в Северо-Восточном Приазовье. Они поселились здесь в конце VII века до н. э. в колонии Кремны, местоположение которой точно неизвестно, но, по одной из гипотез, она находилась на территории Таганрога. С III века до н. э. по V век н.э. существовал греческий город Танаис, но он был оставлен жителями. С I по III вв. н. э. на Нижнем Дону (в том числе на территории Ростова-на-Дону) были поселения меотов, но на каком языке они говорили – мы не знаем точно»,

— заявил Евгений Вдовченков.

Ученый рассказал, что самым древним поселением на Дону, существующим без перерывов до сих пор, является город Азов – он был основан монголами около 1269 года. В нем проживали монголы, половцы, русские, итальянцы, армяне, греки и другие народы. Он был очень крупным для своего времени, и итальянцы – венецианцы и генуэзцы – называли его Тана и имели здесь свои колонии. В 1395 году он был сожжен Тамерланом, но продолжил свое существование, а с 1471 года находился под контролем Османской империи. В 1637–1642 годах его захватили донские казаки, а в 1696–1711 годах после Азовских походов он находился в составе Российской империи, но после Прутского мира снова отошел к Турции. Окончательно Азов вошел в состав России как крепость в 1769 году.

Первые славяне известны по археологическим памятникам на Дону еще в IX веке – они спустились с верхнего Дона и по Северскому Донцу. А в 965 г. Святослав захватил хазарский Саркел и переименовал в Белую Вежу, которая была в составе Руси до 1117 года. В середине XVI века на Дону появляются донские казаки. В XVII веке в Волго-Донские степи пришли калмыки. В XVIII веке после подчинения казаков Российскому государству началась колонизация региона и заселение его русским и украинским населением. В 1781 году Екатерина II переселила в Приазовье и Подонье греков и армян.

«Поэтому Донской край – традиционно контактная зона самых разных народов. Куда же делись исчезнувшие народы? Они активно участвовали в этногенезе тех народов, которые живут в России. Ираноязычные скифы и сарматы – это предки не только осетин, но и других народов. Слова «бог», «хорошо», «собака» в русском языке – это иранское наследие. Потомки тюркоязычного населения Золотой Орды – это татары, ногайцы и другие народы»,

— объяснил Евгений Вдовченков.

tanais 1024x768raskopki jufu 2017 1024x683raskopki jufu 2015 1024x610

К слову, 2022 год объявлен в России Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Южный федеральный университет не только ведет научные, в том числе археологические, исследования памятников культуры, но и популяризирует научные знания об истории страны и региона. В прошлом году был запущен масштабный проект «Этнокультурный код ЮФУ», призванный рассказывать об исследованиях в области истории, культуры и традиций народов, населяющих Дон. Кроме того, в этом году на базе ЮФУ открыт городской Центр национальных культур.

Поиск

Журнал Родноверие