...прибалтiйскiе язычники, обоготворяя явленiя природы, поклонялись камнямъ и священнымъ деревьямъ, и, вѣроятно, какъ остатокъ этихъ религiозныхъ вѣрованiй, Олеарiй уже въ началѣ XVII столѣтiя наблюдалъ близъ Нарвы церемонiю поклоненiя какому-то камню.

У эстовъ сложилась своя миѳологiя, съ богомъ неба и грома Юмалой или Уккомъ во главѣ, которому были посвящены особыя рощи въ Бiармiи. Кромѣ того эсты боготворили солнце, луну и звѣзды, драконовъ и птицъ. <...> Финскiе идолы дѣлались преимущественно изъ дерева, позднѣе, впрочемъ, встрѣчаются и металлическiя изображенiя боговъ.

Религiозныя вѣрованiя латышей примыкали къ миѳологiи литовско-арiйскаго племени. Древнiе латыши поклонялись богу Перкуну, олицетворявшему стихiю огня, грома и молнiи. Затѣмъ какъ у эстовъ, такъ и у латышей, былъ особый культъ священныхъ лѣсовъ, камней и т.п. Вѣра въ колдуновъ и прорицателей, „шамановъ“ была одинаково присуща языческимъ племенамъ, порубежнымъ съ Русью. Недаромъ славяне считали прибалтiйскiй край страною волхвовъ <...>.

Обоготворяя стихiи и постоянно наблюдая ихъ во всемъ ихъ грозномъ величiи, волхвы какъ бы читали въ блескѣ молнiй и рокотѣ волнъ волю боговъ, которую и передавали людямъ.

Сосѣди съ запада, сѣвера и востока вмѣстѣ съ ужасами войны принесли туземцамъ христiанство, но насажденiе его подвигалось съ великимъ трудомъ. При всякомъ удобномъ случаѣ туземцы <...> расправлялись съ христiанами, разрушая ихъ замки и крѣпости и безъ пощады избивая ихъ отряды. <...> Выросшiе среди дремучихъ лѣсовъ, на топяхъ болотъ, поставленные лицомъ къ лицу съ природою, хотя и суровою, но родною, язычники увидѣли вдругъ враговъ, не четвероногихъ, съ которыми они отлично справлялись, а двуногихъ, вооруженныхъ крестомъ и мечемъ. Они отлично сознавали, что путемъ насильственнаго крещенiя, вмѣстѣ съ утратою стародавнихъ вѣрованiй, они теряли и свою народность и самостоятельность, становились изъ свободныхъ дѣтей природы рабами ненавистныхъ пришельцевъ. Поэтому отвращенiе ихъ къ христiанству было очень велико. Они совершали всевозможные обряды очищенiя надъ крестившимися и не только надъ живыми, но и надъ умершими, вырывая для этой цѣли трупы изъ могилъ.

Петровъ А.В. Городъ Нарва. Его прошлое и достопримѣчательности въ связи съ исторiей упроченiя русскаго господства на Балтiйскомъ побережьѣ. 1223—1900. С.-Петербургъ Типографiя Министерства Внутреннихъ Дѣлъ, 1901.

Видео

Лекция школы "Русская Традиция" от 04.12.2009

[видео]

Велеслав — Славянская символика

Лекция и практика школы "Русская Традиция" от 04.03.2010

[видео]

Велеслав — Десный путь в славянском Родноверии

Поиск

Журнал Родноверие