О литовском языческом движении «Ромува» Вайдила Йонас Вайшкунас (ответы на вопросы журнала «Druvis», Белоруссия).

Vaidilos Vaiškuno atsakymai i broliu baltu iš Baltarusijos (Zurnalo «Druvis») klausimus.

- Вы являетесь одним из старейшин литовского языческого движения «Ромува», входите в его руководство. Нашим читателям для начала, вероятно, будет интересно услышать "из первых уст" краткую историю возникновения "Ромува", а также о вашем личном участии в становлении движения.

Истоки языческой «Ромува» восходят к V веку. В то время существовал обще-Балтийский религиозный центр под управлением верховного священника Кривиса Брутяниса. Однако основы Балтской религии формировались гораздо раньше вместе со становлением Балтийского этноса где-то во II-м тысячелетии до нашей эры. После насильственного введения христианской веры в Литве и Жемайтии (XIV-XV вв.) еще долгое время существовали наследственные языческие священники, позже языческие религиозные традиции продолжали старшие семей и отдельные знахари. Когда исчезли все институты жрецов, народ и дальше придерживался самых архаичных языческих культов. В XIX-XX веках языческими традициями заинтересовалась интеллигенция. Писатель и философ Вилюс Стороста Видунас (1868 -1953) в своей драме «Вечный огонь» (1912) вопил соотечественников вспомнить Величество Балтийского святилища Ромува.

Ромува стала символом литовского языческого самосознания. Ромува ассоциируется не только с историческим святилищем но и с идеалами примирения, спокойствия и гармонии (ср. лит. Ramus 'спокойный' и Romuva). Имя Ромува осознается как термин возрождения идеалов литовского язычества. Глашатаем идей возрождения древней литовской веры Ю. Г. Бержанскас-Клаусутіс (1862-1936) с 1905 до 1915 в царской власти добивался признания его исповедником старой литовской веры и в 1915 достигло своей цели. В 1930 г. Домас Шидлаускас Вісуоміс (1878-1944) возле озера Стірняй (р-н Зарасай) в лесистой местности основал святилище Ромува, собрал группу единомышленников и в литовской власти упорно добивался официального признания. В 1967-1971 действовал клуб «Рамува» основан Йонасом Тринкунас. В 1971 г. он был запрещен советской властью. В 1988 г. «Рамува» была вновь возрождена. В 1991-1992 г. часть членов клуба «Рамува» основали и официально зарегистрировали религиозное общество «Ромува». В настоящее время есть 10 групп «Ромува» в разных районах Литвы, в США и Канаде.

Лично я язычником был от рождения. Я никогда не принял христианскую веру. Традиции балтийской религии во мне укрепились после 13 летнего паломничества по селам Литвы с целью перенять сохранились знания древней Балтской культуры из людей старого поколения. Эти знания, а так же знания, почерпнутые из письменных источников мною и моими единомышленниками воплощались в жизнь во время семейных и календарных праздников. Но самое большое влияние на мою душу оказали и до сих пор оказывают наши древние песни. Песнопение в нашей вере одно из сакральных действ, сближающих человека одного с другим, с природой, с предками и с богами. В 2001 г. я основал группу «Ромува» в Молетай. В настоящее время является ее духовным руководителем.

- Что такое "Ромува"? Какие корни имеет это слово, откуда взялось? Какую роль, в связи с этим, во взглядах литовской «Ромува» занимает духовное наследие древней Пруссии, откуда, как известно, первоначальное святилище Ромува была перенесена в Вильнюс?

По сведениям исторических источников Ромува центральное святилище на земле Надравіі с помощью религиозной реформы братьев Брутяніса и Відевутіса (V ст.) Выдвинута на уровень обще-балтского религиозного центра с целью религиозной и политической консолидации балтов. Языковеды А. Межинский и К. Буга это слово выводят из lit. rómus = la. rãms 'спокойный' и определяют как место покоя, пор. в латышских Дайн ramavite 'успокоение' (см. BW 4379,1). Прусское наследие очень значимо для нашей родной Балтской веры, в первую очередь из того, что прусская земля от древних времен до настоящего времени известна как земля жрецов, земля теократического общества. Оттуда возникает и нами сегодня употребляется название и наших жрецов, хранителей знания — вайділи (ед. число vaidila), от прусского vaida — 'знание'. В свою очередь прусский vaida — выводиться из индоевропейского void-'ведать, знать'. Важно и то, что многие письменные источники из Балтской религии касаются как раз именно пруссов. С другой стороны, мы многим обязаны духам наших братьев пруссов. Именно пруссы стали стеной сломив энергию агрессии христианской Европы против культуры балтов. Они пожертвовали собой за нас, не отступили ни на шаг, их кровью пропитана земля взывает нас сегодня вернуться к нашим общим ценностям. Слово за нами.

- Осенью прошлого года в Вильнюсе состоялось рукоположение руководителя "Ромува" Йонаса Тринкунас на Кривиса (языческого первосвященника) Литвы. Сопровождалось ли подготовка к этому обряду приглашением представителей языческого движения из стран с преобладающим этнически Балтским населением (Латвия, Беларусь)? Как бы Вы оценили важность этого события для всего балтского региона? Имеет ли, на Ваш взгляд, значение какая-то «коллегиальность» в плане реконструкции всей картины древньобалтських верований с участием представителей от каждой из трех указанных балтских стран; существует ли подобная коллегиальность на данный момент?

Мне было поручено создать описание обряда инаугурации Кривиса. Вариант обряда подготовленный мною намечал широкое извещение об этом обряде с привлечением участников из разных стран и организаций, вплоть до официального приглашения президента и премьера Литовской Республики.

Намечалось так же написать специальное обращение к Папе Римскому оповещая христианский мир, что Балтская Вера продолжает свое существование уже и на официальном уровне. Однако Кривис был склонен считать, что не надо делать больших праздников. Важность этого события хорошо оценил литовский религиовед Гинтарас Береснявичус в газете «Атгимимас» («Возрождение») сразу же после обряда написал специальную статью «голоса друйдов и Европа». Он писал: «Через 600 лет язычники открывают новое летоисчисление в Литве [...] Есть силы которые сильнее даже за экономику и деньги или за те, которые проявляются через экономические структуры. Они проявляются через много чего, пришел момент распознать их и уцепиться за то, что в Европе есть своим и не задавит нас как мешок бетона. Освящение Кривиса стало знаком: настало время дать отпор. Сохранить себя всеми формами и всеми возможными средствами. Даже такими, а может и в первую очередь такими; Европа делится неизбежной, и это возможность (последняя в истории) начать укреплять и создавать культурно-религиозный каркас и індентитет, что может обрасти мышцами свободного и упорного народа ».

«Ромува» открыта для всех, кто следует путем предков. Любая «коллегиальность» в этом деле приветствуется. Однако вайдилы и Кривис «Ромува» склонны считать что не следует создавать для всех обязательного культа. Мы приветствуем все индивидуальные и коллективные исследования в отрасли и на пути духовной культуры предков, если они продолжают этнические традиции, не удаляясь от их утечек. «Единство в различиях» — вот наше правило. Однако единства, координации, осознания принадлежности к общей Балтийской общности, я думаю нам всем очень не хватает. Надо укреплять "коллегиальность", чтобы Балтская религия могла стать силой объединяющей всех балтов.

- Есть мнение, что объявление верховного Крівіс Литвы было вызвано также и желанием правящих кругов «Ромува» получить государственную регистрацию в качестве официальной религиозной конфессии. Однако, не кажется ли Вам, что обращение за «легализацией» к светской власти отчасти может напоминать выпрашивания права для истинной литовской религии на существование? Не может ли такая «легализация» в существующих сегодня условиях принижать тысячелетнюю традицию, ставя ее в один ряд с множеством пришлых, «нелегитимных» на земле предков, чужеродных культов? Не кажется ли вам, что если бы подобного намерения не было, то оставалась бы претензия единственной подлинно традиционной религии Литвы на духовное владение своей землей в совершенно ином масштабе — незримо, но не менее величественно?

Живем в современном обществе, в котором все сферы жизни регламентируют законы Республики. "Ромува" признает законы, их соблюдает, поэтому и ей предстоит быть полноценно признанной со стороны законов. Однако «Ромува» не ставит себе цели любыми средствами добиваться государственного признания. Закон служит человеку, не человек закона. Не претендуем на духовное овладение людьми и своей землей, хотим лишь равноправия для удовлетворения своих духовных потребностей на земле своих предков.

- Продолжая предыдущий вопрос: учитывая грустную ситуацию с духовностью вообще во всей современной Европе, насколько, наконец, достойным может показаться утверждение «мирного характера» Балтской религии в такой поистине трагический для Балтской духовности час? Возможна ли в этом случае какое бы то ни было реальная конкуренция с современной масс-культурой, уже сегодня отбирает наше будущее в виде овладения умом молодого поколения, — масс-культурой, крайне агрессивной уже изначально, по своей сути?

На этот вопрос уже ответил религиовед Гинтарас Береснявичус в статье, высказывания которой я цитировал. Могу лишь еще раз резюмировать: массовая культура создает хорошие предпосылки для возрождения духовности Балтской потому что нам уже некуда дальше отступать — мы на дне — и теперь как никогда ясно — есть только одно направление ... К. Г. Юнг подобные состояния называл "положительной потерей". Вот только осознать ее необходимо.

- Как бы Вы вообще оценили современные тенденции развития цивилизации? Какую позицию следовало бы, на Ваш взгляд, занимать последователям веры предков: компромиссную, соглашательскую по отношению к господствующему в современном, «западном» мире образа жизни, или альтернативную, которая предлагает принципиально иной путь развития? Например, насколько, по Вашему мнению, выработке возможной альтернативной позиции могло бы поспособствовать идейное наследие европейского движения " Новых правых — как представителей наиболее интеллектуальной части традиционалистского спектра, не гнушаясь в то же время и использованием таких «неполиткорректных» сегодня понятий, как «раса», «этничность», «национальное государство»?

Мы высказываемся против поддерживания тенденций перемешивания рас, культур и этнических групп. Любовь к Отечеству, к земле своих предков — вот наши ценности. Нам неприемлемо кочевничество, мы за то, чтобы самобытный свободный народ на земле своих предков продолжал бы их дела и заветы.

- "Ромувой" установлены широкие контакты с зарубежными неоязыческими группами. В этот круг вхожа и Россия. Однако не совсем понятна возможность тесного сотрудничества с определенными российскими кругами, представители которых допускают, к примеру, подобные программные заявления: "если не будет имперской идеи, не будет и россиян. Это нужно понимать »; « [Русский] империи необязательно присоединять обширные пространства с враждебным населением. Достаточно извне контролировать природные ресурсы других стран и правящие режимы » (из интервью Вадима Казакова, распространяемого возглавляемым им «Союзом славянских общин»). Пожалуй, не стоит и упоминать, что такие имперски настроенные неоязычники относятся к преимущественно этнически Балтской Беларуси непосредственно как к своей «славянской» колонии. Выскажите, пожалуйста, свое мнение относительно таких высказываний российских деятелей, а также относительно вообще этичности контактов с подобными «империалистами» по отношению к безусловно дружественных «Ромуві» белорусским хранителям традиционной культуры.

«Ромува» осуждает любые проявления империализма и взывает бороться с его проявлениями методами, не сотрудничества и направленного сплочения сил, живущих с силами предков и наших общих богов.

Известно, что вы провели много времени в научных полевых исследованиях на белорусско-литовской границе. И, в этом качестве, как бы вы оценили реальность этнической границы между белорусами и литовцами — если поставить за рамки существующую сегодня языковую разделенность, вызванную межгосударственными барьерами? Отражает ли государственная граница между современными белорусским и литовским народами какие бы то ни было существенные реалии, за исключением исторических событий относительно недавнего времени? Насколько между нами сходны, например, мифологические воззрения, этнопсихологические портрет?

Политические государственные границы редко где и когда совпадают с границами этнических или в общем говоря культурно-исторических регионов. Раса это не только язык, это самобытная религия и культура в широком смысле слова, это антропология, этнопсихология и, если хотите, генетика. Несмотря на некоторые различия в Минске я чувствую себя как на родине. Я оглядываюсь на проходящих мимо меня людей ибо узнаю в них милые мне черты моих близких. Я бессознательно люблю эту землю и потому иногда задумывается: может я белорус, а может вы литовцы ...

- Занимаясь изучением народной астрономии, как Вы считаете, существовала ли у древних балтов какая-то стройная система астрономического знания? Каким целям, на Ваш взгляд, она могла служить? Насколько важными были тогда астрономические верования? Есть ли аналоги и различия древнебалтских астрономических знаний по сравнению с подобными верованиями других индоевропейских народов?

После 15 лет работы в области народной астрономии я могу с полной уверенностью сказать, что за современным скудным народным знанием о явлениях на звездном небе таятся древние глубокие профессиональные познания астрономических явлений. Хранители традиций и природных знаний общества — балтские жрецы обладали астрономическими знаниями на достаточно высоком уровне и успешно применяли его для различных религиозных, хозяйственных и социальных нужд а в первую очередь для отсчета времени и составления календаря. Хотя прямых сведений об этом довольно мало, по имеющимся белорусским и литовским материалами мы в состоянии говорить даже о самобытном балтский зодиак. Чтобы судить о сходстве и различиях древньобалтских астрономических знаний по сравнению со знаниями других индоевропейских народов необходимо продвинуться в области реконструкции древнего состояния этих знаний. Этноастрономический материал, собранный в XIX-XX вв. отражает довольно позднюю ситуацию. Однако по некоторым данным уже можно говорить об определенных спіільності, что могут претендовать на уровень спільноіндоєвропейского прошлого. Например в случае представления приполярной области звездного неба в виде круга-манежа и т.

- Способны ли данные народной астрономии и астрономии помочь изучению этнокультурных связей (в частности, в случае с белорусско-литовскими такими связями), а также в плане решения проблем этногенеза? Насколько актуальным вы сочли бы это для белорусов?

Уверен что так. Область номинаций звездного неба уникальна тем, что номинируемые объекты остаются почти неизменными на протяжении тысячелетий, их движение и конфигурация быть инвариантными для многих поколений и культур и имеют определенное значение для конкретного исторического общества. Особо хочу подчеркнуть важность и срочность записи уцелевших традиционных астронимов и неотложную необходимость широкого сбора знаний Белорусской Народной астрономии. Без этой области народных вед невозможно понять всю полноту белорусского фольклора и мифологии, становления народа, его языка и его самобытной духовной культуры.

- В Полоцком районе, возле озера Яново (Ян) находится «белорусский Стоунхендж» — П-образный прямоугольник с прямых валунов, ориентированное на предполагаемую точку захода Солнца во время летнего солнцестояния. Предполагается, что он является частью культового, палеоастрономічного комплекса на берегу озера. Какое, с Вашей точки зрения, это место могло иметь значение для мировоззренческой системы древних балтов? Существуют ли подобные сооружения в Литве и имеют ли связи с древнебелорусскими?

Лично мне не доводилось побывать в этом месте у озера Яново. Знаю это место лишь по рассказам археолога Э. Зайковского и публикации геолога Э. А. Левкова. Не вызывает никаких сомнений то, что в этом месте существовало языческое святилище, подтверждением тому в первую очередь является наименование местности, которые склаадають целый сакральный комплекс: Янов озеро, село Свяціца, гора Волотовка. Очень важным фактором является совпадение основной ориентации П-образной системы валунов на точку захода солнца в день летнего солнцестояния и названия озера Янов то есть день Св. Иоанна.

Совпадение этого азимута с направлением на гору Волотовка, на которой и в настоящее время празднуется день Купали еще один важный аргумент. Однако, чтобы говорить о возможном назначении системы для астрономических наблюдений с научных позиций, необходимо провести детальное археоастрономічне исследования этого объекта.

В Литве тоже есть наземные группы камней, которые предположительно могли использоваться для астрономических целей, однако ни один из этих объектов до сих пор не был полностью научно исследован с археоастрономических позиций. Детальные исследования подобных сооружений несомненным дали бы новый толчок в изучении структуры календаря и космологии древних балтов. Я лично не занимаюсь азимутальной археоастрономией, областью моих исследований является этноастрономия (народная Астрономия). Жаль, что ни в Беларуси, ни в Литве все еще не найти молодых ученых, заинтересованных перспективной и интересной интердисциплинарной наукой археоастрономией. Белоруссия в этой области terra incognita с грандиозными возможностями. Лично я много раз пытался инициировать такие исследования в Беларуси, но, видимо, безуспешно. Вот уже 10 лет является членом Европейской организации European Society for Astronomy in Culture (или SEAC от фр. Société Européene pour l'astronomie dans la Culture), которая объединяет Европейских ученых, заинтересованных исследованиями археоастрономических объектов и етноастрономічних знаний населения, и за все это время не удалось втянуть в эту сферу ни одного латыша и белоруса. Если камни и археологические памятники могут подождать появления исследователя, то народное знание о небесных светилах (этноастрономия) ежедневно погибает. На наших глазах вместе со старым поколением исчезает целая область знаний важных не только для понимания мировоззрения балтов, но и индоевропеистика в целом.

- Вам, Йонас, как представителю литовской ветви Балтской традиционной веры, предоставляется сейчас возможность обратиться непосредственно к белорусским единоверцам. Ваши слова будут услышаны многими и многими представителями белорусского языческого движения. Мы слушаем Ваших слов ...

Теперь мы стоим на дороге предков, на дороге, которая исчезает в туманах за нашими спинами. Наши предки жизнью и смертью своей вызвали нас на свет и направили на дорогу свою. Мы-паломники из прошлого, несущие сокровища Дзядов своим внукам. Перед нами дорога заканчивается, мы обязаны продолжить ее.

Поиск

Журнал Родноверие