Волшебные сказки от Владимира Виткова. Часть первая: «Царство грибов»…

Грибы это особый вид живых организмов, имеющих черты, как растений, так и животных. Некоторые учёные считают их животными, которые не умеют ходить. На бытовом уровне грибы делятся на съедобные и несъедобные.

Съедобных грибов немного, всего около ста видов, из них 32 вида по традиции используются в пищу. В старину грибы называли «губы». С тех пор сохранилась поговорка: «Губы сшибать — грибы собирать»; «губница» — грибная похлёбка.

Поганки — так в народной среде принято называть несъедобные, ядовитые грибы. Царство поганок во много раз превосходит по численности съедобные грибы.

Первым среди поганок считается Царь-поганка. Этот гриб встречается в Архангельской области. Правда, он крайне редок и почти неизвестен даже грибникам.

В видовом отношении он принадлежит к сатанинским грибам, только более развит и стоек к суровой природе Севера.

Его собрат — сатанинский гриб встречается довольно часто.

Ареал распространения охватывает Западную Европу, Северную Америку, Кавказ. Он менее ядовит и после отваривания возможно применение в пищу.

Царь-поганка внешне схож с сатанинским грибом, но более крупный.

Он имеет вздутую сверху шляпку светло-серого цвета с коричневатым оттенком.

Нижний, губчатый слой шляпки имеет желтовато-тёмный цвет с вкраплениями кроваво-красного цвета. Ножка овальная, слегка шершавая, красновато-жёлтая.

Гриб хорошо маскируется и становится заметным среди травы в лесу в августе, когда набирает силу и достигает больших размеров.

Создаётся впечатление, что он сам выбирает, кому показаться…

Царь-поганка имеет следующие особенности:

— место — гриб растёт рядом с лиственными и хвойными деревьями, в пределах их корневой системы, на которой паразитирует;

— поверхность — гриб покрыт слизью ещё более ядовитой, чем он сам. Слизь защищает от насекомых и мелких грызунов. Она очень клейкая и к ней прилипает мелкий лесной мусор, вследствие чего растущий гриб почти незаметен.

Когда гриб подрастает, слизь скапливается под шляпкой и, при попытке его сорвать, попадает на руки. Возникают очень неприятные ощущения, словно ладонь засасывает змея. Потом кожа несколько дней зудит, как от ударов крапивой;

— кожа — верхняя часть шляпки ровная, на ощупь чем-то напоминает гладкую человеческую кожу;

— запах — гриб запаха не имеет, но при срезании нижней части ножки кратковременно ощутим запах затхлого подземного погреба. На месте среза заметны тонкие извилистые быстро синеющие от окисления на воздухе красные линии;

— вкус — мякоть гриба нечисто-белого цвета. Имеет сладкий привкус, напоминающий вкус человеческого мяса.

Царь-поганка представляет огромную ценность для колдунов и северных чародеев.

За сезон удаётся найти единичные экземпляры гриба. Их высушивают, растирают в порошок и добавляют небольшими дозами в колдовские зелья и снадобья, сила которых многократно возрастает.

Кроме того, порошок гриба используется в тайных ритуалах общения с нечистой силой.

Приготовленный отвар с таким грибом более эффективен, чем подобное зелье из мухоморов.

Древняя легенда

Среди чернокнижников Севера бытует легенда о царе Поганке.

В далёкие допотопные времена над территорией нынешней Архангельской области произошла небесная битва между ангелами.

Одни ангелы бились под предводительством Архангела Михаила, а другие — примерно треть — за Люцифера.

С помощью своих падших ангелов Люцифер попытался захватить власть на небе, но в ходе произошедшей битвы был разбит.

Люцифер был сброшен с небес, он даже пробил землю. Очертания его головы до сих пор заметны в контурах Белого моря. Он стал править из-под земли силами зла и называться Сатаной, Князем Тьмы…

Падшие ангелы также были сброшены с небес и стали бесами — слугами сатаны.

Во время битвы кровь лилась рекой, с небес падала прямо на землю.

Правда, ангелы бестелесны, и что есть ангельская кровь — никто не знает, сравнить не с чем. Да и мир ангелов тоже находится за пределами человеческого понимания природы.

Там, куда капала кровь ангелов, выросли белые грибы. Белый гриб, он же Боровик, считается царем среди съедобных грибов, и на Севере — самым дорогим «лесным мясом».

Очень полезный продукт! Его можно жарить, сушить, варить грибовницу…

Там же, куда упали капли крови падших ангелов, стали расти сатанинские грибы, а куда пала кровь Сатаны — стал расти Царь-поганка.

Вот почему Поганка-царь стал частью северной чёрной магии и его существование скрывается адептами этого сообщества, даже в самой колдовской среде.

Приложение. Грустная сказка

Во времена не столь далёкие, но и не близкие, жила-была в одной из глухих северных деревень девушка по имени Голинда.

Деревня была маленькая, находилась среди дремучих лесов. Жили бедно, часто случались неурожаи.

Мужчины летом уходили в город на заработки, благодаря чему и сводили концы с концами.

Отец Голинды тоже однажды ушёл на заработки, а потом заболел и умер на чужой стороне. Осталась маленькая Голинда одна с матерью.

Мать хорошо знала целебные травы и стала заниматься знахарством, тем и жили…

А когда подросла Голинда, посватался к ней юноша, которого звали Поздей, такой же бедняк… И решили они, чтобы справить свадьбу по-человечески, Поздей заработает немного денег в городе. Сначала от него через знакомых шли весточки и недорогие гостинцы. А затем он передал, что устроился в городе на хорошее место и задержится, ещё заработает. И перестал передавать весточки. В это время у Голинды умерла мать и осталась она совсем одна. Ждала она Поздея и очень волновалась за него. Много молилась, чтобы с ним ничего не случилось.

И Поздей вскоре вернулся, но не один, а с молодой женой, чтобы показать её своим родственникам.

В городе он устроился работать к купцу в лавку, понравился, стал приказчиком, а затем и женился на его дочери. А в приданое и лавку торговую получил…

Голинда очень тяжело переживала эту измену. Больше недели лежала она на палатях как во сне, ничем заниматься не могла. Из избы выйти боялась, людей стеснялась.

Решила, что и жить ей больше незачем. В лунную ночь пошла она огородами, чтоб не увидели селяне, в лес, к омуту.

В лесу среди высоких угоров текла небольшая быстрая река. Вода в ней даже летом была холодной, ледяной. В одном месте она делала поворот, и там был глубокий омут с водоворотом.

В том омуте часто гибли люди и животные.

Пошла Голинда к омуту и вдруг увидела на косогоре мерцающий огонёк.

Дрожь прошла по телу Голинды и она ещё не понимала, что на этом её судьба изменится, пошла на этот огонёк.

На косогоре в корнях вековой ели вырос гриб, да такой большой, что блики Луны на его шляпке и привлекли Голинду.

Так встретилась она с царем всех поганок — Царём-поганкой. То, что это именно он, девушка сразу поняла по его притягательной магической силе.

Она срезала гриб и вернулась домой.

От покойной матери она знала его цену и что этот ядовитый гриб надо сушить сорок дней в сухом, тёмном месте, при температуре человеческого тела.

Тогда гриб сохранит свою колдовскую силу.

В избе между печью и стеной было небольшое пространство, где раньше мать сушила лекарственные растения.

Туда и положила его Голинда, но не подвесила его на ниточке, а поставила в свитое из сена гнездо. С этого момента гриб занял все её мысли, и она занималась только им.

Даже ела и спала урывками, поддерживала в печи нужную температуру. Иконы, что стояли в красном углу, сначала закрыла занавеской, а потом совсем убрала.

За эти сорок дней она так извелась, что совсем высохла и превратилась из девушки в дряхлую старуху.

Подруги, иногда навещавшие Голинду, только охали и причитали, но она им ничего про гриб тот колдовской ничего не рассказывала и всё хранила в тайне.

Сушёный гриб потемнел и приобрел красный отлив, его шляпка сложилась волнами, а ножка истончилась.

Гриб стал похож на подземный цветок из старинных легенд. Голинда хранила его в сухом, тёмном и прохладном месте.

Она часто доставала и любовалась им.

Жизнь Голинды была скудной, урожай она не собрала, запасов дров и еды на зиму не сделала.

Жила старыми запасами, которые подходили к концу. А время шло, наступила зима.

По зимней дороге, зимнику, приехали в деревню купцы. Среди них выделялся один: высокий, видный, статный, с чёрной с проседью головой и бородой.

Зашёл он в избу к Голинде — спросить нет ли чего поменять?

Ёкнуло сердце у девушки и поняла она, что не спроста появился купец. Хозяйка ответила, что, к сожалению, ничего у неё на обмен нет.

Но купец не уходил, долго мялся и спросил — нет ли у неё гриба?

Откуда гость узнал её тайну, Голинда не спросила. Но поняла, что пришла пора с грибом заветным расстаться, даже слёзы навернулись…

Достала она из-за печки спрятанный гриб и положила на стол.

Увидев Царь-поганку купец словно остолбенел, лицо его покраснело, губы и пальцы рук задрожали.

Долго он стоял, впившись взглядом в этот гриб. Затем достал из котомки весы и — отсыпал чистого золота — по весу гриба!

Хозяйка была вне себя от радости — кончилась её нищета!

А когда гость пришёл в себя, то объяснил, что его семья много поколений занимается магией. А цельный такой гриб он видит впервые!

Раньше видел только на рисунках. Перед уходом купец долго благодарил хозяюшку и обещал приехать снова.

Тихая охота

Быт Голинды наладился. По деревенским меркам она получила огромные деньги!

Купила дров, подруги за хорошую плату стали приносить продукты, да и хозяйством она больше не занималась.

Всё своё время она посвятила сбору и сушке грибов, но особенно — поиску царского гриба, главного среди всех поганок.

Зимой она специально чистила и украшала сушилку за печью. Летом ходила в лес и высматривала заветный гриб.

Но это оказалось делом непростым — Царь-поганка словно играл с ней, появляясь всё глубже в чаще леса, и любительнице тихой охоты приходилось уходить всё дальше и дальше от деревни.

Иногда Голинда находила его маленьким и часто бегала смотреть, как он растёт день за днём.

Иногда гриб прятался в высокой траве, и она долго не могла его найти, даже плакала и укоряла, как живого. Но когда его находила, испытывала огромную радость. А когда гриб подрастал, срезала и снова сушила за печкой…

Зимой приезжал купец и щедро одаривал Голинду за сушёный гриб. Так и наладилась её новая, грибная жизнь, и золота становилось больше.

А изменщику Поздею богатство так и не принесло счастья. Он начал пить, а потом разорился. Жена от него ушла, и Поздей стал пить ещё больше.

Во время таких попоек с собутыльниками, в пьяном угаре, винил во всех своих бедах Голинду. Называл её ведьмой, что, дескать, это она напустила порчу…

Так он быстро спился и рано умер. Когда Голинде сказали об этом, у неё даже сердце не ёкнуло. Поздей для неё уже ничего не значил. Все её мысли и чувства занимал теперь Царь-поганка.

Жила Голинда долго, всех пережила, кто помнил её молодой и красивой. Уже дети и внуки её подруг приносили к ней продукты и необходимые вещи.

Односельчане побаивались Голинду и тоже стали считать её ведьмой. Но время и её не пощадило.

Голинда постарела и еле ходила, опираясь на клюку. Но продолжала искать грибы. Однажды она ушла в лес и не вернулась…

Несколько лет спустя нашли её клюку и корзину у старой ели на краю топкого болота. Говорят, завёл её Царь-поганка в трясину. Там и приняла она лютую смерть.

Вот и подошла к концу история о судьбе девушки Голинды, которую предал любимый…

Она обиделась, и сначала отказалась от веры, а затем от людей, стала жить как в гробу, по законам мёртвых.

Царь-поганка распростёр над ней свою власть, подчинил её, и стал смыслом её существования.

Как это произошло, она и сама объяснить бы не смогла. Была ли она счастлива? Вероятно, да, так как другой жизни для неё уже не существовало. Голинда много лет служила Царю Поганке, а когда одряхлела, стала немощна и непригодна, он от неё безжалостно избавился.

Так закончилась эта грустная сказка.

Примечание:

Голинда — крестильное имя от слова Голиндуха, из древнерусского — «голод», «скудность».

Поиск

Журнал Родноверие