Святочное переряживанье есть Русскiй народный маскарадъ, который издревле извѣстенъ на Руси, такъ равно и во всей Европѣ. Маски же, употребительныя въ глубокой древности, въ оргiяхъ Бахусовыхъ, какъ средства противъ очарованiя, назывались у Рускихъ Славянъ личинами, а въ Кормчей рукоп. XIII в. обличьями игрѣць и ликъственникъ, также наличниками, въ Стоглавѣ скаредными образованiями, потомъ лицами косматыми, козлими, сатирскими, окрутами, скуратами и лудами, а самое маскированiе и переряживанье — москолюдствомъ и окручаньемъ: первое вѣроятно происходитъ отъ соединенiя словъ Тосканскаго massa, маска и люда, а другое сходно съ Греческимъ γρύτη, γρυτάριον ветошь, рубище, въ какое окручались окрутники.

Въ поученiи Архiепiскопа Луки, XII вѣка, запрещается москолюдство имѣти. Упоминаемая въ Патерикѣ Печерскомъ луда на бѣсѣ въ образѣ Ляха, означаетъ личину, или маскерадное платье ludix. Въ Прологѣ подъ 23 Декабря личины и хари называются скуратами отъ Лат. слóва scurra шутъ, или отъ стариннаго Рускаго скóра, удержавшагося нынѣ въ сл. скорнякъ, то же что шкура, Лат. corium, Чешское kura. Переряживанье состояло, также какъ у Византiйцевъ Готское, въ надѣванiи на себя вывороченныхъ наизнанку шубъ, или винчуръ, гунь (γοῦναι) и страшныхъ личинъ: корчили изъ себя разныхъ звѣрей: то медвѣдей, то козловъ съ рогами и другiя пугалища; мущины переряжались женщинами, а женщины мущинами съ тѣмъ, чтобы другiе не могли ихъ узнать. Въ такомъ видѣ они хаживали, колобродили, вечеромъ по домамъ знакомыхъ и даже незнакомыхъ. Въ Номоканонѣ, издан. въ Кiевѣ [въ] 1624 г., на стр. 36, говорится слѣд.: „Нынѣ Хрiстiанскiя дѣти сiя творятъ: въ одежду женскую мужiе облачатся и жены въ мужескую; или наличники, якоже въ странахъ Латинскихъ злѣ обыкоша, творятъ, различныя лица себѣ претворяюще“. Между Греками и Латинами, въ среднiе вѣки, существовало мнѣнiе, будто въ продолженiе осьми дней послѣ Рождества Хрiстова дьяволы скитаются по земли, и, при наступленiи разрушенiя ихъ царства, изгоняемые, въ тревогѣ и тоскѣ рыскаютъ по улицамъ въ мрачномъ и огнезрачномъ видѣ, терзая, муча и увлекая встрѣчныхъ и поперечныхъ. Переряженные, или святошники, умышленно представляютъ воплощенныхъ дьяволовъ, и исторiя Тюрпеня называетъ ихъ личинами брадатыми, рогатыми и похожими на демоновъ. Одинъ древнiй писатель объясняетъ силу отвораживанiя масокъ тѣмъ, что онѣ своимъ страннымъ и нелѣпымъ видомъ удаляютъ очарованiе отъ самыхъ лицъ, кои ихъ носятъ. Но какъ личины сiи оскверняютъ людей (ибо, по изъясненiю Нантскаго собора, маски суть личины демоновъ): то посему тѣ, которые рядились на Святкахъ, имѣли обыкновенiе очищаться купаньемъ въ рѣкахъ въ день Крещенiя Господня.

Въ Новгородѣ Святки извѣстны подъ именемъ Окрутниковъ, которые со втораго дня праздника Р.Х. до Богоявленiя наряженные ходятъ по городу въ тѣ домы, гдѣ въ знакъ приглашенiя ставятся на окнахъ зажженныя свѣчи, и тѣшатъ хозяевъ шутками, каррикатурными представленiями, пѣснями и плясками. Въ Тихвинѣ о Святкахъ снаряжается большая лодка, которая ставится на нѣсколько саней и по улицамъ везется множествомъ лошадей, на коихъ сидятъ верхомъ окрутники. Сiю лодку занимаютъ подъ разноцвѣтными флагами святочники въ разныхъ личинахъ и нарядахъ: они тамъ называются то окрутниками, то кудесниками, то куликами и щеголями. Во время поѣзда они поютъ, играютъ на разныхъ инструментахъ и выкидываютъ разныя штуки. Толпы народа провожаютъ ихъ, а зажиточные граждане подчуютъ ихъ виномъ и кушаньемъ. Въ Новгородской и Вологодской Губернiяхъ Святки донынѣ называются Кудесами, такъ какъ въ лѣтописяхъ чародѣи, колдуны, арбуи — кудесниками и кобниками, которые гадали и вѣроятно кудесили, какъ колдуны, и кобенились, какъ Шаманы; а въ 41 главѣ Стоглава запрещается кудесы бить. Архiепiскопъ Новгор. Макарiй въ XVI вѣкѣ посылалъ инока Илiю для истребленiя кудесъ въ Новгород. пятинахъ и погостахъ. Новгородцы еще въ XII вѣкѣ ходили гадать къ кудесникамъ (чудесникамъ?), которые умѣли призывать бѣсовъ; ибо Чудь, или Финны и отъ самыхъ Скандинавовъ почитались величайшими колдунами и чародѣями, а земля ихъ — страною чудесъ и превращенiй. По всему видно, что кудесы означали гаданiя и чарованiя, кои составляли часть языческой религiи у Чуди и Славянъ.

[Снегиревъ II 1838. С. 30–34]

Видео

Лекция школы "Русская Традиция" от 04.12.2009

[видео]

Велеслав — Славянская символика

Лекция школы "Русская Традиция" от 24.10.2009

[видео]

Велеслав — Календарь и Коло жизни человека

Поиск

Журнал Родноверие