В книге видного российского историка, археолога и этнографа, автора ряда трудов по славянской мифологии и этнографии, барона Дмитрия Оттовича Шеппинга (1823—1895), выходца из старинного рода баронов фон Шеппинг, существовавшего в Вестфалии ещё в XIII в., находим:

«Съ болѣе точнымъ опредѣленiемъ значенiя божествъ природы стали опредѣляться мѣста жертвоприношенiй и молитвъ. Что дѣйствительно у Славянъ до существованiя кумировъ и слѣдовательно до построенiя имъ храмовъ, были извѣстныя мѣста, на которыхъ они привыкли молиться какому нибудь богу, это подтверждается свидѣтельствами историковъ. Такъ Константинъ Порфирородный (De administrando imperii. Парижъ, 1711 г.) говоритъ, что Руссы приносили жертвы на Днѣпровскомъ островѣ Св. Георгiя; Сефридъ (Vita Sancti Ottonis in actis Sanctorum. стр. 106, 168) говоритъ о дубѣ, гдѣ живетъ какой-то богъ и которому приносятъ жертвы; Гельмольдъ, Дитмаръ, Саксонъ и Андрей, жизнеописатель Св. Оттона Бамберскаго и пр. знали у Полабскихъ Славянъ множество священныхъ рощей, гдѣ покланялись какому-нибудь священному дереву, конечно въ позднѣйшее время часто замѣненному истуканомъ какого нибудь бога (Срезневскiй о языческомъ богослуженiи Славянъ стр. 30. Jordan’s Slaw. Jahrbucher. Лейпцигъ, 1844 г. ч. II. стр. 24). Къ этому разряду мѣстъ, посвященныхъ богослуженiю, надобно причислить всѣ многочисленныя городища (Rundwælle) (Срезневск. стр. 32. Wagner’s die Tempel und Pyramiden des Elbufers. Лейпцигъ, 1828 г. Wagner’s Alterthumer aus heidnischer Zeit. Weimar, 1842 г. стр. 552. Schaffarik’s Slaw. Alterthumer. Leipzig. 1844 г. ч. I. стр. 224 и 523) и наконецъ, какъ переходъ к послѣдней эпохѣ славянскаго миѳа, нѣкоторые храмы, какъ напр. Ютербокскiй, котораго устройство ясно доказываетъ, что въ немъ не могъ существовать идолъ, но просто обоготворялось явленiе перваго солнечнаго луча Авроры (Hannemann’s Jubelpredigt. Wittenberg, 1619).

<...> ...Живонна была богинею плодородiя всѣхъ животныхъ вообще, позднѣе же перешла въ покровительницу охотниковъ и лѣсовъ. Но достигла ли она полнаго своего развитiя и имѣла ли кумиры, опредѣлительно сказать нельзя, хотя Кайсаровъ и упоминаетъ о какомъ-то разрушенномъ ея храмѣ въ 965 году въ Польшѣ (Славянская миѳологiя. Москва, 1803 г. стр. 85).

<...> Триглавъ, знаменитое штетинское божество, которое богатствомъ своего храма могло соперничать съ Арконою и Ретрой... <...> Относительно временъ дня мы находим... примѣръ поклоненiя, не понятiю утра, но именно зарѣ и первому солнечному лучу въ сохранившемся для насъ описанiи храма Утрабога въ Ютербокѣ.

<...> ...германскiе лѣтописцы Гельмольдъ и Саксонъ грамматикъ сохранили намъ подробное описанiе торжества... въ храмѣ бога осенняго солнца Свѣтовита [соотнесение Свентовита/Световита с „осенним солнцем“ опирается не на данные немецких хронистов, а на мнение самого Д.О. Шеппинга, — прим. В.]. Обыкновенно послѣ жатвы стекалось въ Аркону великое множество народа для приношенiя въ жертву Свѣтовиту первыхъ собранныхъ плодовъ. Въ самый день праздника первосвященникъ осматривалъ прежде всего рогъ съ виномъ, находящiйся въ рукѣ Свѣтовита и по мѣрѣ полноты его предвѣщалъ народу изобилiе жатвъ будущаго лѣта; потомъ выливъ старое вино, онъ наполнялъ рогъ свѣжимъ и выпивалъ его въ честь своего бога. Наконецъ снова наполнивъ рогъ виномъ, онъ возвращалъ его кумиру. Послѣ этого приносили въ храмъ большой жертвенный пирогъ, за который обыкновенно прятался жрецъ, и если его не было видно за пирогомъ, то это считалось хорошимъ предзнаменованiемъ, въ противномъ случаѣ жрецъ увѣщевалъ всѣхъ присутствующихъ, для показанiя своего усердiя къ Свѣтовиту, приготовить на будущiй годъ побольше пирогъ. Этимъ оканчивалось богослуженiе, послѣ котораго начинались пиршества и веселiя, продолжавшiяся нѣсколько дней сряду (Saxo Gramat. Стр. 824. Гельмольдъ кн. 2 стр. 12). <...> Впрочемъ этотъ обычай, печь большiе пироги въ честь боговъ осенняго солнца и плодородiя, сохранился до сихъ поръ у всѣхъ Славянъ, хотя и перешелъ на канунъ Р.Х.» (цит. по изд.: Миѳы славянскаго язычества. Сочиненiе Дм. Шеппинга, Члена Королевскаго Копенгагенскаго Общества сѣверныхъ изыскателей древности. М.: Въ типографiи В. Готье, 1849. С. 9–10, 81, 146–147, 186–187).

3GW MjebanY

Видео

Лекция школы "Русская Традиция" от 08.11.2009

[видео]

Богумил Мурин — Значение снов и сновидений у славян

Лекция школы "Русская Традиция" от 14.11.2009

[видео]

Велеслав — Основы славянского Кологода

Поиск

Журнал Родноверие