Гусиный пух
Пушки — височные украшения, сделанные из птичьего пуха (гусиного, утиного, лебяжьего), были распространены на всей территории Верхней Оки.
Их можно встретить в костюме южнорусских губерний, в частности Орловской, Калужской, Смоленской, Тульской, Рязанской, Пензенской, Тамбовской и Нижегородской, а также не только у русских, но и у мордвы (эрзя, мокша, терюхане) и горных марийцев [1, 730]*.
*При уточнении информации по данной теме у локальных специалистов по марийской этнографии сотрудник МарНИИЯЛИ, ведущий исследователь традиционного костюма мари Т. Л. Молотова сообщила, что указанные в книге Г.С.Масловой сведения являются ошибочными, и в костюме горных мари пушки не использовались. Они были распространены у луговых марийцев группы «шымакшан мари» и у восточных мари, в частности, уральских.
Молодуха — молодая замужняя женщина в праздничном костюме. Мордва-мокша. Пензенская обл., Белинский р-он, пос. Ливадия (Чембарский уезд, Пензенская губ.). 1927 г.
Технология изготовления пушков различается от региона к региону. Например, в экспедициях в Вознесенский р-н Нижегородской обл. был записан способ изготовления пушков из гусиного пуха при помощи нити и гребня: в зазоры между зубцами гребня сначала протягивалась нитка, затем плотно закладывался пух, а затем вся масса пуха перетягивалась ниткой по принципу помпона. Диаметр такого пушка составлял около 5 см. Такая же технология бытовала у северо-западной группы эрзян — шокши. Исследователи утверждают, что этот способ в целом характерен для южнорусских деревень [2, 6]. Во время экспедиции по Нижегородской области в одной деревне утверждали, что для изготовления пушков хорошо подходит пух, взятый из подмышек гусей, вероятно он более жирный и длинный.
Но самый интересный и довольно распространенный вариант изготовления пушков — это вырезание пушка с гусиного гузка, места с особенно жирным пухом от выделений копчиковой железы. Из этой железы водоплавающие птицы клювом берут жир и смазывают им перья, чтобы они были защищены от влаги. Именно ее вырезали при забое домашней птицы перед ошпариванием кипятком. Она имеет вид небольшого бугорка с кисточкой, поэтому засушивали пушок вместе с кусочком кожи, а затем изваливали в муке, отчего он становился пушистым и белым.
Так, например, делали в Приангарье и Восточной Сибири:
«На серьги пушки надевали, от гусей пушки, задок вырежут у гуся и надеют»
[2, 6]
Порядок мог быть и обратным (сначала пушок покрывали мукой, а затем высушивали (см. фото далее). Такие шарики получались более массивные, чем сделанные на гребне. В качестве материала также иногда использовались заячьи шкурки [1, 728].
Такой вариант, например, встречается у мордвы:
«В тех случаях, когда они были сделаны из заячьего пуха, их называли нумолонъ пук (эрзя)»
[5, 86]
Наиболее северные места бытования пушков находились в Тверской и Псковской губерниях, кроме того, случаи бытования подобных украшений отмечены в Вологодской области. Как описал Г. Н. Потанин, путешествуя по Вологодской губернии, крестьянки «в серьги вставляют жировые железы, вырезанные у диких уток; высохнув они сильно распушаются; это украшение называется пушками; здешняя поговорка «пушки — золотые ушки» [1, 730].
В разных регионах статусная принадлежность этого украшения могла отличаться. Пушки могли быть как атрибутом традиционного девичьего костюма, так и женского. Девушки носили их, начиная с семилетнего возраста и девушки надевали их с лентой, а замужние женщины – с сорокой, а изредка с кокошником [1, 728].Конечно же, различались и детали ношения этого старинного украшения, и у каждой деревни существовала своя традиция.
Например, можно встретить варианты ношения пушков на веревочке, перекинутой через уши (русские: «иногда их надевали на ушную раковину при помощи ремешка» [1, 728]; уральские мари: «наушные украшения «кöрж» из монет и гусиными пушками (комбо оварчык) <…> надевались при помощи специальной верёвочки на ушные раковины» [6, 49]) или крепление к височной части головного убора (мордва: «прикрепляли к белому нижнему платку у висков»)
[7, 431-432]
Встречается также и способ ношения их в мочках ушей как сережек (русские: «Пушки прикреплялись к серьгам или к небольшим колечкам, продетым в ухо» [1, 728]; мордва — «Эти шарики вешали на колечко серьги или при помощи нитяной петли — на мочку уха» [5, 86])
Наушные украшения мордвы-эрзян "пухт". Гусиный пух, ситец, блестки [3, 318]
Ушное украшение русских. Гусиный пух, металлические серьги. Фотография из личного архива Александра Акулова
Для примера рассмотрим способы ношения этого украшения у двух соседствующих этнических групп — мордвы и русских, проживавших поблизости на территории Тамбовской губернии. В мордовском костюме шарики из гусиного пуха являлись частью наушного украшения и навешивались на уши на веревочках. У эрзян они назывались «пухт» [3, 98], у мордвы-мокши они носили название «сорга» [3, 200]. У эрзян в с. Стандрово Темниковского уезда Тамбовской губернии (ныне Теньгушевский район Республики Мордовия) пушки соединяли шерстяной чёрной тесемкой, на уши подвешивали на петле, а тесёмку опускали на грудь как ожерелье. В расположенных по соседству русских селах, ныне относящихся к Вознесенскому району Нижегородской области, пушки вставлялись с металлические серьги-одинцы и носились как сережки в мочке уха. Более того, в д. Суморьево к серьгам с пушками крепились две атласные ленты, красная и жёлтая, которые перекидывались через голову, спину и перекрещивались на груди (см. фото 6 из д. Новоселки). Однако, например, в русском селе Такушево (ныне Мордовия), хотя пушки аналогично соединялись перекрещенными лентами и крепились на серьгу, их не вдевали в мочку, а подвешивали на раковину уха, поскольку проволока была слишком толстой. Таким образом пушок оказывался на уровне ушей, а не под ними.
Данные подробности в первую очередь иллюстрируют все многообразие способов ношения этого украшения, и конечно же, не исчерпывают его; об особенностях его бытования в костюмных комплексах других регионов необходимо уточнять у специалистов по отдельным областям.
Любопытны цветовые варианты, которые существовали у этого украшения. Помимо неокрашенных белых пушков бытовали также и цветные: у мордвы-мокши «сорга» могли подвергаться окрашиванию в коричнево-лиловый цвет [3, 200], в украшениях уральских марийцев исследователи тоже встречали пушки розового цвета [6, 49]. Более того, в книге «Поэзия народного костюма» М.Н. Мерцаловой обнаруживаются фотографии, на которых запечатлена руководительница ансамбля «Беседы» И.Г. Козлова, одетая в калужский костюм, в котором используются черные пушки (вероятно, изначально из черного гусиного пуха) [4].
Существование подобного варианта черных пушков подтверждается также в книге Г.С. Масловой «Очерки народной материальной культуры…»:
«У южных великорусок еще в XIX — начале XX в. ушным украшением были пушки — шарики из белого (редко из черного) гусиного пуха…»
[1, 728]
«И.Г. Козлова в народном костюме, бытовавшем в местах Калужской губернии, смежных со Смоленской губернией» Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма, с 173
Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма, с 170
Пушки могли использоваться не только как часть самостоятельного височного украшения, но и служили для декорирования других предметов костюма. У духоборов (этноконфессиональная группа русских переселенцев в Грузию) существует традиция нашивать «сепóчки» в количестве пяти штук на детские чепчики для защиты от сглаза. При отсутствии в хозяйстве своих гусей пух могли попросить у соседей. У казаков-некрасовцев был распространен способ украшения женского платка подобными пушками, которые пришивались на него в нескольких местах. Они также использовали способ с вырезанием жировой железы.
Помимо головных уборов, украшение гусиным пухом использовалось и для верхней одежды. Так, например, в д. Сысои и д. Борец Сапожковского уезда (ныне Сараевский район) Рязанской губернии бытовали бархатные безрукавки, отделанные по кайме небольшими шариками из гусиного пуха. Технология изготовления подобной пуховой отделки, к сожалению, не известна.
Бархатная рязанская безрукавка с отделкой из гусиного пуха, фотографии из личного архива Ирины Дель
Ниже представлена подборка фотографий, на которых изображены традиционные украшения из белого пуха. Все подписи к этнографическим костюмам взяты из их описания в альбомах группы «Русский традиционный костюм».
с. Борилово, Болховский уезд, Орловская губерния
с. Вышняя Залегоща, Новосильский уезд, Тульская губерния
Фотография М.И. Погодина. Девица в сукманке. Д .Ключи, Ельнинский уезд, Смоленская губерния. 1912г. Фотоархив Смоленского государственного музея-заповедника.
Женщина в праздничном костюме. Скопинский уезд, Рязанская губерния. Фото 1900-х гг.
Женский праздничный костюм с. Вослебово, Скопинский уезд, Рязанская губерния. Справа Грачева Анна Николаевна, урожденная в 1916 г.
с. Сарминский Майдан, Ардатовский уезд, Нижегородская губерния. Крайняя слева Пашкина Екатерина Владимировна в возрасте 15 лет
д. Новоселки, Темниковский уезд, Тамбовская губерния. Фотография иллюстрирует способ ношения перекрещенной ленты
с. Кириллово, Спасский уезд, Тамбовская губерния
Невеста. с. М. Юнки. Беднодемьяновский уезд, Пензенская губерния. Мордва-мокша. 1928г. Фотоархив РЭМ
Невеста с подругами. с. Стандрово, Темниковский уезд, Тамбовская губерния. Мордва-эрзя. Фото начала XX в.
Марийцы Пермской губернии (восточные мари). Архив Пермского краеведческого музея
От автора
Мне тоже довелось попробовать свои силы в изготовлении таких пушков для современной реплики костюмного комплекса Вознесенского района Нижегородской области. Прототипом для них стали пушки на гребне. Для того, чтобы пушки достигли нужного диаметра, гусиные пушинки пришлось раздваивать вручную, что, вероятно, не является аутентичным способом, однако дает ожидаемый результат. Вот небольшая инструкция.
Результаты изготовления пушков на гребне; серьги-одинцы ручной работы Александра Акулова
Выражаю благодарность Любови Колесниковой, Татьяне Прокиной, Тамаре Молотовой, Марии Галкиной, Ирине Дель и Ирине Тамилиной за информацию об этом удивительном традиционном украшении. Если у любого, кто прочтет этот материал, есть какие-то сведения об особенностях изготовления пушков и ношения их в том или ином костюмном комплексе или имеются замечания к статье, я буду рада их услышать.
Библиография
Маслова Г.С. Восточнославянский этнографический сборник. Очерки народной материальной культуры русских, украинцев и белорусов в XIX – нач. XX. Москва, 1956. с. 728-730.
Бакланова И.В. «Лексика ушных украшений как источник этнокультурной информации» c. 6-7
Т. П. Прокина, М. И. Сурина. Мордовский народный костюм. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1990. – с. 98, с. 200, с. 318.
Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. Москва: Молодая гвардия, 1988 г. c. 170-173.
Гарифуллина, Г. А., Хамматова В. В. Мордовский народный костюм [Электронный ресурс]. Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2011. — с. 86.
Молотова Т.Л., Иванова Н.А. Особенности женского народного костюма уральских марийцев. Полевые материалы Марийской этнографической экспедиции 80-х годов. Йошкар-Ола: Марийский НИИ языка, литературы и истории им. В. М. Васильева, 1993. — с. 49.
Корнишина Г. А. Украшения // Мордовия: Энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. А. И. Сухарев. Саранск: Институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, 2004. — Т. 2 (М—Я). — c. 431-432