Древние, предположительно рудиментарные верования были здесь организованы в очень логичное целое, создав настоящий пантеон божеств и мифологию, которую можно легко сравнить с мифами греков, римлян, кельтов и народов Севера.

Со славянскими верованиями есть проблема. Кажется, в каждом мировом словаре божеств и демонов есть упоминания о них (иногда весьма обширные), но если углубиться в религиозную литературу, оказывается, что это зачастую «предполагаемые», мнимые боги, упоминаемые кое-где в древних летописях, но реальные обстоятельства их существования остаются неизвестными.

Поэтому исследователи славянской религии обращаются к мифологии соседних народов и даже к священным текстам Персии или Индии. Всё это в поисках схожих по звучанию имён или обрядов, которые, возможно, могли бы пролить свет на веру народов, населявших дохристианскую Центральную и Восточную Европу. Однако в таких случаях читатель часто узнаёт больше о Зевсе, Торе и Индре, чем о Световиде, Велесе или Марцане.

В своей книге «Борек и славянские боги» Игорь Д. Гуревич отказался от подобных рассуждений. Вместо этого он решил создать целостный мир славянских божеств, в который чудесным образом переносится современный мальчик. Эта идея попала в самое яблочко.

Его издание ориентировано на юных читателей, но, думаю, и любители истории постарше получат удовольствие от этого необычного путешествия в мифическое славянское прошлое. Древние, предположительно пережиточные верования, выстроены здесь в очень логичное целое, создавая поистине аутентичный пантеон божеств и мифологию, которую можно уверенно сравнить с мифами греков, римлян, кельтов и народов Севера.

Например, Боян (древнерусский сказитель, гусляр и поэт) представлен здесь подобно славянскому Гомеру. «Чтобы воспеть тайны славянства, я должен внимать его голосу, шепоту лесов, шуму ветра, шелесту трав, разговорам зверей, людей и богов. Когда я хочу спеть кому-нибудь песню, я растворяюсь в деревьях, как ласка, гоняюсь по земле, как серый волк, и парю в небе, как серый орёл. Я вижу, слышу и знаю многое, ибо я внук Велеса», — говорит Боян, сплетая свои необыкновенные сказания, в которых даже фигурирует легендарная Жар-птица.

Сказка? Именно. Сказки, легенды, предания. Фольклорные предания, обычаи и обряды. Хотя многие из них были «крещены» и искажены на протяжении веков, они по-прежнему представляют собой богатый источник знаний о славянских верованиях и обычаях. В XIX веке Александр Афанасьев, например, утверждал, что русские народные сказки — это мифы. Сегодня Игорь Д. Горевич делает то же самое.

«Здесь ещё интереснее, чем в сказках», — уверяет славянская богиня грязной работы, небезызвестная Марзанна. Известная по слухам, по имени и по весеннему утоплению или сожжению. Но кем она была на самом деле? Какую роль она играла на землях наших славянских предков?

Этому же вы можете научиться и в этой книге, очень тщательно изданной и прекрасно иллюстрированной Иолантой Людвиковской.

Поиск

Журнал Родноверие