Несмотря на то, что некоторые исследователи, подходящие к древнеславянской Вере с позиций гиперкритицизма, вообще отвергают присутствие у славян такого Божества, как Лада, считая оную творением так называемой «кабинетной мифологии», Глинка не только признаёт Ладу древней Славянской Богиней «красоты и любви», но и, опираясь на поэму М.М. Хераскова «Владимир» (1785), приводит описание неизвестного историкам «храма» Богини, который был «может быть великолепнее Перунова»:

«Лада. Леля, Полеля, Дидъ, Дидилïя. Вотъ прекрасное семейство, каковаго не могло выдумать и Греческое игривое воображенïе! Что естественнѣе, какъ Красота съ своими дѣтьми, Любовïю, Бракомъ или Сочетанïемъ, Супружественной жизнïю и Дѣторожденïемъ?

Богиня красоты и любви всего болѣе чтима была въ Кïевѣ. Владимиръ до крѣщенïя своего будучи влюбчивъ и повсюду собирая красавицъ, весьма чтилъ сïю Царицу любви. Онъ ей воздвигнулъ великолѣпный и преукрашенный на Горѣ [Горою разумѣть должно мѣсто, гдѣ стоялъ старый Кïевъ: ибо слово Киви по Сарматски значитъ гору. — Прим. авт.] храмъ. Г. Херасковъ такъ оный описываетъ:

Храмъ Ладинъ пестрыми гордящïйся столпами,
Сплетенными изъ розъ обвѣшанъ вкругъ цвѣтами.
Богиня отрока держащая въ рукѣ
Являлась въ бисерахъ и миртовомъ вѣнкѣ:
У ней разпущенны власы подобно злату;
За благости ея цвѣты приносятъ въ плату.

Владим. Пѣснь III.

И въ другой (II) пѣснѣ:

И въ немъ (храмѣ) величество небесъ изображаетъ;
Ступеней седмь, и седмь вкругъ идола столповъ. —

Изъ сего описанïя Пïита видно что храмъ ея былъ великолѣпный, и можетъ быть великолѣпнѣе Перунова.

Лада изображалась въ видѣ молодой прекрасной женщины, въ розовомъ вѣнкѣ; волосы у нее были золотоцвѣтные; одетая въ Русскую одежду, опоясанная золотымъ поясомъ и убранная жемчугами. Она держала за руку младенца, который есть богъ любви или Леля.

И златовласая съ младенцемъ тамо Лада.

 Херасковъ.

 Служенïе сей прïятной богинѣ было сходственное съ ея свойствами. Ей пѣли въ честь пѣсни и приносили куренïе ароматъ и цвѣты.

Россïйской эпической творецъ такъ оное описываетъ:

Дѣвицы окруживъ кумиръ во стройномъ чинѣ,
Со умилѣнïемъ воспѣли пѣснь богинѣ:
„О! нашей юности хранящая цвѣты!
„Дай, Лада, мирное супружество намъ ты!“
Мастики передъ ней какъ облакъ возкурили
И имя Ладино стократно повторили;
Въ то время возгремѣлъ кимваловъ громкихъ звукъ;
Дѣвицы жертвенны составивъ цѣпь изъ рукъ,
Когда произвела прïятной голосъ лира,
Плясанье начали при пѣсняхъ вкругъ кумира.
Приходятъ предъ олтарь и жрица и жрецы
Носящи для дѣвицъ богинины вѣнцы,
Которыхъ на главы священно возложенье
Обязанъ Князь чинить любви во уваженье.
Владимиръ оросилъ, начавъ обрядъ такой,
И руки и чело священною водой.

Вотъ описанïе служенïя богинѣ любви, не требующее никакого дополненïя: потому что въ другомъ мѣстѣ авторъ Владимира возрожденнаго дополнилъ оное такъ:

Краснѣе утренней зари отроковицы
Несутъ уже цвѣты во храмъ любви Царицы.
Преобращается въ помостъ прекрасный лугъ,
И дѣвы юныя кумира стали вкругъ.
Сïянье чистыхъ звѣздъ онѣ изображаютъ,
Которыя луну блестящу окружаютъ.
Едина между сихъ сïяетъ паче всѣхъ —

— — — — — —

Ей первой жребïемъ готовился вѣнецъ,
Который на дѣвицъ взлагаютъ Князь и жрецъ.

Развивая немногïя слова, оставшïяся въ нашихъ лѣтописяхъ о баснобожïи Славянъ, можно заключить, что сей богинѣ наивеличайшее воздавалось въ Кïевѣ почитанïе въ княженïе Владимира до просвѣщенïя его божественнымъ свѣтомъ Христïанства. Будучи по словамъ древнихъ лѣтописцевъ женолюбивъ, воздавалъ великую честь богинѣ любви, и можетъ быть при немъ установлены обряды служенïя, описанные творцемъ Владимирïады; и сïе потому, что оные обряды служили ему пособïемъ къ избранïю прекраснѣйшихъ изъ дѣвицъ» (цит. по изд.: Древняя религïя Славянъ. Сочиненïе Григорïя Глинки, Профессора Дерптскаго Университета. Митава: Въ Типографïи у I.Ф. Штефенгагена и Сына, 1804. С. 65–70).

Поиск

Журнал Родноверие