Выдающийся польский историк-медиевист А. Гейштор (1916—1999) пишет об этимологии имени Свентовита/Святовита и истории городища Арконы следующее:

«Имя Святовита (в источниках Zvanthevith, Sventevith), которое следует реконструировать как *Свентовит, а не Святовид, как этого желал романтический порыв польских исследователей и любителей славянских древностей в XIX в., состоит из двух элементов. Первый *svęt — означает того, кто распоряжается магической благотворной силой „святого“, что с IX в. на языке христианской церкви отождествлялось с sanctus и hagios. Второй — это атрибут, содержащийся в суффиксе *-ovit/evit, значение которого для нас не совсем ясно, хотя он повторяется в целом ряде личных имен; по всей видимости, *vit — это то же самое, что и „господин“ (ср. со словом *vitjazь, витязь, воин), менее всего — это немецкое заимствование. Можно также предположить, что это имя означало того, кто „распоряжается сверхъестественной силой“ „святостью“. Это вновь приводит нас к выводам Э. Бенвениста, у которого славянское *svętь, вместе с иранским spǝnta и литовским šventas относится к значениям „изобилующей и плодоносной силы, способной животворить и увеличивать природную производительность“ [Benveniste 1969. P. 179 etc.].

Это, безусловно, славянское имя. Несмотря на то, что средневековые церковные эрудиты (Helmoldi. Chronica Slavorum. I, 108) утверждали, что оно происходит от имени святого Вита, и сейчас их предположение нередко находит свою поддержку у современных ученых (Р. Петаццони не без основания назвал это мнение „интересным примером искажения истины в легенде“ [Pettazzoni 1967. S. 502]), тем не менее, проблема легко выясняется хотя бы путем сопоставления с построенным и с той же компонентой многочисленными личными именами, как Миловит, Радовит, Семовит и др. Свои претензии на Рюген уже со второй половины XI в. стало предъявлять Корвейское аббатство св. Бенедикта в Саксонии. Развившийся в то время культ Свентовита требовал от монахов поиска выгодной для них этимологии этого имени. Их территориальные претензии проявились в легендарном рассказе о якобы древней миссии монахов на острове Рюген и их скором отступничестве, связанном с обложением их данью. В XII в. во время сопротивления саксам появился фальсификат императорской грамоты IX в., передававшей весь остров под власть аббатства.

Центр культа бога Свентовита находился на узком и труднодоступном мысу в северо-восточной части полуострова Виттов, в Арконе, окруженной лесом и расположенной на краю высокого и обрывисто го берега, состоящего из белоснежного мела. Сохранившиеся остатки внушительного городища являются частью древнего грода [грод — укреплённый населённый пункт, город, — прим. В.], границы которого проходили по обрывистому морскому берегу. Городище было разрушено рукой чужеземца. Датский король Вальдемар при помощи западнопоморских князей захватил Аркону в 1168 г. Он повелел сбросить статую бога, надеть на шею статуи петлю и бросить в огонь. Археологические раскопки, проводившиеся несколько раз и не всегда правильно, показали, что место культа занимало квадратную площадку со стороной в 30 метров, однако предположительный фундамент святилища оказался основанием церкви более позднего периода.

В последнее время возникновение городища датируется IX в., хотя анализ письменных источников о политической ситуации в регионе показал, что арконский Свентовит достиг своего главенствующего положения над другими богами или племенными культами руян, жителей острова, только около 1086 г.» \

[Гейштор 2014. C. 105–106]

Поиск

Журнал Родноверие