В нашей статье для обозначения части славян, проживающей ныне в Украине, мы будем использовать самоназвание, бытовавшее с Х по ХХ век – русины, понимая под этим самоназванием не только и даже не столько политическое движение в Закарпатье, сколько славян, названных в конце ХІХ века украинцами.

Среди известных течений русинской этнической веры можно отметить несколько. Организационно лучше всего оформленными являются течения – Родовое Огнище Родной Православной Веры с центром в Тернопольской области, Объединение Родноверов Украины с центром в Киеве, Собор Родной Украинской Веры с центром в г. Винница, Руськое Православное Коло с центром в г. Запорожье, Славянское духовное движение «Великий Огонь» с центрами в г. Житомир и Киев. Не следует также обходить вниманием десятки религиозных общин родноверческого содержания, которые не являются зарегистрированными или же не относятся к общепризнанным в религиоведении течениям украинского родноверия. Таких общин есть вдоволь по всей Украине, автору, в частности, известны такие в Харькове, Одессе, Черновцах, Полтаве, Севастополе, Рубежном, Днепропетровске.

Официальная статистика от Государственного комитета Украины по делам религий и национальностей, размещенная на сайте RISU, говорит, что в религиозной жизни Украины родноверы составляют 1%, но как этот процент высчитывался, никоим образом не объясняется. Большинство родноверов и язычников к общинам не принадлежат, никаким образом свое вероисповедание не демонстрируют. По состоянию на январь 2009 года в Украине было зарегистрировано 117 родноверческих общин разных течений. Вот как выглядит динамика развития сети родноверческих общин за последние 10 лет: 2000 г. — 48 общин, 2001 г. – 58 общин, 2002 г. — 64 общины, 2003 г. – 68 общин, 2004 г. — 75 общин, 2005 г. – 81 община, 2006 г. — 89 общин, 2007 г. – 97 общин, 2008 г. — 101 община, 2009 г. — 117 общин.

Таким образом, за 10 лет количество родноверческих общин выросло чуть более чем в два раза, с 48-ми до 117-ти. Показатель не очень утешительный, но он свидетельствует, что Родная Вера русинов Украины постепенно возвращает свои позиции среди Славян. Этот процесс стабильный и необратимый.

Родовое огнище родной православной веры

3

На сегодняшний день это течение является наиболее динамично развивающимся, и сплотившим реально действующие общины исповедников Родной Веры русинов. Огнищане объединены в Родовом Огнище Родной Православной Веры (РО РПВ), которое возглавляется Верховным Волхвом Володимиром (Куровским В.В.). Процесс создания Родового Огнища РПВ начался в 2001 г., первой из общин была Каменец-Подольская община Родной Православной Веры «Источник Рода». Сегодня РО РПВ объединяет около ста восьми религиозных общин, на разных этапах становления, в разных регионах Украины, России, Беларуси, Молдовы и Германии. Непосредственно в России действует 10 общин РО РПВ, в таких городах, как Москва, Старый Оскол, Волгоград, Пятигорск, Ростов-на-Дону, Краснодар, Славянск-на-Кубани, Набережные Челны, Белгород и Георгиевск. 30 марта 2005 г. Госкомрелигии Украины провел официальную регистрацию РО РПВ.

Огнищане почитают Единого и Многопроявного Бога, которого именуют Родом. Он есть источник всего сущего и несущего. Род Всебог проявляется в ликах Богов и Богинь, Сварожичей. Боги (Сварожичи) рождены Сварогом и Ладой, соответственно мужским и женским началом Вселенной, ликами Рода Всебога. Родные Боги суть проявления трёх состояний вселенной (Рода-Рожанича) – творения, созидания и разрушения. Именно поэтому основное мировоззренческое учение Родной Православной Веры называется учением о Триглаве. В Родовом Огнище РПВ почитаются только те лики (имена) Богов, которые есть в устной народной традиции либо упоминаются в письменных источниках. Отношение к «Велесовой книге» уважительное, с той оговоркой, что огнищане не придают значения времени написания этой книги, разделяя в принципе мировоззренческие постулаты этого произведения и используя их в своей обрядовой и повседневной жизни. Именуя себя «православными», огнищане выводят это понятие от славянских слов «Правь» и «слава», то есть быть православными в их понимании быть славными Правью, славянскими Богами и Предками. Использование этого же термина христианами с XV века огнищане считают приспособленчеством чужой веры к славянским представлениям и языку. Главный аргумент тот, что точным переводом греческого слова «ортодоксия», коим называют восточных христиан во всем мире, на наш язык будет «истинное учение».

4
Г. Лозко, Глава ОРУ и В.Куровский, глава РО РПВ

Огнищане считают славян одним единым народом, который создал несколько государств в Европе. Главными элементами, по которым самоотождествляются славяне – это вероисповедание (вера в славянских Богов) и кровь (принадлежность к определенной ветви ДНК групп и антропологических типов), а язык и национальность играют второстепенное, хотя и немаловажное значение. Такое понимание славянства помогло наладить дружественные отношения с такими организациями и лидерами славянских родноверов, как ССО СРВ (разработан и опубликован Единый Славянский календарь), «Велесов Круг», «Словянска Вяра» (Польша), «Паромова дубрава» (Словакия). РО РПВ, по приглашению Ионаса Тринкунаса, является членом WCER, Всемирного конгресса этнических религий. Официальная страница в интернете: www.alatyr.org.ua

Собор родной украинской веры

Это течение своими корнями достигает 1991 года, когда была создана Винницкая община Родной Веры «Побужье». В 1994 г. несколько винницких родноверческих общин объединились, образовав Собор Родной Веры. Но тогда не удалось зарегистрировать эту религиозную структуру. Поэтому указанные общины вошли в состав отколовшегося от мировой организации рунверовцев киевского ОСИД РУНВеры («Объединение сынов и дочерей Родной украинской национальной веры»), который ныне фактически прекратил свое существование. В 2000 г. по недоразумению с руководством ОСИД РУНВеры винницкие общины были исключены из этого объединения, и уже 28-29 октября вместе с другими общинами (вместе 11) образовали Собор Родной Украинской Веры. 28 декабря 2000 года Собор был зарегистрирован в Госкомрелигии Украины как религиозная конфессия.

При Соборе, до отхода Восточноукраинского, действовало три краевых духовных центра (Восточноукраинский, Западноукраинский, Североукраинский) и Университет Родной Украинской Веры. На своем Учредительном съезде Собор принял Символ веры. Вот как он выглядит:

«Я, родновер Собора Родной Украинской Веры осознаю, что: ДАЖБОГ — Могущественный, Справедливый, Лучезарный, Вседающий Господь Украины и украинского Народа; УКРАИНА — это Святая Земля, которую избрал Господь Дажбог и благословил быть Родиной моих Арийских Предков и моего Украинского Народа; во Вселенной действуют БОГИ РОДНОЙ УКРАИНСКОЙ ВЕРЫ; Они являются проявлением Силы Божьей в земной жизни».

Теологические постулаты Собора не были такими с самого начала его существования. В частности, это касается третьего пункта Символа веры. В книге «Наука Родной Веры», изданной под редакцией Олега Безверхого (главы конфессии) в 1993 г., про «БОГОВ РОДНОЙ УКРАИНСКОЙ ВЕРЫ» ничего не говорилось. Вместо них встречаются такие духовные существа, по определению О.Безверхого, как Дажбожичи, Духи Предков, Сын Дажбожий, Святой Дух Дажбожий. В учении Собора на начальных этапах становления ощутимо сильное влияние РУНВеры: «Родная Вера — это вера в Единосущного Господа Дажбога. Родная Вера была и остается однобожной верой нашего народа. Наша вера до крещения не была многобожной». И ни о каких Богах речи не шло, даже не упоминалось. Таким образом, видим трансформацию вероучения Собора Родной Украинской Веры под влиянием внешних, организационного плана, и внутренних факторов саморазвития учения в направлении ответвления от других родноверческих течений.

Главное учение Собора РУВ – это учение о едином Господе Украины – Дажбоге и его избранном арийском народе – украинцах. При этом арийской крови в украинском народе они видят только 30%, а самих украинцев славянами считают только по языку. Учение о едином Дажбоге, говорят в Соборе РУВ, пришло в Украину от иранских племен аланов, которые первыми пришли к монотеизму и верили в единого бога Хорса. От смешения алан и славян был создан народ антов, которые и есть первые украинцы. Политеизм и монотеизм, по их мнению, мирно сосуществовали в старину, потому и сегодня в Родной Вере есть многобожники и Дажбожья вера. Дажбога «соборовцы» видят как кристаллизированную духовную сущность.

Собор РУВ критично и категорически негативно воспринимает «Велесову книгу», считая её частично подделкой Миролюбова, частично письменами чешского народа, частично действительно аутентичным произведением. Но, поскольку ВК не провозглашает Дажбога главным или единым Богом славян и конкретно украинцев, то сия книга расценивается «соборовцами» как попытка извратить Дажбожью веру.

Собор РУВ следует относить к мировоззрению, которое пробует создать симбиоз украинского национализма и РУНВеры. Интересен тот факт, что Олег Безверхий является родственником хорошо известного в России лидера «Союза Венедов» и «Церкви Нави» Виктора Безверхого (Остромысла), а их идеи о мессианстве украинцев имеют четкую параллель. Именно этот «украинский вопрос» привел к расколу «Союза Венедов».

Объединение родноверов Украины

Возглавляется Волхвиней Зореславой (Г. Лозко), было зарегистрировано как религиозный центр последователей языческого вероучения 24 мая 2001 г. В его состав входят около тридцати общин, которые признают себя последователями учения о «генотеизме». Члены ОРУ утверждают, что все общины являются реально действующими.

ОРУ провело два Собора, первый 25-26 августа 1998 г., второй 23-24 августа 2001 г.8, третий запланирован на 05-06 марта 2010 г. в Киеве. Первый Собор утвердил Символ Веры, Славу Великую и Предостережения Потомкам (морально-этические правила язычника). ОРУ, как и РО РПВ, входит во Всемирный конгресс этнических религий WCER. Киевской общиной украинских язычников «Православие» издается Всеукраинский журнал «Сварог», на страницах которого ОРУ освещает свои взгляды. В последние годы ОРУ взялось за активную работу на международной арене, инициировав создание

Родового славянского веча. Большое количество книг, статей и научных исследований сделано руководителем этого объединения Г.Лозко, которая обладает научной степенью доктора философских наук. Язычники ОРУ славят всех названных и неназванных Богов, верховного, единого и многопроявного, они называют либо Родом, либо Сварогом. Их вероучение в своей основе опирается на «Велесову книгу», которую они почитают священным писанием украинцев. Кроме того, как отметило руководство ОРУ, учение базируется на ведических знаниях Ригведы, Авесты, опирается на исследования современных учёных по этнографии о празднествах и обрядах украинцев, на устном народном творчестве, сохранённом в народе.

В последнее время представителем Одесской общины ОРУ «Макошь» была высказана идея, бытующая в РОСС (Родовом Союзе Славян), возглавляемом Славером (Г.Максименко), о том, чтобы отменить употребления всех имен Богов, которые отсутствуют в «Велесовой книге». К счастью, эти идеи в ОРУ названы не иначе как «еретическими». Сие предложение интересно еще и тем, что высказывает его представитель общины, названной в честь Богини, отсутствующей в «Велесовой книге».

Понятие «православие» понимается в ОРУ как «славление Прави», православный, соответственно – славящий Правь. В идеологическом срезе ОРУ является организацией, стоящей на позициях украинского национализма. Некоторое время контактировали с ССО СРВ в рамках Родового веча славян. Официальная страница в интернете: http://www.svarga.kiev.ua

Великий огонь

По признаку наличия организации можно говорить также о славянском духовном движении «Великий Огонь»– конфессии, первую общину которой создал Геннадий Боценюк в Житомире в 1990 году. «Великий Огонь» (ВО) по своей идеологии относится к язычеству нетеистического толка. Творцом учения и лидером конфессии выступил сам Г.Боценюк, которого именуют Князем Огином. В «Великом Огне» считается нескромным именовать себя волхвами, а князь – это титул более или менее нейтральный и не заносчивый.

Как утверждает основатель ВО, вера предков была раскрыта ему в тайной книге древних волхвов «Волхв Сила» (встречается вариант «Волхв Силы»), которую он бережно хранит от лихих людей и которая передавалась из поколения в поколение с древнейших времен. «Велесова книга» не считается культовой, а ее аутентичность подвергается сомнению. Хотя в ранних документах ВО такого критического отношения к ВК не отмечалось. Боги (божи) в представлении последователей ВО – это силы природы, то есть, стихии; Боги, с точки зрения огнищан, – это неодушевлённые существа. Это не Боги в понимании личностей, пребывающих в неком духовном пространстве и действующих в явном мире, это явления природы, названные личными именами, но личностью не наделенные. Это Дажбог.

Кроме того, в вероучении ВО существуют навии, души умерших предков, а также Старшие Навии, к которым отнесены Род, Сварог, Перун. Они отличаются от Богов тем, что имеют душу, вернее, это и есть великие души Пращуров, существующие потому, что существуем мы, их потомки. То есть, речь идет о славянской форме евгемеризма, когда объектами культа, поклонения являются великие исторические личности. Хотя, по соображениям автора, историчность Рода, Сварога и Перуна, довольно слабо обоснована язычниками ВО. Не лишним будет отметить, что именно благодаря евгемеризму ранние христианские проповедники обращали неофитов в новую веру. Именно с этой целью евгемерские идеи изложены в «Хождении

Богородицы по мукам» и «Повести временных лет», где славянские Боги изображались либо просто грешниками, либо древними царями. Последователи «Великого Огня» верят в присутствие «великих пращуров», навиев в настоящем. Разработанное учение про генеалогию навиев, в частности отцом Перуна, Одина и Водана считается Род. Среди наиболее чтимых навиев в ВО являются Сварог, Перун и Род.

Календарная обрядность, как и у других родноверов, построенная вокруг празднования четырех основных годовых солнечных праздников, которые олицетворяются Хорсом, Ярилою, Световидом и Колядой. Некоторое время «Великий Огонь» сотрудничал с Кругом Языческой Традиции (КЯТ), пока в 2009 году они не были прерваны из-за антиукраинских высказываний участников КЯТ на форуме «Дом Сварога».

ВО является участником WCER, как ОРУ и РО РПВ. Официальная страница в интернете: www.ogin.mybb3.net

Руськое Православнее Коло

Руськое Православнее Коло (РПК) основано в 2007 году в результате расхождения с руководством Родового Огнища Родной Православной Веры по вопросам мировоззрения и идеологии. Возглавляет это родноверческое объединение верховный волхв Световит Пашник, центр находится в г. Запорожье. В октябре 2008 г. из состава РПК вечем были исключены общины, возглавляемые В.Пехотой и О.Андрусенко, которые не согласились с этим решением и некоторое время продолжали называть себе РПК. После вхождения этой группы в состав ОРУ, вопрос двух РПК сам собой был снят. В настоящее время в состав РПК входит 9 общин, 6 групп и несколько представительств, активно действующими являются общины из Запорожья и Днепропетровска.

Богопонимание РПК мало чем отличается от того, которое существует в РО РПВ, разве что женою Сварога родноверы РПК почитают Рогань (Рожаницу), а не Ладу, коя почитается весенним проявлением Рожаницы. В РПК также отвергают перевоплощение душ в разных народах, считается, что души украинцев рождаются только среди украинцев.

Особое внимание глава РПК уделяет изучению мифологии и мифологических систем арийских народов, календарю Родной Веры. Особенностью РПК является то, что лишь в этом объединении вполне приемлемыми для наречения считаются такие имена, как Василий, Антон, Ольга, Давид, Сергей. «Велесову Книгу» в РПК считают аутентичным памятником и используют как источник вероисповедания и обрядодеяния, хотя С.Пашник не считает ВК достаточной для становления родноверия. Что касается понятия «православие», то в РПК полностью разделяют точку зрения РО РПВ и ОРУ. Официальная страница в интернете: www.svit.in.ua

5
Открытие Капища Ярилы на Замковой горе в г. Киев

Кроме сказанного, достаточно интересными для читателя будут ответы указанных организаций на 10 типовых вопросов. Они дают возможность в сравнении понять схожесть и отличия мировоззрения этих организаций между собой, а также с иными славянскими движениями вне Украины. От РО РПВ ответы давал Святогор Магур (Хранитель, первый заместитель Главы объединения), от ОРУ – Владимир Кагадий (Глава киевской общины ОРУ «Православие»), от ВО – Геннадий Боценюк (Глава объединения), от РПК – Световит Пашник (Глава объединения).

1. Что вы понимаете под духовной практикой, и какие ее виды у вас существуют?

РО РПВ: Духовная практика для нас – это радение, то есть духовное взаимодействие с Богами в упорядочивании Всемирья. Это упорядочивание всегда начинается с собственной души и жизни. Посему всякое радение включает в себя изучение народного достояния, слушание и обучение у ведающих людей, практика священных состояний (медитаций): дивления, явления и ладования. Значительную часть духовного радения родноверов РО РПВ составляют Колослова – специальные ежедневные молитвы, направленные на установления лада и блага во Вселенной, на Родине, в своей семье и душе.

ОРУ: Славления Родных Богов и медитации на индивидуальном уровне.

ВО: Духовная практика в «Великом Огне» почти не отделяется от повседневной жизни. Отсутствует требование повторять какую-либо практику определенное число раз, как в других организациях. Тело и деятельность сознания не подавляются и не нейтрализуются, а воспринимаются как неотъемлемые качества человека, гармоническое развитие которых приводит к существованию человека и мира, окружающего его, в качестве единого целого. Духовная практика направле на на осознанное решение проблем самим практикующим, а не на обязательные правила, применяемые ко всем без исключения.

Целью духовной практики в «Великом Огне» является углубление в человеке чувства ответственности и скромности. В нашем движении много внимания уделяется физическому развитию человека, поскольку, по нашему мнению, духовное и физическое состояния человека взаимосвязаны, и нельзя развивать одну составляющую в ущерб другой. Слабому духом сильное тело не к лицу, сильный же духом оденет его в тело любое!

РПК: Духовная практика РПК в своей основе подобна практике иных родноверческих конфессий: богославления, обрядодеяния (еженедельные, праздничные, семейные), проповедничество, паломничество, медитация.

2. Существуют ли у вас какие либо писания, на которые вы опираетесь, каково их происхождение?

РО РПВ: Мы опираемся, во-первых, на Здравый Смысл, сопряженный из трёх составляющих: самопознание, слушание ведающего человека, изучение культурного достояния народа. Письменные источники не могут быть основой мировоззрения, если они не передаются Славянину устно Духовным учителем, волхвом либо жрецом.

Всякое писаное слово мертво без Духа, который передается из уст волхва. Если говорить о писаниях, которые существуют в РО РПВ, то это целый ряд книг волхвов и жрецов, главнейшей из которых есть «Покон Рода Всевышнего», — 360 записанных и объясненных Верховным Волхвом устных изречений — сказаний, которые зовутся «Карбами ведания Покона Рода Всевышнего». Эти Карбы, как утверждают православные родноверы, хранились и передавались в родах ведунов Подолья.

ОРУ: Книги Галины Лозко написаны на исследованиях летописных данных, таких, как Летопись Руськая, свидетельства про славян Иордана, Монаха немецкого Адама про племя Лютичей, Ригведа, Авеста, «Велесова книга», исследования Венелина, Егора Классена, Рыбакова, Даниленко и еще много других.

ВО: Книга Евгения Сварожича «ЗОЛОТОЙ ПАУК ВОД» в 2003 году официально была провозглашена священным писанием огнищан, само же учение формировалось на основе книг и философских идей группы выдающихся мыслителей ХХ века, живших в Житомире – Николая Хомичевского (Бориса Тена), Евгения Павленка, Леонида Семенчука. В прошлом году в среде родноверов много разговоров было о книге «Волхв Сила», которая является бесценным кладезем тайной мудрости наших предков, но, по моему мнению, еще не пришло время открыть миру тексты «Волхв Силы». Руководители некоторых родноверческих общин и объединений смогут увидеть книгу в этом году.

РПК: РПК пользуется всем достоянием нашего народа, которое соответствует родовому обычаю, мировоззрению, отчизнолюбству.

3. Является ли ваше объединение официально зарегистрированным, или у вас зарегистрированы общины только на местах?

РО РПВ: Родовое Огнище РПВ зарегистрировано в Украине как Международное объединение (конфессия) исповедников Славянской Веры, общины на местах также официально зарегистрированы либо пребывают в процессе регистрации.

ОРУ: Зарегистрированным является и Объединение родноверов как конфессия, и Киевская громада «Православие», и другие Громады в городах Украины. Но есть и не зарегистрированные в связи с противодействием местных органов власти.

ВО: В настоящее время общины зарегистрированы на местах, официально приступить к регистрации объединения мы планируем в августе 2010 г., после празднования двадцатилетней годовщины основания «Великого Огня».

РПК: Устав РПК как конфессии находится в процессе регистрации (документы возвращены с требованием регистрации громад на местах). Три громады зарегистрированы в Запорожской обл. как РПК, поданы документы на регистрацию в Луганской и Днепропетровской обл. Пока РПК не ставит самоцелью регистрацию уставов, так как их регистрация играет малую роль в деятельности на нынешнем этапе развития родноверия вообще.

4. Взаимодействуете ли вы с властями, считаете ли это вообще нужным?

РО РПВ: Да, мы взаимодействуем и считаем это нужным, поскольку во власти достаточно здравомыслящих людей, готовых и желающих помочь в развитии Родноверия. Результатом нашего взаимодействия и неукоснительного следования требованиям действующего законодательства является открытие нашим объединениям нескольких родноверческих мест паломничества в Украине.

ОРУ: Взаимодействуем. С Управлением по делам Религий и с местными органами власти.

ВО: У нас взаимное лояльное отношение к властям.

РПК: РПК взаимодействует с властями и стремится к цели сделать родноверие государственной верой. Так как центр находится в Запорожье, то глава РПК постоянно принимает участие в совещаниях облгосадминистрации духовных руководителей Запорожской обл. О проведении массовых мероприятий предупреждаются государственные власти.

5. Что вы понимаете под Душой, а что под Духом, разделяете ли вы воззрения о перевоплощении?

РО РПВ: Дух есть видимый и невидимый поток света (энергии), который является источником любой формы жизни во Вселенной и исходит из Ока Рода (Алатыря, центра Мироздания). Душа – самоосознанная часть Рода Всебога, которая перерождается в разных телах многие сотни тысяч раз.

ОРУ: Верим в перерождение человека в ином теле.

ВО: Дух — это внутренняя энергия человека, а душа — это часть самосознания, которая может сохраниться после смерти тела при наличии кровных потомков. В перевоплощение огнищане не верят.

РПК: Душа – бессмертная, нематериальная основа человека. Дух – внутреннее состояние человека, общины. После смерти человека душа соединяется со Сварогом (Небом), а тело отправляется для обновления к Рожанице (Земле). Во время похорон проводится обряд венчания Отца-Неба и Матери-Земли, чтобы соединить душу с телом. Человек должен возродиться в следующих поколениях своего Рода. При такой вере у человека появляется желание жить ради своего рода, продолжать свой род, чтобы было куда возродиться, оберегать свою землю и род, не жалея жизни, ибо верили, что снова сюда возвратятся. Что оставил человек в предыдущей жизни, то в наследство получит в грядущей.

6. Каким образом вы обучаете славянским знаниям, считаете ли нужным создание чего-то наподобие духовного учебного заведения?

РО РПВ: Славянской Веде (знаниям) мы обучаем по нескольким созданным Родовым Огнищем РПВ направлениям. Во-первых, это Школы Славянской Ведической Традиции, которые еже- недельно в обязательном порядке проводятся при всех общинах РО РПВ. Программа школ разработана Хранителем и одобрена Колом Волхвов. Во-вторых, для неофитов действует Академия развития человека «Родосвет», которая языком психологии, целительства, биоэнергетики передает традиционные славянские ценности и знания. К тому же, это дает возможность финансово поддерживать РО РПВ, поскольку семинары проводятся на платной основе. В-третьих, уже 4 года действует и 3 года как зарегистрировано высшее духовное учебное заведение «Православная Родноверческая Академия Вероведания», в которой обучается около 100 студентов из Украины, России, Молдовы, Беларуси, Казахстана, Германии и Канады. Обучение длится 3 года, по 3 десятидневных обучающих сессии в год. Академия имеет свой корпус и материальную базу в с. Раштивцы Тернопольской обл. В-четвертых, для глав общин проводится ежеквартальная Школа Духовных проводников.

ОРУ: Работает постоянно школа родной веры в университете им. Гринченка. Официально зарегистрирована академия «УДАР», имеет два факультета: богословский и жреческий. Работает в заочной форме, обучение проводится бесплатно. Каждые три месяца проводятся сессии.

ВО: Существует школа славянского воинского искусства, где обучению философии уделяется первостепенное значение, кроме того, мы проводим лекции, семинары, перед обрядами я всегда делюсь частичкой сокровенных знаний, при близком общении те из моих учеников, кто принял духовное звание Кудесника, узнают то, что им необходимо для духовного развития.

РПК: Считаем, что духовное заведение необходимо и по возможности его создадим. Славянским знаниям обучаем на проповедях, паломничествах, распространяем листовки, газеты, книжки, а также через интернет-издания.

7. Как вы понимаете идею Славянства? Как определить, славянин ли человек, славянский ли народ?

6
Освящение места под храм О.Безверхим, Главой Собора РУВРО

РПВ: Славянство понимается нами как этно-духовное сообщество исповедников Славянской Веры. То есть, под славянами мы понимаем носителей индоевропейских расовых признаков, говорящих на одном из славянских языков и исповедующих веру-веду Славянских Богов. С нашей точки зрения, нет многих славянских народов, славянский народ один, но он владеет разными говорами единого (включительно до VII в. н.э.) праславянского языка.

ОРУ: По исторической идентичности, на основе летописных данных, научных, антропологических и иных подтверждениях. Например, археолог Петербургской академии наук Уваров, исследовав более девяти тысяч курганов всех губерний Московщины до 17 столетия, там славянских захоронений не нашёл.

ВО: Те европейские народы, которые исповедовали культ Сварога, позже стали называться славянскими. Славянина можно распознать по внешнему виду и по его речи.

РПК: Под идеей славянства понимаем близкую духовную культуру и ее взаимодействие. Человек сам определяет свою принадлежность к народу, исключения составляют явные расовые отличия.

8. Видите ли вы необходимость взаимодействия со славянскими и, в частности, с русскими родноверами? Какие славянские родноверческие организации вам известны вне Украины?

РО РПВ: Да, мы видим необходимость такого взаимодействия и, по мере возможностей, такое взаимодействие осуществляем. Наши официальные представители приняли участие в обряде Велесова дня в общине «Родолюбие» в 2005 г., наладив с тех пор дружественные отношения с объединением общин «Велесов круг». С 2009 г., после некоторого охлаждения, наладились взаимоотношения с ССО СРВ, подготовлен и выпущен единый календарь праздников на 2010 г. Не сложились отношения с СЕС, КЯТ и инглингами. Никакого взаимодействия также не было с объединением РОСС. Вне России у нас сложились дружественные отношения с польскими родноверами из организации «Славянска Вяра», чешскими родноверами из общины «Паромова дубрава», словацкими родноверами из общины «Перунов круг», сербскими родноверами из организации «Свевлад», словенскими родноверами из общины «Световит».

ОРУ: Для взаимодействия со славянскими родноверами уже более десяти лет действует Международное славянское вече. Каждый год оно по очереди проводится в другой стране. В прошлом году было в Словении, в позапрошлом – в Болгарии, еще раньше в Сербии. В этом году будет в Украине. В прошлом проводилось в России и Беларуси, в Украине также. В России поддерживаем связь с Казаковым, Тулаевым, Союзом Венедов в Петербурге. Славянские движения нам известны во всех славянских странах. Лозко написала про них в книге «Пробуджена Енея». Долго перечислять, читайте книгу.

ВО: У нас давний опыт сотрудничества с дружественным «Великому Огню» Кругом Языческой Традиции, о взаимодействии с нами договорился руководитель международной организации Родовой Союз Славян (РОСС). Историк и религиовед, кандидат исторических наук Роман Шиженский подарил мне свою последнюю книгу «Славянское родноверие». Можно сказать, что теперь мне известны все родноверческие движения вне Украины.

РПК: Тесного взаимодействия не видим – лучше дружить на расстоянии, нежели грызться вблизи. Родноверческие движения вне Украины известны через интернет и печатные издания, как и вам, но в меньшей мере, поскольку тесного сотрудничества нет.

9. Используете ли вы какие-либо целительские, оздоровительные практики из народной медицины, что мо- жете сказать о чародействе?

РО РПВ: Мы практикуем систему духовного и телесного целительства Жива, пользуемся знаниями по костоправству и травничеству. Тема чародейства раскрыта жрецом Богумиром (Мыколаевым) в его статье «Волхвование и чародейство у православных родноверов», она есть в сети и с ней можно познакомится основательно.

ОРУ: В своей громаде мы этих практик не используем. Целители есть, травники и знахари.

ВО: Да, широко используем, но о чаро- действе в нашем народе говорить не принято (своеобразное табу).

РПК: На этом специализируется громада «Древо» РПК, руководители которой являются преподавателями и практикующими лекарями, в том числе народной медицины. Для популяризации народного целительства проводятся семинары. Есть отдельные народные целители в громадах.

10. В чем главная цель Родной Веры?

РО РПВ: Непрестанно распространять Ведические знания, мировоззрение Любви и Справедливости, обучая человека идти духовным путем в мире Яви, всегда помнить о своем Божеском происхождении, о Роде Всебоге.

ОРУ: Главная цель родной веры, для нас, как националистов, это Родноверческая украинская Украина. Возвращение народу его естественной пращурской веры, освобождение из иудо-христианского рабства.

ВО: Основная цель — сделать человека сильным, разумным, одарённым защитой пращуров, победить комплексы.

РПК: Обеспечить духовные нужды родноверов, державы. Говоря в целом о родноверческом движении русинов, следует отметить такие отличительные черты от подобного же движения в России: большинство общин и объединений официально зарегистрированы и владеют всей полнотой прав наравне с иными религиями;
• малое участие в политических процессах и вообще низкий уровень политизации (за исключением ОРУ);
• отсутствие издательской базы и изданий вообще (за исключением РО РПВ);
• наличие официально признанных властями святынь (кумиров, капищ, святилищ) и беспрепятственное проведение публичных мероприятий в больших городах;
• отсутствие единой влиятельной христианской церкви в Украине дает возможность внедряться в воспитательный процесс в школах и детских организациях;
• ощутимые тенденции к монотеизации вероучения, в лице РУНВеры и Собора РУВ;
• наличие координирующей организации – Вече украинских родноверов – в котором принимают участие практически все объединения (хотя это и никак позитивно не сказывается на развитии движения в целом);
• замкнутость исключительно на Украине и ее национальных особенностях (за исключением РО РПВ).

Кроме того, автор умышленно не поднимал вопрос о РУНВере (Родной Укра- инской Национальной Вере), поскольку не считает данную религиозную конфессию родноверческой. РУНВера есть реформированное вероучение, которое считает дохристианскую религию Славян примитивной и такой, которая не отвечает потребностям современности. По мнению Л. Силенка, основателя вероучения, высшей формой развития религии есть абсолютный монотеизм.

Поиск

Журнал Родноверие