Художник более 30 лет занимается изготовлением необычных кукол. / Александр Кухтерин / личный архив
Александр Кухтерин — художник, археолог, иллюстратор, а в последнее время и кулинар. И это не все его таланты. Он мастерски делает кукол из подручных материалов. Например, крышка от чайной коробки или веточка лаванды в его руках превращается в игрушку. Подобнее — в материале tmn.aif.ru
Родился с карандашом в руке
В Александре Сергеевиче поражает все. Даже то, как он живет. Его квартира — это и мастерская, и музей, и библиотека, и пристанище для собаки и птиц. Перепелки уже много лет живут у него в клетке под столом. А еще в мастерской обитают куколки, которых он сделал сам. Все они уютно расположились в комнате в 9 квадратов. У каждой из них, по словам автора, есть душа и своя история.
«Вот эта свежая работа — в виде бабушки, родилась после того, как я увидел в магазине крошечные прищепки. Решил, что нужно обязательно их куда-нибудь применить. А вот эта кукла совсем недавно стала шаманом. Кстати, бубен у нее — крышка от коробки китайского чая. Раньше это была просто кукла. Когда я гулял с собакой, крепил ей на упряжку этого человечка. Собака бежала, а у куклы разваливался черный плащ. Прохожие шарахались»,
— смеется Александр.
Все образы рождаются из книг, из головы и путешествий автора. Фото: АиФ/ Нина Худякова
Вдохновляют его книги, путешествия и все, что окружает. Даже валяющаяся во дворе доска, обросшая грибами. В руках мастера она превратилась в лешего. А бороду Александр сделал ему из лаванды.
В семье Александра никто не сомневался в том, что он станет художником. Бабушка-хирург прекрасно рисовала, отец-строитель — тоже. А мама говорила о сыне, что он родился с карандашом в руках.
Еще ребенком Александр Сергеевич мечтал стать орнитологом и иллюстратором детских книг. В школе на уроках постоянно что-то выводил на бумаге. Говорит, что так лучше запоминался материал, однако с точными науками это не помогало. Затем окончил художественную школу в Тюмени.
Сказочные дома — тоже страсть художника. Фото: АиФ/ Нина Худякова
Несколько раз поступал в Московский полиграфический институт, хотел заниматься книжной иллюстрацией. После четвертой попытки в вузе ему сказали, что готовые специалисты им не нужны. Только потом Александр узнал, что из 25 человек на место предпочтения делали, в первую очередь, иностранным студентам. Этот факт расстроил его, но бросать любимое дело он не стал. Отслужил в армии на Чукотке, получил средне-специальное образование бурильщика. Во время учебы даже расписал стены техникума. Затем работал на Севере.
У каждой есть душа
Однажды на охоте с друзьями Александр нашел старинные керамические черепки. Мужчина принес их в краеведческий музей и узнал, что это фрагменты керамики бронзового века. Информацию об этом периоде он нашел в книге польского автора «Прыжок в прошлое». В издание описывалось, как делать примитивные горны. В деревне, куда переехали его родители, он выкопал горны, слепил из речной глины первые горшки. Правда, половина из них лопнула.
Но затея научиться работать с глиной не покидала его. «Приручить» этот материал ему помог керамист Ефим Кудин.
Птицелов и компания. Фото: АиФ/ Нина Худякова
«Сначала я на бумаге рисовал сказочных персонажей. Потом они становились рельефнее и когда мне стало не хватать того объема, что давала бумага, я перешел на глину. Это произошло все естественно»,
— вспоминает Александр.
Затем куклы трансформировались. Автор начал добавлять папье-маше, дерево, пластик. Полностью от глины пришлось отказываться, так как это затратно и не очень практично – то нос отпадет, то кукла разобьется, да и обжигать нужно изделия.
«Я много книг прочитал — и древнюю мифологию, и славянское язычество, и северные легенды. Куклы помогали мне выжить долгое время, особенно в 90-е. К примеру, я был на международной ярмарке во Франкфурте-на-Майне в 1994 году. Всех своих кукол продал. Иностранцы просто молча приходили и покупали. Один, правда, указывая на фигурку воскликнул: «Это Сталин!», а я ему в ответ: «Нет, это Леший»»,
— смеется художник.
Картины художника заслуживают не меньшего внимания. Фото: АиФ/ Нина Худякова
По словам мастера, ему часто предлагают участовать в выставках. Правда, Александру это уже не так интересно, как в 30 лет.
«Сейчас и времени ни на что не хватает, а еще и на сон надо прерываться. Столько идей, работы! С выставками возиться уже не хочется»,
— сетует художник.
В планах у Александра — попробовать сделать изделия из стекла.
«Я быстро учусь, мне все интересно. Надеюсь, что через год у меня появится совсем другие персонажи. Сейчас я делаю сказочный город из пенопласта. В окнах его домов будет свет, а над крышами установлю воздушные шары и драконов»,
— говорит о планах мастер.
Мечта иллюстрировать книги все же сбылась: тюменское издательство Юрия Мандрики заметило талантливого художника и предложило работу. Был у него и опыт оформления спектакля «Снежная Королева» в кукольном театре Тюмени. Он изготавливал куклы, которые до сих пор задействованы в постановке. Сотрудники театра первое время говорили, что герои получились настолько реалистичные, что им казалось, когда уходишь из театра, они смотрят в спину.
Еще Александр Сергеевич хотел бы стать автором иллюстраций к книгам братьев Гримм или Александра Грина, а в будущем — издать свои путевые дневники, которые он ведет уже более 20 лет. Это заметки о работе в Арктике, наблюдения о природе и увлекательные истории из своей археологической практики.
Работы художника Александра Кухтерина
Одна из стен в гостиной художника посвящена его ярким работам.
Мастер работает в разных техниках.
Графика Кухтерина также поражает своей реалистичностью.
На полках дружно уживаются разные персонажи.
А эта работа — одна из иллюстраций к будущему научному изданию по археологии.
Мимика и выражение лица очень реалистичны. Кажется, герои вот-вот заговорят с тобой.
Материалы для оформления самые разные — ткань, глина, дерево, растения.
А эти человечки как будто сбежали из книг европейских авторов.
И этот тоже.
И снова — северные сюжеты прошлого.
Фрагмент дома художника, воссозданный по памяти.
Каких только парочек не встретишь на полках в мастерской.
Это не игрушка, а воссозданное оружие древних охотников.
Вечерами у этого бородача зажигается лампа, и в комнате становится еще уютнее.
Глиняная посуда привлекает своим изяществом.
Ходячий замок? Нет, просто одна из фантазий художника.
Кухтерин не может пройти мимо необычных творений природы.
В каждом уголке комнаты-мастерской свои хранители.
Полки в комнате под самый потолок. И на них уже не хватает места.
Птицы — страсть Кухтерина. Он считает, что самые умные среди них — это вороны.
Шарманщик, птицелов, охотник... Каждая кукла с характером.
Такие миниатюры — тоже дело рук художника.
Как будто кадр из мультфильма.
Сюжеты автор берет из головы, книг и путешествий.
В копилке мастера есть и игрушки из шерсти. Узнаваемый персонаж.