Мы медленно продираемся по лесу, изрытому канавами, будто рваными ранами на теле земли-матушки. Сапоги, причмокивая, зарываются в вязкий суглинок, смешанный с сырыми опавшими листьями. Эту печальную картину усугубляет грязь, размазанная коротким, но ошалелым сентябрьским ливнем.

Где пряталась святыня

камень алтарь

- Всё, привал, — выдыхает руководитель Ветлужской археологической экспедиции музея ННГУ Евгений Четвертаков и опускается на кочку, покрытую мхом. Рядом с ним устало садится студентка Женя Ерёмина, зажав в кулачки ошейники верных собак с необычными кличками — Сателлит и Атакой.

Вот уже несколько часов мы впятером (с учётом собак) без толку бродим по окрестным лесам и буеракам в надежде отыскать очередной неизвестный археологический памятник.

Впереди — красивая роща из высоких сосен и берёз.

- Надо бы проверить рощицу, — бурчит Е. Четвертаков. И нам тотчас попадается скопление морёных валунов, много тысячелетий назад принесённых трудолюбивым «дедушкой»-ледником и в беспорядке разбросанных им в ветлужских лесах.

Постепенно мои спутники отстают и разбредаются, а я метров через 200 прямо-таки натыкаюсь на квадратный валун. В паре метров от него — еле заметные очертания ещё четырёх, вытянутых в строгую прямую линию. Разгребаю на квадратном валуне мох. И потом все вместе, оценив находку, в один голос поражённо ахаем — это же вросший в песок языческий алтарь!

Один за другим мы аккуратно очищаем другие валуны. Фантастическая картина! Центром сооружения служит каменный алтарь, а напротив, в паре метров, в ряд — подобранные по цветовой гамме четыре больших валуна. В середине имеется вход шириной около метра.

Любопытно, что вся эта вроде бы нехитрая конструкция сориентирована чётко по сторонам света. И это, конечно, неспроста, именно так сооружали свои капища древние язычники.

Но и это ещё не всё. Обследуя прилегающую к алтарю площадку, под слоем мха мы натыкаемся на сложенные из тысяч небольших морёных булыжников округлые насыпи полметра высотой — точные аналоги каменных кургано-образных груд, имевших широкое распространение на святилищах карелов.

И тут наши сомнения отпадают разом. Это сложенное из камней языческое святилище — самый настоящий нижегородский Стоунхендж (Stonehenge — одно из самых знаменитых каменных сооружений мира на Солсберийской равнине в Англии, отнесено к 2440-2100 до н. э., легенды связывают памятник с волшебником Мерлином; Стоунхендж входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО).

железные предметы найденные в святилище1

Загадка капища

Но кто же мог возвести в северном лесном уголке Нижегородчины такое необычное капище? Именно в этом нам предстояло разобраться в течение короткой экспедиции.

Мы составили глазомерный план местности, подробно зачертили и сфотографировали все каменные конструкции. Несколько дней мы исследовали святилище в надежде найти хоть какие-то артефакты, сделанные руками человека. Но всё было напрасно…

Удача улыбнулась буквально в последний день перед отъездом в Нижний: в одной из ложбин попались два фрагмента железного котла для приготовления жертвенной пищи. При более тщательном обследовании мы собрали небольшую коллекцию — часть сковороды, крюк для подвешивания котлов над жертвенными кострами, два сильно проржавевших кованых гвоздя и металлический пробой — выкованный заостренный стержень с кольцевидной ручкой для скрепления деревянных конструкций.

Мы предполагаем, что обнаружили уникальный древний сакральный языческий комплекс, подобных которому на территории Нижегородчины до нынешнего дня известно не было. Судя по обнаруженным артефактам, языческое капище существовало, вероятно, ещё в XVII-XVIII веках, когда на нём проводили свои обряды лапшангские черемисы (марийцы). В любом случае наше открытие в научных кругах уже вызывает большой интерес.

Божества на дереве

57 www blagoverie org

По данным этнографов, марийцы, как и другие коренные народы Поволжья, поклонялись духам природы. Этих духов они называли керемет и отождествляли их с силами и явлениями окружающей природы, душами давно умерших предков. К тому же марийцы верили в существование вечной, неистощимой жизненной субстанции и силы, обеспечивающей сохранение и возрождение жизни, мира, спокойствия на земле, взаимопонимания в обществе. Всё это могло дать им великое божество, по их мнению, сотворившее вселенную и давшее жизнь на земле, — Ош Кугу Юмо (Великий светлый бог).

Согласно древним языческим верованиям марийцев, с образами добрых духов и злых демонов могли отождествляться одиноко стоящие деревья (обычно с двумя разветвлёнными вершинами), а также реки, ручьи, животные, птицы и возвышенности, в том числе камни и валуны. Черемисы верили, что духи могли обладать и злой силой, принося человеческим общинам беды и несчастья. Чтобы хоть как-то умилостивить и задобрить духов, люди собирались на всеобщие языческие моления, где приносили духам жертвы. Места, где проходили жертвоприношения, находились в священных рощах на так называемых жертвенниках.

Обряд обычно проходил так. Марийцы вставали возле почитаемого ими священного дерева (берёзы, липы, дуба) лицом к полуденному солнцу и обращались к духам с просьбами участвовать в обряде. Рядом с деревом над жертвенным костром подвешивали большой железный котёл. Марийский старейшина (карт) просил божества, якобы восседавшие на священном дереве, принять от людей жертвы.

В качестве жертв приносились блины, лепешки, мёд, пиво, коровы, лошади, бычки, овцы, утки и гуси. После ритуального очищения животное валили на землю и перерезали жертве горло. Первыми каплями крови обрызгивали священное дерево, снимали с жертвенного животного шкуру и вешали на его ветви.

Чтобы жертва дошла до божества и воскресла в ином мире, сердце, печень, легкие, язык, хрящи и связки животного, в которых, по марийским поверьям, содержалась жизненная сила животного, варили в котле, а затем вместе с костями сжигали в костре.

Марийцы обращались к духу огня, чтобы он помог доставить их жертву богам и выполнить их просьбы, а после этого наконец устраивалась совместная общинная трапеза.

Неужели всё это происходило в наших ветлужских лесах?

Поиск

Журнал Родноверие