Религиозная языческая группа "Содружество Природной Веры "Славия" обращается к средствам массовой информации с призывом предоставлять своим читателям, слушателям и зрителям правдивую, объективную информацию о древнем и современном язычестве, свободную от искажений, тенденциозного одностороннего освещения и умолчаний.

В России и других странах мира появляется все больше разнообразных языческих объединений, растет общественный интерес к язычеству и язычникам, на основе языческого мировоззрения предлагаются кардинально новые подходы к решению глобальных проблем мира. Слово "язычество" — не название определенной конфессии или устойчивого догматического мировоззрения. Это общее название для родовых, природных верований разных народов, сложившихся до проникновения в их среду мировых религий, преимущественно христианства или ислама. Многие люди хотят добраться до глубоких корней народного духа, с восстановлением язычества они связывают возрождение самосознания народа и объединение вокруг традиционных ценностей.

Возрождение этнического самосознания может реализовываться и в цивилизованной, гуманной форме, подразумевающей уважение к альтернативным ценностям, — и в форме шовинистического провозглашения расового и этнического превосходства. Также, при восстановлении народных, национальных обычаев в области религии, иногда проявляется нетерпимость к иным духовным явлениям — мировым религиям, вероучениям других народов. Но это не основание для того, чтобы отождествлять фанатизм и шовинизм с языческим движением в целом.
В этих условиях СМИ могли бы выступить в роли объективной стороны, способствуя налаживанию цивилизованных отношений между язычниками и институтами российского общества, в том числе и представителями мировых религий в нашей стране.

Содружество "Славия", как и многие другие языческие группы и объединения, стремится избегать межнациональной и межконфессиональной вражды и осуждения, готово к диалогу и сотрудничеству с любыми объединениями, с людьми любых убеждений и национальностей, если у нас есть с ними общие цели и интересы. Считая свое мировоззрение, свой строй духовной жизни, наиболее благотворным для себя и своих близких, мы никому его не навязываем и последовательно стремимся к миру и взаимопониманию с любыми другими объединениями.

Однако это возможно только при проявлениях взаимной терпимости и доброжелательности. Они часто встречаются при общении с отдельными верующими и священнослужителями других религий; мы достигаем взаимопонимания на почве близких нравственных принципов, социальных и культурных установок, гражданских чувств и понятий. При том отношение к язычеству со стороны некоторых конфессий в целом остается нетерпимым и необъективным.
В особенности это касается для нас, русских язычников, отношений с Русской Православной Церковью (РПЦ), которая не скрывает своего негативного, практически нетерпимого и враждебного отношения к любым открытым проявлениям языческой Веры.

Что же такое, с нашей точки зрения, представляет сама РПЦ и ее учение? На наш взгляд, это сложное и неоднозначное явление. Это:

1) Ветхий Завет, или еврейская Тора — набор древних восточных преданий, имеющих аналоги в мифологии не только евреев, но и вавилонян, египтян, греков, сказках и преданиях других народов; исторические летописи и предания, пророческие писания и ряд других текстов.

2) Мистическое и этическое учение христианства, широко распространенной во всем мире мировой религии.

3) Элементы русского язычества — родовой национальной веры, провозглашенной основой народности и государственности именно русского народа. Кроме характерного для языческого подхода понимания Русского Христианства, как национальной (а не Всемирной) характеристики, православные и народные обычаи включают в себя ряд ритуалов и памятных дат, историческими корнями восходящие к язычеству: обряды Коляды, Купалы, Масленицы, Кузьминок, родительские субботы, освящение особой обрядовой еды и многое другое. Поэтому языческие обряды часто совпадают с обычаем крещеных православных прадедушек и прабабушек.

4) Современное крупное и влиятельное объединение, достигшее значительных успехов в политической и коммерческой деятельности, имеющее в своем распоряжении большие финансовые средства, недвижимость, политическое и социальное влияние.

Возрождающиеся языческие организации сталкиваются с негативным влиянием со стороны РПЦ при формировании образа язычества в общественном мнении, с противодействием представителей РПЦ развитию языческого движения, путем вмешательства в деятельность государственных органов власти, вмешательства в повседневное общение с близкими, друзьями и коллегами по работе, и во многих других случаях. Основная наша задача в этом смысле — не позволить очернительства по отношению к язычеству в целом, отстоять свои культурные, нравственные и религиозные ценности, добиться полноправного участия в общественной жизни.

Под воздействием христианских наставлений общественное мнение склонно отождествлять "язычество" и "сатанизм", смешивать эти понятия. Поэтому, в свете последних сообщений в прессе о сожжении православного храма в Северодвинске, мы считаем необходимым ясно и недвусмысленно выразить свою позицию по этому вопросу.

К так называемому "сатанизму", не представленному в России официальными конфессиональными организациями, относят себя весьма разные люди и группы. Среди них бывают вполне законопослушные и культурные люди, понимающие под "сатанизмом" следование своеобразным этическим и магическим системам, и т.п. Встречаются, видимо, и неуравновешенные фанатики, опасные для общества. Но мы со всей определенностью заявляем, что само направление "сатанизма" не может иметь ничего общего со славянским или русским язычеством и многими другими автохтонными для нашей территории верованиями, включая шаманизм. Само слово "сатана" является по своему происхождению семитским, и означало первоначально противоречащего, противника: и могущественного духа, вступающего в спор с Богом, и противников земных — например, политических. По такому определению сатанизм, равно как и кабалистика — секты, действующие в системе специфических черно-белых монотеистических понятий тех церквей, которым они противостоят. Они не имеют отношения к основам того язычества, которое мы представляем. Любые люди, относящие себя и к язычеству, и к сатанизму, пытаются объединить разнородные, плохо совместимые элементы.

Язычество, согласно самоопределению, которое принимают многие язычники разных народов, — это мировоззрение, образ жизни и система верований, обрядов, направленные на воспроизводство родового образа жизни, семейно-родовых ценностей, гармонии человека с предками и потомками, с Землей-Матерью и другими божественными силами и духами. Сатанизм — это прежде всего индивидуалистическое учение, направленное исключительно на увеличение личной силы и благополучия. Так что между сатанизмом и язычеством, в этом понимании, нет ничего общего!

Приравнивание обозначения "сатанизм" к языческим верованиям как таковым мы рассматриваем как грубое оскорбление своих религиозных и национальных чувств.

Мы считаем также, при всем уважении к давности христианской традиции на Руси, что объявление христианства единственной национальной верой нашего народа, не только не соответствует истине, но оскорбляет и унижает наше национальное достоинство. Все народы мира чтут своих древних языческих предков, на протяжении многих тысячелетий. Одному русскому народу, по промыслу историков российского христианства, надо полностью заменить почитание древних племенных предков почитанием "богоизбранных духовных предков", которое предписано Ветхим заветом. По нашему мнению, ситуация с русским народом ничем не отличается от других народов мира.

Современные народы, населяющие Италию, Францию, Англию, Индию, Китай, Японию и т.д., также далеко отстоят от древних римлян, кельтов, ариев и других своих исторических предков. Однако они не объявляют свое многотысячелетнее языческое наследие вне-национальным и недостоверным, а оберегают и восстанавливают древние памятники и культурные ценности язычества.

Честный и беспристрастный диалог в этой сфере никто не должен пытаться заменить простым силовым давлением, использованием разницы между организациями в средствах и влиянии. Рост язычества является объективным процессом, который происходит в любых условиях, все равно воспринимают ли его с терпимостью или оказывают агрессивное сопротивление.

Мы обращаемся к представителям прессы, любых средств массовой информации, религиозных и светских, с призывом и требованием воздержаться от отождествления язычников с сатанизмом, и от объявления христианства ЕДИНСТВЕННОЙ национальной верой русского народа. Публикации такого рода мы будем в дальнейшем рассматривать как дискриминацию и грубое оскорбление наших религиозных и национальных чувств.

В реальности именно для язычников наиболее остро стоит проблема осквернения и разрушения их святынь — сооруженных в лесах и парках деревянных скульптур, памятных знаков, — и даже живых деревьев. Все эти сооружения и места поклонения не зарегистрированы и не охраняются, из-за отсутствия правового статуса.

Очевидно, что единственным разумным и справедливым решением, предупреждающим возникновение религиозной розни, могло бы стать выделение для язычников постоянного и охраняемого пространства, для сооружения святилища, хотя бы одного на Москву и любой другой крупный город. Но государственные организации, в ведении которых находится решение этих проблем, уклоняются от подобного решения. Они используют формальные предлоги и ухищрения законодательства, чтобы отказаться от самого его рассмотрения. При этом они иногда даже не скрывают, что поступают так именно в угоду церкви.

Изо дня в день сталкиваясь с агрессией против своей веры и ее символов, мы решительно осуждаем действия, направленные на осквернение любой святыни любой религии. Эти действия совершают столь же неуравновешенные и аморальные люди, что и уничтожение языческих предметов поклонения. Но всегда ли возможно предотвратить проявления гнева и обиды, связанные со всей историей отношений между язычеством и преследующими его мировыми религиями, если будет продолжаться дискриминация и осуждение язычников, осквернение их ценностей и неуважение к дохристианскому историческому наследию? Можно ли надеяться на мирные и дружелюбные отношения, если не будут предприниматься энергичные усилия по умиротворению с обеих сторон? Мы готовы к диалогу, сотрудничеству, совместным действиям с любыми организациями, по предотвращению вандализма и осквернения священных и культурно значимых сооружений, независимо от их конфессиональной принадлежности.

А может ли христианская церковь искренне осудить истребление языческих образов и святынь — если даже жизнеописания святых церкви часто включают такие подвиги, как уничтожение языческих храмов и храмовых изваяний? Есть современные церкви, которые уже во многом предпочли требования гуманизма, диким и необузданным проявлениям нетерпимости. Например, решения католической церкви прямо провозглашают терпимое, неоднозначное отношение к национальным нехристианским верованиям, в зависимости от их духовно-нравственного содержания. Но РПЦ не только не сделала такого заключения, но часто устами авторитетных священнослужителей и богословов осуждает современный католицизм за излишнюю веротерпимость, и откровенно объявляет язычников "врагами русского народа и государства", "служителями Сатаны", призывает к войне с ними.
В результате мы не имеем возможности участвовать в официальных межконфессиональных мероприятиях, высказывать свою позицию в прямом диалоге с другими конфессиями, задавать вопросы, связанные с нашими взаимоотношениями и правами. Получается, что о язычниках судят на основании древних летописей, составленных тенденциозными авторами, и недостоверных сплетен, а христианские правила поведения для православных в отношении язычников, верующих других религий и атеистов пытаются установить на основе глубоко устаревших понятий, не отвечающих духу нашего времени.

В создавшейся ситуации мы все нуждаемся в переоценке изживших свое время представлений и приспособлению традиционных понятий к требованиям современного гуманизма и светского общества. Диалог между конфессиями должен строиться на основе открытости, взаимоуважения, объективности и научности, при обсуждении любых проблем. Мы убеждены, что объективные и ответственные публикации в СМИ могли бы внести свой значительный вклад в прекращение тысячелетней войны, которую церковь ведет против язычества в России. Мы надеемся, что рано или поздно гражданские права русских язычников и язычников других народов России будут защищены, и отношение общества к языческим организациям, верованиям, обрядам и укладу жизни придут в соответствие с Конституцией и законодательством России и с нормами гуманизма.

Поиск

Журнал Родноверие