Череповчанин Юрий Безобразов вырезает из дерева кукол-панок, и не только.
Юрий Безобразов – резчик по дереву в четвертом поколении. Вместе с супругой Евгенией они занимаются возрождением и сохранением северных традиций по изготовлению деревянных игрушек. Отец Юрия Алексей Безобразов – народный мастер России, мастер народных художественных промыслов Вологодской области и член Союза художников России. Не так давно, в сентябре, завершилась его выставка «Рукам работа – серд-цу радость» в Центре ремесел.
Алексею Безобразову повезло застать обоих дедов, которые владели ремеслом резьбы по дереву и успели поделиться своими секретами, рассказал мастер в интервью cultinfo.
Юрий Безобразов также решил продолжить семейную традицию, хотя изначально выбрал другую стезю.
«Более 15 лет я занимался металлургией и научной работой в Петербурге, а потом решил всё это оставить и вернуться к своим истокам в Вологодскую область. Металлургия – это потрясающий мир, который открылся мне благодаря выдающимся учителям, наставникам, мастерам своего дела. Но я не мог не вернуться домой, не мог не продолжить дело моих предков, моего отца, деда и прадеда. Фундамент этого был заложен ещё в раннем детстве и останется со мной навсегда»,
– рассказал Юрий «Премьеру»
Череповчанин создал семейную мастерскую. Теперь изготовление северных крестьянских игрушек и предметов быта является его основным занятием.
«Мы опираемся на традиционные формы и орнамент, но ищем новые смыслы и современное применение этим вещам»,
– объяснил мастер
Чтобы не погрешить против традиции, Юрий изучает научные статьи, музейные каталоги с развернутым описанием, также посещает музеи, где есть возможность увидеть оригинальные вещи в их историческом контексте. Сложность состоит в том, что мастера интересует не промысловая игрушка, а то, что крестьяне делали для своих детей. Таких игрушек осталось немного, и в музейных витринах их нечасто можно найти.
Что-то удается почерпнуть и из мировой культуры.
«Формы перекликаются. Если взять египетскую культуру, там мы можем увидеть игрушки, похожие на наших северных коней-каталок. Это символы интернацио-нальные, понятные для всех культур. Это язык, с помощью которого можно общаться без слов на разных языках»,
– уверен череповчанин
Непростая панка
Форма традиционных игрушек достаточно проста. Например, поморская кукла-панка представляет собой ограненный столбик с шарообразной головой и плоским лицом. Она вырезалась из цельного куска дерева: топориком вырубали фигуру, а ножом придавали ей более четкие формы.
«Панки бытовали на Русском Севере, в Архангельской области. Некоторые отмечают, что они похожи на идолов, но вряд ли верующим родителям придет в голову сделать идолов для своих детей. Изначальный смысл этих игрушек – это оберег, связь с культами была утрачена. Хотя если двигаться дальше на восток, то подобные игрушки действительно приоб-ретали сакральные и обрядовые функции»,
– рассказывает Юрий Безобразов
Хотя этнографы отмечают, что в конце XIX века в глухих деревнях Олонецкой губернии еще бытовала традиция помещать деревянных кукол за иконы. Детям было запрещено их трогать. Предположительно, куклы изображали предков. По одной из версий, паны (мужской вариант куклы) и панки когда-то олицетворяли собой семейно-родовых богов, но в XX веке превратились в обыкновенные игрушки для детей.
Юрий Безобразов обращает внимание на то, что сам принцип изображения лица у куклы-панки достаточно распространен:
«Это непальские и африканские маски, деревянные скульптуры. Даже если современному человеку дать в руки нож и попросить вырезать на дереве лицо, то он сделает примерно то же самое, что и его предок тысячу лет назад. Это простейшее пересечение области надбровья, носа и дает узнаваемые черты антропоморфных фигурок»
Своих кукол-панок Юрий одевает по фотографиям XIX века. Изучая быт и занятия того времени, череповчанин в упрощенном виде переносит элементы костюма и ремесел на создаваемые игрушки.
Верный конь
Деревянный конь-солонка был первым серьезным опытом у череповчан и теперь красуется на эмблеме семейной мастерской Безобразовых.
«Конь – символ солнца в славянской мифологии, символ движения вперед и скорости. Это животное играло большую роль в хозяйстве и в жизни людей. Это достаточно понятный образ для детей и для взрос-лых. У северных коней упрощенные формы: нет ни хвоста, ни гривы. С одной стороны, это связано с тем, что при создании использовались простейшие инструменты, которые были доступны крестьянам: пила, топор или нож. Задает форму и само дерево»,
– рассказывает мастер
Грузность и неотесанность северных лошадок отчасти связана и с суровыми условия-ми жизни на Русском Севере.
В игрушках отражается характер людей, которые их создавали, считает Юрий Безобразов.
Однако все-таки мастер позволяет себе украшать шеи лошадок «северными розетками». Хотя на сохранившихся деревянных конях такого элемента нет. Орнаменту в мастерской уделяется особое внимание.
«На игрушках и предметах быта мы используем геометрический орнамент – сочетание прямых линий с точками. Как правило, треугольники или ромбы. Это простейшие формы, которые издревле были известны. Орнаменты делятся на несколько категорий: аграрные, растительные, символы солнца (розеточки, перекрестия в виде остроконечных, шестиконечных звезд, восьмиконечных звезд, распространенные в Вологодской области)»,
– отмечает Юрий Безобразов
И здесь мастер снова подчеркивает интернациональность используемых элементов. Крест, солнечный круг, ромбы с точками в тех или иных вариациях вплетались в орнаменты разных народов.
Вдохновение Юрий Безобразов черпает из разных источников. Например, старинный снимок вдохновил на создание композиции: крестьянская семья на телеге едет в город. А конь-солонка в окружении восточных колонн приснился череповчанину.
Часть игрушек мастер сохраняет для будущей экспозиции:
«Есть работы, которые не хочется никуда продавать и отдавать, поэтому мы хотим обустроить свою небольшую усадьбу вместе с музеем»