Сами бусины не так просты, какими могут показаться на первый взгляд. Каждая сделана вручную, по технологии, которой владели мастера древности. В качестве эскизов Мария использует археологические находки, выставленные в музеях, а еще девушка не любит, когда ее называют стеклодувом…

Эксперимент превратился в хобби

Сейчас то, чем я занимаюсь, называется «лэмпворк», в переводе с английского lamp – лампа, горелка и work – работа. Если дословно, то «работа с лампой». На Руси же изготовление бусин из стекла называли «камушным делом», потому как это украшение носили с драгоценными или полудрагоценными камнями. Да и сами бусины были похожи на камушки, только сделанные человеком, а не природой. Если совсем углубляться в историю, то первые бусины появились 5 000 лет назад. Историки до сих пор «спорят», где именно: в Египте или Месопотамии,

— рассказывает мастер

7
Мария Шарова мастер «лэмворка»

Марии можно верить на слово, ведь по образованию она историк, окончила Кемеровский государственный университет. Долгое время занималась исторической реконструкцией. К своему ремеслу девушка, можно сказать, приобщилась случайно: очень уж хотелось получить «отлично» за дипломную работу.

Темой моего исследования была «Одежда Новгорода, IX-XII век». И, конечно же, хотелось сшить наряд. С платьем я справилась, элементы одежды и кожи также удалось сделать, но вот со стеклянными бусами вышла заминка. Стала искать мастер-классы по работе со стеклом. Нашла. На первое же занятие принесла книгу Бориса Рыбакова «Археология. Древняя Русь. Быт и Культура», показала, какую бусину хочу сделать, и попросила проконсультировать. По итогу получилось что-то любопытное. Уже после выпуска я продолжила заниматься реконструкцией и все больше времени уделяла именно предметам из стекла. Тогда-то и наткнулась на ролик Якова Внукова «Cтаринное бусоделие», в котором он демонстрировал, как на Руси делали бусины из стекла… Способ оказался очень интересным. Решила повторить его на фестивале исторической реконструкции «Сибирский огонь» в Новосибирске,

— вспоминает Мария

Из варяг в греки

Эксперимент удался. На поляне, где проходил фестиваль, Мария вместе с друзьями установила горн и кузнечные меха для поддержания температуры. На открытом огне с помощью металлической спицы и стеклянного прутика она стала изготавливать бусины. Прохожие обращали внимание на необычное действо, а девушка с воодушевлением читала лекции о своем ремесле.

8
Вот так в древности мастера изготавливали бусины из стекла

Для России история стекла начинается именно с Крыма, с Херсонеса. По торговому пути «Из варяг в греки» как раз и попадали бусины в нашу страну. В IX и X веках их было очень много, самой разнообразной и причудливой формы. На рубеже XII века мода на бусины изменилась, их вытеснили одноцветные бусы, в том виде, в котором они нам известны. Ведь любая экономика идет по пути упрощения и удешевления товара. Мастерам было выгоднее сделать 300 одинаковых бусин, чем 30 уникальных,

— рассказывает Мария. (В древности бусины использовали не только для того, чтобы делать бусы, но и как самостоятельное ювелирное изделие или амулет — прим. автора)

9
Стеклянные бусины

В наши дни Мария буквально повторила тот самый торговый путь «Из варяг в греки». Из Севастополя (Херсонеса) она отправляет в Москву уникальные бусины.

Я не ставлю задачу заработать на своем ремесле большие деньги. Для меня бусины – это, прежде всего, история. Очень хочется показать, что в традиционном русском костюме, был такой элемент, как бусины. Он привозился из другой страны, но стал частью славянской культуры. И чем дольше я этим занимаюсь, тем больше узнаю нового. Например, только здесь в Крыму женщины носили бусы бирюзового цвета, на Руси же преобладали красный, синий и желтый цвета. Уже тогда у женщин в разных регионах было свое представление о моде,

— говорит девушка

«Ценность стекла зависит от мастера»

Почти во всем мире родиной стекольного ремесла считают Италию, где, используя различные техники работы, в конце XI века на венецианском острове Мурано стали создавать стекло, получившее его имя. Но все далеко не так просто.

Итальянцы в свое время «распиарили» стекло за счет витражей в церквях и других изделий. Но в Херсонесе были не менее умелые мастера. К примеру, они в совершенстве владели техникой, названной итальянцами «Murrine» (Мурини), при которой изображение формируется при плавке разноцветных стеклянных прутиков. Сам рисунок проявляется при поперечном срезе стеклянной фигурки. Такой же способ используют сейчас в кондитерском деле. Вы наверняка видели карамель с рисунком. Вот только стекло в процессе изготовления нельзя взять руками,

— рассказывает Мария

В этой технике она уже сделала первые шаги. Признается, что сложно.

Среди археологических находок есть такие экземпляры, что далеко не каждый мастер сможет повторить их даже на современном оборудовании. А ведь раньше не было никаких приборов для измерения температуры или поддержания жара. Именно по этой причине ценность изделий из стекла определяется не столько стоимостью материалов, сколько мастерством человека, их сотворившим. Например, бусы, которые будут сделаны на горне, будут дороже, чем те, которые я делаю дома на пропановой горелке. К тому же сейчас, если вы купите самые простые золотые сережки и переплавите их в слиток, вы не потеряете свои деньги. Золото всегда в цене. Переплавьте изделие из стекла – лишитесь всего,

– поясняет девушка

10
Такими бусинами скифы украшали не только свои одеяния, но и лошадей (современный вариант)

«Ищу единомышленников»

Развитие своего дела Мария видит в организации школы и мастер-классов по «камушному делу». Таким образом она хочет вновь популяризировать исторические бусины как отдельный вид украшений.

Современные виды фурнитуры дают больше возможности в плане использования бусин. У вас вполне может быть модный кожаный браслет, на котором будет бусина, выполненная по эскизам мастеров Херсонеса или финикийцев. Ну и нельзя списывать со счетов просветительскую составляющую. К бусинам, которые я делаю для музеев, также идут информационные карточки, в которых рассказано об истории этого украшения,

— говорит Мария

На изготовление одной партии бусин для музея в Москве девушка потратила чуть больше месяца. Работе со стеклом она уделяет шесть дней в неделю. Обязательно берет один выходной, чтобы не перегореть.

В будущем я планирую открыть собственную мастерскую, где хочу установить настоящий горн. Так можно будет проводить увлекательные лекции и мастер-классы. А еще мне хочется набрать учеников, найти единомышленников, которые, как я, интересовались бы не только лэмпворком, но и историей

Поиск

Журнал Родноверие