«Свѣтовидъ. Божество бывшее у Славянъ въ великомъ почитанïи. Онъ имѣлъ на Сѣверѣ два славные храма: одинъ на островѣ Ругенѣ въ городѣ Ахронѣ [Явственно, что Ругенъ, Ружный былъ прежде названъ; а городъ Ахронъ, Ухронъ произошелъ отъ слова хранить. — Прим. авт.], а другой въ Холмоградѣ, которой полагается на самомъ томъ мѣстѣ, гдѣ село Бронницы, на находящемся близъ онаго холмѣ, на коемъ теперь построена церковъ С. Николая.

«Ужасное божество, начало всѣхъ злоключенïй и пагубныхъ случаевъ, Чернобогъ изображается облеченнымъ въ броню. Имѣя лице исполненное ярости, онъ держалъ въ рукѣ копье готовое къ пораженïю, или больше къ нанесенïю всякихъ золъ. Сему страшному Духу приносились въ жертву сверхъ коней, не только плѣнные, но и нарочно ему предоставленные для сего люди. А какъ всѣ народныя бѣдствïя приписывались ему; то въ таковыхъ случаяхъ молились и жертвовали ему для отвращенïя зла. Сего ужаснаго лжебога Г. Херасковъ такъ описываетъ:

Михаил Иванович Касторский (1809—1866) — несправедливо позабытый ныне русский историк, ученик видного деятеля чешского и словацкого национального возрождения, учёного-слависта Павла Йозефа Шафарика (1795—1861). Степень доктора философии М.И. Касторский приобрёл за «Начертанiе Словянской Миѳологiи» (СПб., 1841). Эта книга ярко выделялась среди прочих трудов на данную тему, выходивших в первой половине XIX в., методологической последовательностью и научностью подхода, благодаря чему во многом сохранила своё значение и позже, как точный подбор фактов, используемых последующими исследователями славянского язычества.

В книге известного советского и украинского историка, археолога, научного сотрудника Киевской экспедиции Института археологии НАН Украины, кандидата филологических наук Ярослава Евгеньевича Боровского (1937—2003) «Мифологический мир древних киевлян» (1982), в главе под названием «Киевские капища и священные рощи», читаем:

«Синопсис, или Краткое описание от различных летописцев о начале Славенского народа...»), либо просто «Киевский Синопсис», представляет собой краткий компилятивный обзор истории Юго-Западной Руси, составленный во второй половине XVII в. и изданный впервые в 1674 г. в типографии Киево-Печерской лавры, а затем многократно переиздававшийся с незначительными изменениями. Автором его предположительно являлся архимандрит лавры, а по совместительству — историк, богослов, политический и церковный деятель Речи Посполитой и Русского государства Иннокентий Гизель (нем. Innozenz Giesel; ок. 1600—1683).

У М.В. Ломоносова в его знаменитой, опубликованной уже посмертно, «Древней Россïйской Исторïи...» (1766), в главе «О княженïи Владимировѣ прежде крещенïя», читаем:

У американского археолога и культуролога литовского происхождения, одной из крупнейших и самых спорных фигур индоевропеистики, Марии Гимбутас (англ. Marija Gimbutas, однако Гимбутас — фамилия мужа, поэтому правильнее — Гимбутéне: лит. Marija Gimbutienė; 1921—1994) в книге «Славяне» (The Slavs; 1971), в главе «Храмы и святилища» читаем следующее:

Великий российский учёный-энциклопедист Михайло Васильевич Ломоносов (1711—1765) в своей знаменитой, изданной уже посмертно, «Древней Россïйской Исторïи...» (1-е изд. СПб., 1766), в главе 4, повествующей «О нравахъ, поведенïяхъ и о вѣрахъ Славенскихъ», в частности, сообщает:

У знаменитого русского историка литературы, критика и фольклориста Евгения Васильевича Аничкова (1866—1937) в книге «Язычество и Древняя Русь», в главе XIII «Боги Владимира по свидѣтельству Лѣтописи», помимо прочего, читаем:

Некоторые недобросовестные историки, особенно из числа близких к церковным кругам, из книги в книгу переписывают ложь о чрезвычайной примитивности дохристианских верований и об «отсутствии» у славян (не только восточных, но — без каких-либо оговорок — всех славян вообще) храмов, полагая, по всей видимости, что храмовое строительство появляется у славян только с насаждением иудейско-византийского чужеверия.

Поиск

Журнал Родноверие