Известный русский историк, публицист, писатель, педагог и общественный деятель, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук Николай Иванович Костомаров (1817—1885) писал:

«Религiя ихъ [древних славян, — прим. В.] состояла въ обожанiи природы, въ признанiи мыслящей человѣческой силы за предметами и явленiями внѣшней природы, въ поклоненiи солнцу, небу, водѣ, землѣ, вѣтру, деревьямъ, птицамъ, камнямъ и т.п. и въ разныхъ басняхъ, вѣрованiяхъ, празднествахъ и обрядахъ, создаваемыхъ и учреждаемыхъ на основанiи этого обожанiя природы. Ихъ религiозныя представленiя отчасти выражались въ формѣ идоловъ, но у нихъ не было ни храмовъ, ни жрецовъ; а потому ихъ религiя не могла имѣть признаковъ повсемѣстности и неизмѣняемости. У нихъ были неясныя представленiя о существованiи человѣка послѣ смерти; замогильный мiръ представлялся ихъ воображенiю продолженiемъ настоящей жизни, такъ что въ томъ мiрѣ, какъ и въ здѣшнемъ, предполагались одни рабами, другiе господами. Они чествовали умершихъ прародителей, считали ихъ покровителями и приносили имъ жертвы. Вѣрили они также въ волшебство, т.-е. въ знанiе тайной силы вещей и питали большое уваженiе къ волхвамъ и волхвицамъ, которыхъ считали обладателями такого знанiя; съ этимъ связывалось множество суевѣрныхъ прiемовъ, какъ-то гаданiй, шептанiй, завязыванiя узловъ, и тому подобнаго. Въ особенности была велика вѣра въ тайное могущество слова, и такая вѣра выражалась въ множествѣ заговоровъ, уцѣлѣвшихъ до сихъ поръ у народа» (цит. по изд.: Русская исторiя въ жизнеописанiяхъ ея главнѣйшихъ дѣятелей. Н. Костомарова. Первый отдѣлъ: господство дома св. Владимира. Выпускъ первый: X-ое — XIV-ое столѣтiя. СПб., 1873. С. 2).

QypLTcntLn8

Поиск

Журнал Родноверие