В 1990-е гг., когда в постсоветской России начал возрождаться массовый интерес русских людей к родным корням и поискам национальной идентичности, ещё не искажённой чужеродным христианством, в ответ на эти искания стали выходить многочисленные сборники и популярные словари по «славянской мифологии», общий уровень которых зачастую заставлял желать лучшего.

Так, в 1995 г. в Нижнем Новгороде сорокатысячным(!) тиражом вышло первое издание «Словаря славянской мифологии» под редакцией Грушко Е.А. и Медведева Ю.М., проиллюстрированное замечательной графикой Надежды Антиповой, которое, несмотря на ряд допущенных неточностей и упрощений, научно устаревших и откровенно фантастических описаний, вскоре (буквально через год) было переиздано с обширными дополнениями тиражом 20 000 экз. и оказало сильнейшее влияние на представления неспециалистов об исконных Богах и древних мифах славян, последствия чего ощущаются, пожалуй, и в наши дни.

В словарь вошли статьи как о Божествах, почитание которых отражено в исторических памятниках, так и о Богах и Богинях, «рождённых» так называемым «кабинетным мифотворчеством» в XVII–XIX вв. Некоторые словарные статьи составлены на основе гипотез, доминировавших во время их написания в научной литературе, например, изложенных в трудах академика Б.А. Рыбакова. Помимо прочих, в собрание вошли две статьи: о Роде и о Рожаницах, которых авторы считали «дочерями Рода», а отнюдь не Его «супругами», как полагали некоторые другие исследователи.

В статье о Роде читаем:

«Род. Первейший славянский бог, творец, „родитель“ Вселенной, всего видимого и невидимого мира. Это „отец и мать“ всех богов, воплощение нерушимости славянского племени, все многочисленные потомки которого некогда произошли от одного общего предка. Когда рождается человек, его будущая судьба записывается в книгу Рода, и „чего на роду написано“, никому не миновать!» (цит. по изд.: Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии. Нижний Новгород: Русский купец; Братья славяне, 1995. С. 262; ср. также по изд.: Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. Нижний Новгород: Русский купец; Братья славяне, 1996. С. 357).

В статье о Рожаницах читаем:

«Рожаницы. Дочери бога Рода. В незапамятные времена они были Небесными Хозяйками Мира, которые являлись людям в образе двух крупнейших созвездий: Медведицы Большой (древнерусское название Лось) и Малой. Их так и представляли себе: женщинами-лосихами.
Эти две хозяйки мира владели всем подземно-подводным, земным и небесным, звездным ярусами Вселенной и рождали все поголовье животных, рыб и пернатых, необходимое людям.
Судя по всему, старшую из них звали Лада (Великая Лада), а младшую — Леля. В песнях они до сих пор упоминаются как покровительницы весеннего возрождения природы, полевых работ, вызревания урожая.
Однако рожаницы — это еще и древнейшие божества судьбы человеческой, и в этом как бы связаны с Долей и Недолей. Едва ребенок появляется на свет, в небе загорается его звезда — она и есть рожаница. Умрет человек — звезда скатится с небосвода... Ну а пока он жив, рожаница незримо сопровождает его от младенчества до старости, направляя поступки, характер, счастье человека.
Но удача ждет, если только рожаница вспыхнула в добрую минуту, при благоприятном расположении небесных светил. Недаром и по сю пору говорят: „Он под счастливой — или несчастной звездой родился!“» (цит. по изд.: Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии. Нижний Новгород: Русский купец; Братья славяне, 1995. С. 263–264).

Во втором издании словаря статья о Рожаницах, в отличие от перепечатанной без изменений статье о Роде, подверглась значительной переработке:

«Рожаницы. Дочери Рода. В незапамятные времена они были Небесными Хозяйками Мира, которые являлись людям в образе двух крупнейших созвездий: Большой Медведицы (древнерусское название Лось) и Малой Медведицы.
Их обеих так и изображали: полуженщины-полулосихи.
Эти две хозяйки мира властвовали над подземно-подводным, земным и небесным ярусами Вселенной и рождали все поголовье животных, рыб и птиц, необходимое людям.
Рожаницам посвящается особый летний праздник. Судя по всему, старшую из них звали Лада (Великая Лада), а младшую — Леля. В народных песнях они до сих пор упоминаются как покровительницы весеннего возрождения природы, полевых работ, вызревания урожая.
На „макушку лета“ (первое воскресенье после Петровок) крестьяне сжигали с песнями и плясками куклу Лады.
В доисторические времена на ритуальных сосудах рядом с сестрами-рожаницами изображали богиню Мокошь (Макошь) с рогом изобилия как символом плодородия.
Обычно ее [Мокошь(?), — прим. В.] окружают девы-русалки, „ответственные“ за орошение нив.
Однако рожаницы — это еще и древнейшие божества судьбы человеческой, и в этом как бы связаны с Долей и Недолей.
Едва ребенок появляется на свет, в небе загорается его звезда — она и есть рожаница» (цит. по изд.: Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. Нижний Новгород: Русский купец; Братья славяне, 1996. С. 358–359).

YGOTMb2 xkA
BtUpgAvlj o

Поиск

Журнал Родноверие