Киевская община украинских язычников " Православие» — первая организация родноверов, основанная в Украине в 1993 г.

Община-это, прежде всего, люди, объединенные общей идеей. Говорить об Общине, которая живет полнокровной жизнью вот уже 20 лет, сложно. Рискуем что-то пропустить, забыть. В общественной жизни мелочей не бывает: каждый, как умеет, приобщается к общему делу, а все вместе создают ту самобытную общину, которая впервые назвала себя украинскими родноверами. Поэтому буду говорить о людях, о каждом в отдельности и обо всех вместе, моих собратьев и посестер, которые были рядом 20 лет и преодолевали этот путь вместе; больше о тех, кто остался, чем о тех, кто не выдержал и ушел. А также вспомню и о тех, кто помогал общине, даже не будучи родновером. Хотя были и такие, кто, благодаря Общине став родноверами, так и не смогли избавиться от собственных недостатков и отошли на обочину.

Начну с самого главного — с великой идеи. Идея возрождения Родной веры в Украине принадлежит профессору Владимиру Шаяну (1908-1974), по праву названном Великим Волхвом. Это произошло в 1934 г. на Гуцульщине, на горе Грехит в Карпатах, а в 1943 году, воплощая эту идею в жизнь, он создал Орден Рыцарей Бога Солнца. Деятельность Ордена была прервана Второй мировой войной, а после войны правительство советской империи умалчивал родную веру как идею «украинского буржуазного национализма». Никто в Украине не знал о жизненном подвиге мыслителя-язычника, который из-за преследования красной власти был вынужден эмигрировать в Лондон. Лишь с начала 90-х годов труды Владимира Шаяна постепенно проникают в Украину. Мы воочию увидели, как много весит идея! Она была высказана настолько метко, что мы реально почувствовали, как она пробуждает генетическую память тех, в чьих жилах течет украинская кровь.

15

Первая киевская Община украинцев-родноверов, созданная на основе учения Волхва Шаяна, смогла открыто действовать только в условиях независимого государства. В Киеве, столице древней и некогда могущественной Руси, на праздник Рождества Солнца 1993 года вновь созданная община украинских язычников «Православие» объявила себя наследницей запрещенной в далеком 988 г. (но не уничтоженной!) родной веры русичей, что и было впоследствии зафиксировано в Уставе ОРУ. Такое название Общины была предложена нами по двум причинам: во-первых, мы уже понимали, что в ее основе — представление о Праву как Всемирный Закон Природы и славления Богов; во-вторых, мы осознавали необходимость реабилитации древнего названия нашей религии и очищения ее от позднейших (идеологических) церковных наслоений. Слово "язычники", как научный термин, для нас также было принципиально важным как альтернативное известному церковному вульгаризму, им пользуется злобное поповство до сих пор. Именно общиной "православие" было впервые возрождено понятие "православной родной веры", что в начале нашей деятельности шокировало христианских служителей, которые присвоили наше название так давно, что и забыли о ее истоковом смысле; а позже это название уже спекулятивно было заимствовано и некоторыми неорелигиозными сателлитами, которые подпитываются чужими идеями ради собственного бизнеса.

16

Среди первых родноверов общины "Православие" были ее основатели-единомышленники: я — Галина Лозко, Анатолий Богород, Виктор Линчевский, Мирослав Северов, Тарас Силенко, Виктор Крыжановский, Людмила Заковоротня, Вера Глушко, Галина Гаркуша, Михаил Дубиковский, Гриц Гаевой, Надежда Денисюк и другие. Первый рождественский праздник, который состоялся в помещении Киевской библиотеки № 13, посетили и гости — представители общины рунвистов во главе с Богданом Островским. На праздниках мы воздерживались обсуждать богословские разногласия, однако как ранее, так и в дальнейшем, пытались в дружеских (а порой и острых дискуссиях убедить наших коллег, что Родная вера всегда была багатобожною, а всевозможные «монотеистические реформы» — это уже движение по глобальным сценарием.

Основой нашего вероучения стала фундаментальная работа Владимира Шаяна «Вера Предков наших», с которой мы познакомились в 1990, 1991 годах благодаря бандуристу Василию Литвину (Стретовская кобзарская школа) и светлой памяти Владимиру Куєвді (Общество украинского языка «Просвита»). Эта книга является сборником богословских (философско-исторических) трудов нашего Волхва, важных для понимания мировоззренческих основ Родной веры. Однако для обрядово-ритуальной деятельности мы не имели никаких наработок. Мы понимали, что для распространения среди украинцев знаний о Родной вере необходимо прежде всего создать доступную специальную литературу, а также календарь и обрядность. Это стало насущной задачей общины.

Благодаря нашей упорной целенаправленной работе статьи об «Круг Сварога» появились в украинской прессе уже в 1991-95 гг. («Самостійна Україна», «Культура и жизнь», «Народоведение», «Берегиня»), а собственные издания Общины «Православие» увидели свет в 1994 г. Первой ласточкой был маленький «Волховник. Основы языческого вероучения " (отпечатан на средства Геннадия Лозко). Моя книга «Украинское язычество», где впервые Вера Предков подана с позиций представителя родной конфессии, издана 10-тысячным(!) тиражом, увидела свет благодаря благотворительности моей мамы Марии Ивановны Лозко, которая для оплаты этого издания даже продала собственную квартиру. Такое пожертвование, на которое сегодня способен далеко не каждый, видимо, таки было должным образом оценено Богами, потому что информация о родной вере распространялась достаточно быстро, и в наши ряды приобщались все новые и новые люди, несмотря на то, что государственные СМИ были еще нам недоступны.

17

Возникла настоятельная потребность в издании молитвенника родной веры. Мы должны были сами стать исследователями, изучая фольклорно-этнографические труды, собирая по каплям остатки тех молитвенных текстов, которые еще не были повреждены христианством, а иногда нам приходилось очищать их от позднейших церковных наслоений, из-за чего фольклористы возмущались и упрекали нас при каждой возможности. Разумеется, наша цель существенно отличалась от цели обычных собирателей фольклора, потому что нам надо было не только собирать, но и внедрять Родную веру в жизнь и обрядовую практику народа. При этом функция передачи была главной. Следовательно, приходилось использовать уже собранное учеными, адаптируя его к современным условиям. Важно было понять, каким Богам и в какое время молились наши Предки. Значительную роль в этом сыграли напечатаны в журнале «Днепр» (№ 4, 1990 г.) первые, еще довольно любительские переводы Велесовой книги, которые содержали действительно поэтические языческие молитвы к Родным Богам. Поэтому на основе этих и других источников (особенно народных заговоров) и был создан первый родноверческое молитвенник «Правослов. Молитвы к Родным Богам» (1995). Это была наша совместная работа с Виктором Крыжановским, где я взяла на себя задание сборщика и составителя, а Виктор — графическое оформление, даже обложку печатали самостоятельно и вручную в мастерской художника. Молитвенник был напечатан средствами двух общин: Киевской общины украинских язычников «Православие» и Общины Святыни Дажбожої в г. Гамильтон (Канада), с представителями которой мы в то время познакомились по переписке.

Мы охотно сотрудничали с научными институтами. Так, в 1993-95 г. по инициативе нашей Громады совместно с Отделением религиоведения Института философии им. Григория Сковороды НАН Украины, в частности при содействии профессора А. М. Колодного, были проведены две научные конференции: «100-летие открытия Трипольской культуры» и «Рідновірство: истоки, течения, тенденции», которые подтвердили факт возобновления в Украине традиционной конфессии Родной веры. В конференции приняли участие несколько первых родноверческих общин, обсуждены проблемы возрождения Родной веры и родной Боговедения. Мы благодарны Отделению религиоведения за научную поддержку нашей конфессии. В этом же году увидела свет моя книга «Украинское народоведение», что содержала сведения о происхождении украинцев, наших Родных Богов и календарь «Круг Сварога», напечатанная издательством «Зодиак-ЭКО». Она до сих пор остается рекордным тиражом (25 тысяч!) родноверческой книги за последние 20 лет. Книга поступила во все районные библиотеки Украины, что поспособствовало распространению идеи возрождения родной веры.

18

95-й год был плодотворный еще и выходом первого числа языческого журнала «Сварог» и празднованием Купальского праздника вместе с представителями других общин Украины, в частности, и нашим знакомством с двумя музыковедами: кировоградским фольклористом Владимиром Яремчуком, который позже стал автором культовой родноверческой песни «Гимн Жизни», и бориспольским композитором Вогнедаром Шапошніковим, первым языческим песенником, что создал десятки авторских песен о Родной вере. Впоследствии к Общине присоединились поэты Руслан Морозовский (1996), Ярун Мотронюк, Вогнедана Ралко (1997), творчество которых начало родноверческое направление в литературе. Позже нашими друзьями стали родноверские песенники Живосил Лютый и Новояр Василюк, бандурист Ярослав Чорногуз — талантливые авторы музыкальных произведений, которые стали широко известны в современном художественном пространстве.

Именно в 95-м и возникла идея создания объединения родноверов Украины (ОРУ), которое тогда объединило 10 общин (см. «Сварог» № 2). Но государственные учреждения оказались еще не готовыми к регистрации наших общин, и тем более религиозного центра. Мы сначала зарегистрировались как национально-культурное общество «Община украинских язычников Православия» в Министерстве юстиции Украины, причем процедура регистрации растянулась почти на полтора года и завершилась в 1995 (см. «Сварог» № 1). А еще через полтора года нас заставили перерегистрироваться во вновь созданном Государственном комитете по делам религий, что удалось лишь 18 июня 1997 года, потому что чиновники всячески медлили с регистрацией необычной в то время конфессии. 24 мая 2001-Государственным комитетом по делам религий зарегистрирован религиозный центр объединения религиозных общин родноверов Украины, в который тогда вошло 13 общин, представлявших половину областей Украины. Надо сказать, что сотрудники государственного управления по делам религий в подавляющем большинстве благосклонно относились к нашей конфессии, предоставляли соответствующие консультации и разрешения на проведение массовых праздников и обрядов, за что выражаем благодарность Андрею Ткачуку, Анатолий Лысенко, Василий Сапізі (ныне покойному), Дмитрию Братчику, Владимиру Миленький, Николаю Новиченку, Натали Оттовні и др.

19

Община «Православие» сплачивала вокруг себя талантливых людей, способных к творческому труду, художников, писателей, интеллектуалов. Несколько лет подряд громадовцы проводили творческие вечера и презентации в Национальном союзе писателей Украины. Например, 18 декабря 1996 г. — Вечер на тему «Историко-культурное значение украинского язычества» в писательской секции «Летописец» под председательством лауреата Шевченковской премии Валерия Шевчука. Это презентации журнала «Сварог» и родноверческих книг. В частности, запомнилась презентация моего перевода Велесовой книги (2002), собравшей большое количество поклонников родной старины, которые едва уместились в Большом зале Дома Союза писателей Украины, а также презентация книги «Коло Свароже» под председательством лауреата Шевченковской премии Владимира Коломийца.

Именно в нашей общине нашло своих поклонников творчество художника Виктора (Солнцеслава) Крыжановского, который творил языческие образы еще несколько десятилетий перед этим. Авторский стиль художника является самобытным и узнаваемым не только в Украине, но и далеко за ее пределами. Юбилейная выставка языческого живописи Виктора Крыжановского «Мы — славяне» в Государственном музее истории Украины (май 2000 г.), стала знаковым событием в жизни родноверов, а в 2010 году — вторая его персональная выставка «Славянский мир Родных Богов» в Украинском доме привлекла внимание и делегатов VII международного Родового славянского веча.

20

Невтомну подвижницьку працю на ниві відродження Рідної віри здійснює ще один самобутній митець — скульптор Мирослав Сєверов, який навчає дітей творити образи Рідних Богів. Кілька разів його художня школа представляла творчість рідновірів на Фестивалях релігійного мистецтва. За участь у IV фестивалі в 2009 р. наше Об’єднання було нагороджено Подякою Міністерства освіти та Національного педагогічного університету ім. Михайла Драгоманова.

15 років поспіль Громада проводила безкоштовний лекторій під назвою «Школа Рідної віри» — спочатку у Товаристві «Знання» (в приміщенні планетарію), потім в Українському центрі духовної культури (Софіївська, 10) — ми вдячні його директору Дмитру Єсипенку за надання приміщення. Цей центр із великою залою для понад 200 осіб завжди був переповнений людьми, які прагнули духовної поживи. Кожна лекція супроводжувалася виконанням авторських рідновірських пісень Вогнедара. У цій Школі було прочитано понад 150 лекцій з основ Рідної віри. Її слухачами в різний час було кілька тисяч осіб з різних куточків України. При цьому лекції для слухачів завжди були безкоштовними, а оренда приміщень здійснювалася переважно коштом Громади «Православ’я» або за рахунок благодійників.

У 2005 р. Громада «Православ’я» урочисто відзначила 10-річчя часопису «Сварог», презентація якого відбулася в Будинку письменників України. Варто відзначити багатьох рідновірів, які в різний час долучалися до видання журналу та книжок, — написання статей, підбір матеріалів, верстка, художнє оформлення, фото та ін. — Анатолій Богород, Андріяна Дронюк, Олександр Пащенко, Олександр Горохівський, Ірина Борисюк, Оксана Аркуша, Вадим Шапошніков. Величезну допомогу у виданні перших випусків надали наші жертводавці, коштом яких виходили числа 2-10, — Громада рідновірів м. Гамільтон (Канада), очолювана старшим проповідником Мирославом Ситником, якій ми висловлюємо велику пошану і вдячність. Далі допомагали вже українські жертводавці-благодійники — Ярина Соколовська, громади ОРУ (спільною складчиною) та окремі рідновіри посильними пожертвами. Велику допомогу надавав часопису світлої пам’яті видавець Сергій Данилов, який був членом нашої Громади і сприяв нашим виданням: Велесова книга, часопис «Сварог», вісник «Слава!», друге видання «Правослова», моя монографія «Європейський етнорелігійний ренесанс», кольорові листівки «Коло Свароже» (коштом родини Горобійченків) та щорічні кольорові календарі постійно друкувалися у видавництві «Такі справи». Деякі книги випускалися в кредит, що значно полегшувало їх видання й активізувало поширення. Іноді, коли Громада не мала приміщення, пан Сергій надавав залу видавництва для здійснення наших заходів і обрядів. Добрим словом також згадуємо й світлої пам’яті Добромира Григоряна, талановитого популяризатора рідновірської книги, який умів зацікавити читачів інтелектуальною бесідою про Рідну віру та про ті чи інші видання. Світлу пам’ять також залишила Тамара (Сонцеслава) Карасевич, яка внаслідок хвороби передчасно відійшла в Ірій.

21

Община «Православие» основала и ежегодное празднование памяти Святослава Храброго: 8 марта 2005 г. впервые у памятника Великому князю Святославу был проведен митинг в честь 1040-летия Победы Руси над Хазарським каганатом и осуществлен Тризну по последнему князю-рідновіру, который не предал Веру Предков, а воевал против насаждения христианства и погиб в бою с печенегами на о. Хортица 972 р. Он по праву стал знаковой фигурой Родной веры, славой Руси и образцом верности Родным Богам.

Община "православие" всегда сотрудничала с другими патриотическими организациями Украины. В частности, 12 августа 2007 совместно с КУНом провели Тризну по замученных Волхвам и Митинг памяти жертв христианизации, что завершились шествием от главного капища Сварога к Печерской лавры, где в это время христиане праздновали очередную годовщину крещения Руси. Акция сопровождалась разъяснением основ родной веры и раскрытием трагедии украинского народа в результате насильственного крещения. 2 августа 2008 г. Община «Православия» вместе со Львовской общиной «Галичане», Винницким обществом «Венец Бога» и другими общинами ОРУ торжественно отметили 100-летие со дня рождения Великого Волхва Шаяна на его Родине во Львове и в с. Добростани. Выражаем благодарность Юре Шепетюку за дружескую поддержку и сотрудничество с нашей Общиной и Ярине Соколовской за участие во всех значимых мероприятиях, как празднование 100-летия со дня рождения Волхва Шаяна, Родовое славянское вече и др.

22

Вместе с другими патриотическими организациями Украины Община «Православие» принимала участие в проведении Вече украинского народа относительно земельного вопроса в Украине-Руси (15 декабря 2007 г.) и приняла Обращение духовных лидеров украинского народа Украины-Руси к Президенту, Верховной Раде, Правительству и народу Украины о недопустимости продажи Земли.

Несколько лет подряд община «Православие» совершала обряды на берегу верблюжьего залива Днепра. Это место уже вошло в историю как Перунов остров и оставило очень трогательные воспоминания у всех родноверов. Из-за политического лихолетья мы были вынуждены на некоторое время покинуть остров, и теперь снова община возвращается в родную дубраву. Выражаем искреннюю благодарность собрату Світозару за техническую помощь в проведении наших праздников (организацию переправы через залив, палаточного городка, заготовку дров для священного костра и другой, не менее важной работы).

В конце 90-х годов община «православие» уже имела первые интернет-страницы, которые были созданы Анатолием Богородом, благодаря чему информация о родной вере распространялась быстрее и нагляднее. Впоследствии эту эстафету подхватили Вышеслав Глушко, Александр Пащенко, Вогнедара Шапошников, за что всем собратьям выражаем искреннюю благодарность. Выражаем благодарность также Велене и Анту Урбанским, талантливым пропагандистам родноверческой книги.

23

Столичная Община «Православие» всегда была лидером родноверческого движения в Украине и главной опорой Объединения родноверов Украины в его международной деятельности. Именно наша киевская Община была одним из основателей и инициаторов Родового славянского веча, принимала участие в 10 международных родноверческих съездах, из которых уже трижды принимала гостей в Украине (Киев-2003, -2010 и Ужгород-2013).

Неоднократно общине "Православия" приходилось вступать в неравную борьбу с откровенно враждебными конфессиями. В частности, 12 августа 2007 года во время обряда Тризны по казненных во время крещения Руси Волхвам, предусматривавший мирное собрание с целью чествования памяти Предков, на родноверов было совершено первое нападение представителями церкви Московского патриархата. Второе уже вооруженное нападение на родноверов было названо «Кровавым воскресеньем» (19 августа того же года). В результате неожиданного нападения нанятых церковью боевиков несколько родноверов были ранены огнестрельным оружием, избиты кастетами и бейсбольными битами — все это описано в нашем журнале «Сварог» (№ 21). Эти события достигли апогея нашего прозрения: мы поняли, что ни государство, ни Президент не являются гарантами нашей безопасности в родной стране.

Церковь, чувствуя угрозу своему существованию, неоднократно прибегала к противоправным действиям в отношении представителей нашей общины — от травли, запугивания, разного рода провокаций до угроз и физических нападений. В конце концов, не сумев достичь ощутимых результатов, к нам был применен отработанный тысячелетним христианским опытом метод расколов изнутри. Несколько "ссыльных «дерзко навязывали попытки» реформ «и» реорганизаций", а когда это не получилось, прибегли к очернениям и расколам. Пусть их имена останутся неизвестными для истории.

24

Добрым словом благодарности вспоминаем тех, кто способствовал и помогал деятельности Общины: Наталью Земной (Зубицкая), которая занимала деньги на публикации наших изданий, Виталия Карпенко и Романа Коваля, которые публиковали наши материалы в «Вечернем Киеве» и «Незборимій Нации»; журналистов радио и телевидения, которые неоднократно приглашали нас на передаче, что способствовало распространению знаний о Вере Предков: Таисию Косенко «Берегиня», Лидию Повар и Петра Шульгу (Всемирная служба радио «Украина»), Василия Марусыка, Оксану Бойко (Радио «Киев»), Ярослава Ороса (Украинское радио, радиопередача «IV Универсал»), Александра Чабанова (телеканал «ТВ-Табачук»), где мы записали (цикл передач «Круг Сварога»), Николая Едомаха, Богдана Жолдака, Надежду и Жанна Довгич; журналистов газет и журналов: Лину Кушнир, Владимира Кучерявого, Алексея Починка, Александра Пискуна, Константина Родика, Николая Цивирка, Александра Шокала, Ярослава Аиста (бандуриста и поэта). Артистов, певцов: Нину Левицкую, Василия Трилиса.

Вспоминаем и этнографов, этнологов, ученых — Алексея Ошуркевича, Мирослава Мацейківа, профессора Анатолия Колодного, Петра Панченко. Особая благодарность профессорам-моему научному консультанту Владимиру Лубскому и Татьяне Горбаченко, которые создали мощную научную школу религиоведов и были рецензентами нескольких трудов о родной вере.

Не забываем и наших друзей — врача-целителя, академика, писателя, художника Евгения Толстуху, автора произведений, которые стали визитной карточкой Киева и Украины, скульптора Анатолия Куща, писателей Михаила Иванченко, Владимира Коломийца и Олега Князенка, Валентина Казак, поэтесс Натальи Залежь и Ольгу (Волю) Страшенко, художницу Татьяну Ягодкіну (автора многих произведений на родноверческую тематику), председателя Общества «Просвита» Николая Нестерчука, председателя Фонда имени Юрия Миролюбова Владимира Перегинца и многих других людей, которым низкий поклон и благодарность за солидарность и сотрудничество.

25

Мы также дружили с ныне покойным директором музея Каменная Могила Борисом Михайловым, который всегда способствовал совершению обрядов родной веры на этом удивительном сакральном месте. К общине принадлежали писатель Иван Билык, автор знаменитого "Меча Арея", а также поэт, который был знаком с Владимиром Шаяном, Николай Скала-Студецкий — светлая им память!

Окинув взглядом 20-летний путь, видим, что, все-таки, мы — Сила, потому что мы влияем на ход исторического процесса, на изменение мировоззрения и мышления, на смену обрядности и культуры быта, на понимание национальных ценностей и сохранения окружающей среды. И кто знает, не под нашим влиянием римский папа, этот прямой наследник «святой Инквизиции», оставляя всемирный престол, приговорил монотеизм как ложную религиозную доктрину, что два тысячелетия толкала человечество к пропасти фанатизма и людиножерства. Верим, что прав был наш Кобзарь, когда писал, что из-под руин старого света встанет Украина, обновленная, очищенная, просветленная. И мы с вами приближаем это обновление мира.

Искренне поздравляю свою родную общину украинских язычников "Православие" и всех родноверов Украины и друзей с нашим общим праздником! Низкий поклон вам — всем тем, кто был рядом, поддерживал, помогал, всем, кого назвала, и тем, кто не назван, но о всех помню и ценю вклад каждого в общее Дело Возрождения. Именно от удивительного извечного стремления украинской души до Правды и Истины, с которого бурлит источник нашего энтузиазма, начался этот мощный толчок Возрождению Родной веры, который Владимир Шаян назвал «большим историческим движением».

Слава Родным Богам! Слава Украине! Слава Родноверам!

Поиск

Журнал Родноверие