Посвящение: Посвящается Богам Руси, особливо Кащею-Вию, в день которого по воле Небес и Земли была завершена работа.

А также общине "Единство Прави", и ее обретенному в этот дено волхву и жрецу Перунову — Светогору. Да несет высоко полученное посвящение, и не забывает никогда, что Земля продолжает ждать его крови и вновь обретенной души богатыря древнерусского, и не допустит отступлений от Пути Прави и мудрости волховской. Полученное — не упускай.

Однажды предложив свою жизнь на это дело, ты не получишь ее обратно в личное пользование.

Эта статья посвящена рассмотрению магических и религиозных обрядов и ритуалов, с точки зрения различных уровней мироустройства, доступных человеку.

Используемые в ней понятия близки к общепризнанным в различных эзотерических системах. В них эти же уровни могут определяться как "телесный, душевный и духовный", или, что несколько ближе, "физический, астральный, ментальный, эфирный" и т.п. планы, или оболочки.

Выбор автором определенной системы обозначений и изложения не случаен. Предпочтение отдается наиболее русским словам с понятным современному человеку смыслом. Отличия в обозначениях и изложении могут привести и к разному пониманию, поэтому читатель, хорошо знакомый с европейскими или восточными эзотерическими теориями, не должен искать здесь их точного пересказа на другом языке. Еще далее содержание этой работы от сложных каббалистических спекуляций, в которых картина сознательно затемнена избыточным кодированием, а корни Мирового Древа заменены его фальшивым отражением.

Кроме того, автор описывает уровни, исходя прежде всего из их непосредственного восприятия в процессе рационального и духовного опыта, а не как чисто книжное знание.

Уровни мироустройства по отношению к природе человека

Наиболее известным и общепризнанным является МАТЕРИАЛЬНЫЙ уровень. Оттолкнувшись от определения Марксом "объективной реальности, данной нам в ощущениях", мы увидим, что материя отличается от не-материи по преимуществу именно субъективным моментом, а именно способностью воспринимать ее через непосредственные ощущения: видеть, слышать, щупать, травмироваться, получать приятные ощущения от контакта.

Поэтому, оставляя в стороне философское определение "объективности", мы можем достаточно точно сказать, что называем материальной именно ту часть мира, которая является для нас уверенно и определенно субъективно доступной.

Это хорошо иллюстрируется историей постепенного расширения сферы явлений, относящихся к рационально-материальным. С появлением научно обоснованных электроприборов "тонкая" электромагнитная энергия и другие потоки частиц-волн становятся видимыми и осязаемыми через искусственный экран, и их материальность не может быть подвергнута сомнению. "Небо", Космос для древнего человека было местом, где живут потусторонние существа, но наличие астрономического и астрофизического оборудования, равно как и космические полеты, сделали для самого простого человека эти области сугубо материальными, имеющими рациональное свидетельство осязаемости и доступности, пусть и через опыт других людей. Доверие к атласам звездного неба и спектрограммам звезд строится на той же основе, что и доверие к обычной географической карте и телефонному справочнику.

Итак, материальное — это достижимое, воспроизводимое, рационально исследуемое. Пользуясь тем, что люди привычно воспринимают описанный опыт как продолжение собственного, в сознание масс иногда внедряются совершенно фантастические, лженаучные идеи и понятия, под видом доказанных и очевидных. Но это отдельная проблема, не имеющая прямого отношения к теме данной статьи.

Уровень СИЛ И ЭНЕРГИЙ — это первый уровень, в описании которого расходятся пути материалистов и мистиков. С точки зрения простой логики, позицию мистиков, как ни странно, можно в целом считать более рациональной и скептичной. Действительно, признавать за "максимально доступное для изучения" только то, что на данном этапе развития человека доступно для непосредственного и грубого восприятия — значит абсолютизировать текущий уровень развития человека и человечества. За категорическим утверждением невозможности существования абсолютно недоступного для человека, или даже относительно недоступного на данном уровне развития, кроются страхи и комплексы, нежелание признавать неполную компетентность или зависимость.

Кроме того, признание, кроме рационально-научного и грубо технического, еще и индивидуального тонкого, магического метода постижения других уровней, порождает неравенство между людьми. Признать, что один человек имеет особый опыт, который он не может грубым и буквальным образом открыть и передать другому, вызывает раздражение и огульное отрицание. Однако никто не может отрицать, что один человек так же точно не может научить другого писать музыку или программы для компьютера, если ученик не имеет особого склада способностей и не готов упорно трудиться и самосовершенствоваться. Это же касается духовного пути познания: будучи открытым и воспроизводимым, он может быть воспроизведен не всеми, и всеми по-разному, сугубо индивидуально. Но так же точно каждый композитор или художник создает свои, особенные творения, каждый ученый ставит свои эксперименты и пишет особые формулы, а два программиста пишут непохожие коды для решения одной и той же задачи.

Далее мы увидим, что и для людей, ступивших на духовный путь, может казаться раздражающим отнесение этого пути к сложному, полному препятствий творческому процессу. Разработка и поиск технологий и надежных методов в этой области по-своему отражаются на духовном пути человечества в целом, как и отдельных людей, народов, конфессиональных групп.

Итак, уровень СИЛЫ, начинаясь с хорошо известных нам "физических полей и невидимых частиц", уводит нас в мир неизученных, но ощущаемых энергий, и далее, в иные планы, связанные с нами лишь отдельными переживаниями, ощущениями. В жизни человека этот уровень переживается через САМИ ОЩУЩЕНИЯ, эмоциональные переживания, волнения, чувства.

Ощущения боли, света, тепла в беспристрастной электронной модели отразились бы просто как числа в разных ячейках памяти, но для человека они ЖИВЫЕ, КАЧЕСТВЕННЫЕ, НЕБЕЗРАЗЛИЧНЫЕ. Это происходит благодаря наличию в них некоей общей ЖИЗНЕННОЙ СИЛЫ, сущность которой трудно свести к объективным цифрам и абстрактным символам. Ощущение этой силы более объективно, чем кажущееся ощущение материального мира. Человек привычно думает, что ВИДИТ ПРЕДМЕТ, хотя в реальности он "видит" лишь сочетание биотоков в своем мозгу, явившееся сложной преломленной картиной достигшего органа зрения электромагнитного излучения определенной частоты. А человек, покинувший тело, и сумевший перейти в иное качество, в какой-то момент окончательно понимает, что и биотоки в мозгу были всего лишь одним из возможных способов подключения к жизненной силе и высшей реальности.

Следующим, еще более оторванным от грубо материального воплощения, но ничуть не менее реальным и доступным для нас уровнем, считается то, что в эзотерике обозначается названием "ментальный план", а мы в этой статье будем называть РАЗУМОМ И ЗНАНИЕМ. Слово "знание" соответствует санскритскому "джня", "джняна", и означает рациональное, формальное знание, передаваемое формулами или словами (первое предпочтительнее). Многие считают синонимом такого рационального, логически последовательного знания ВЕДУ, но это весьма неточно. Существование нескольких слов в этом случае свидетельствует, несомненно, о разных уровнях, на которых реализуется понимание мира различными методами.

Формальный разум играет огромную роль в жизни человека. Способность строить абстрактные модели, видоизменять их при помощи развитого логического аппарата, и затем принимать действенные решения на материальном плане — одна из ведущих человеческих способностей. Для сравнения мы можем привести поведение животного, которое, обладая потенциально высокой способностью к мышлению, не обладает настолько развитыми способами его развивать и творчески применять. Разительная граница между человеком и животным проходит даже не в области УРОВНЯ РАЗВИТИЯ. (Хорошо обученные или очень опытные дикие животные по ряду интеллектуальных показателей могут неожиданно превосходить слабо развитых или нетворческих людей.) Большая разница в механизме принятия решений животным и человеком. Животные по преимуществу поступают импульсивно, на основании сильных воздействий инстинкта, который переводит врожденные программы поведения непосредственно на уровень мышечного, то есть физического, действия. А человек пропускает все свои решения через интеллектуальный контроль. Даже когда он что-то делает автоматически — ходит, говорит на родном языке, делает привычную работу, — разум-интеллект "позволяет" такое действие, как элемент движения к осмысленной цели. При этом люди по большей части ставят "короткие", простые цели — например, пойти на работу, пообедать, отдохнуть и т.п. Социологи установили, что способность ставить более долговременные цели приводят к большему жизненного успеху. Так, студенты колледжей, имевшие в середине обучения осмысленную программу дальнейшего развития, при повторном опросе показывали лучшие социальные результаты, чем те, кто такой программы своевременно не сформулировал. Таково значение полноценного управления на интеллектуальном уровне. Понятным становится, почему в ряде случаев социальное манипулирование строится на ограничении естественной умственной активности. Лишь небольшая часть примеров.

Армия: "не умничай", "старший по званию всегда прав".

Секта: "это недоступно человеческому разуму", "отключи мысли", "действуй по первому импульсу".

Школа: "выучи урок", "перескажи учебник", "сиди от звонка до звонка".

Наука: замена честного интеллектуального поиска искусственными построениями в рамках общепринятых идей.

Другая крайность — абсолютизация возможностей рационально-логического разума, признание всего в мире доступным логическому анализу и одномерному рациональному выстраиванию "верной картины мира". Однако даже простейшие, доступные популярному изложению парадоксы теории множеств и формальной логики, приводят к пониманию, что многие явления в мире могут быть построены на разрывах в логике, одновременном "существовании и несуществовании", или, наоборот, невозможности однозначно определить, существует вещь или явление, или его нет. Даже сам мир во многих философских системах определяется как "великая иллюзия". Да и само существование людей, их чувств и понятий, сведенное к чисто формальным цифровым операциям, приводит к парадоксальному и нелепому выводу, что "нам только кажется, что мы есть". Если бы все, что мы делали и переживали, сводилось лишь к формальным "программам во всемирном компьютере", то было бы крайне затруднительным определить границу между "существованием и несуществованием" как таковыми.

Все описанные уровни, или слои, хорошо известны человеку из непосредственного опыта, поэтому будем считать, что все вместе они составляют область РАЦИОНАЛЬНОГО, ДОСТОВЕРНО ИЗВЕСТНОГО.

Спор между материалистами и мистиками может происходить лишь в отношении "относительной первичности": являются ли чувственный и интеллектуальный слои формами "самопознания материи", или наоборот, материя является "способом объективизации" высших слоев, т.е. общим интерфейсом, специально созданным для со-общения различных существ похожей природы. Автор придерживается более второй точки зрения, считая материальный мир, говоря компьютерным языком, "сетевой реальностью", "матрицей", методом обучения разнообразных существ, наполнения их индивидуальным, но сопоставимым с другими вариантами опытом.

Следующий уровень не может быть сведен к объективному и несомненному опыту. Само его существование материалистами категорически отрицается, и даже самые продвинутые религиозные деятели не могут претендовать на точное, объективное, и моделируемое описание его устройства. Это уровень Божественного, уровень, на котором происходит основное управление мировыми процессами, исходящее не только из рациональных математических и физических, но и из нравственных соображений. Соединение в общем потоке УПРАВЛЕНИЯ и НРАВСТВЕННОГО СМЫСЛА хорошо передается понятием славянской эзотерики ПРАВЬ. Оно смыкает между собой смыслы ПРАВЫЙ и ПРАВИТЬ. Родственными оказываются ПРАВИТЕЛЬ и ПРАВЕДНИК. Привычка называть "управлением" фактическое БЕСПУТСТВО и ПРОИЗВОЛ может вызвать шок от сопоставления этих слов и понятий. Тем лучше. Это показывает, с одной стороны, глубину падения нищих духовно систем мнимого управления. С другой стороны — открывает возможную перспективу, постижения ПРАВИ и применения ее к устройству жизни.

Причем мы будем говорить здесь о возможности применения наилучших подходов не только во всемирном или общенациональном масштабе. Напротив, достаточно продвинутая работа на всех уровнях может позволить улучшить жизнь отдельной личности или любой группы, которая сумела сделать правильные подходы основой своей деятельности. ВСЕ РЕЛИГИИ говорят о таких возможностях и принципах мироустройства. К сожалению, далее они непосредственно переходят к описанию ЗАКОНОВ, то есть буквальному объяснению, что МОЖНО, что НУЖНО, а что НЕЛЬЗЯ делать человеку или группе. Но слишком грубая регламентация противоречит одной из основ существования: необходимой работе СОВЕСТИ и личной ОТВЕТСТВЕННОСТИ человека. Это означает, что даже в прекрасно действующей группе могут оставаться несчастные и слаборазвитые люди, которых сообщество НЕ МОЖЕТ принудительно вывести на правильный образ мыслей и действий, пока они сами не продвинутся в этом направлении.

Это же значит, что попытка решать проблемы ЛЮДЕЙ на глобальных, широких уровнях, часто заранее безнравственны и обречены на провал. И чудовищные последствия любых революций доказывают верность такого заключения. Консервативные, кастовые сообщества, которые понемногу учатся и перенимают лучшие достижения общественной мысли, в итоге иногда оказываются впереди, по уровню жизни и осмысления действительности.

Но и действование исключительно ЛИЧНЫМ ПРИМЕРОМ и ВОСПИТАНИЕМ, которое, в противоположность социально-революционному подходу, предписывают духовные учения, также может привести к БЕСКОНЕЧНОМУ УНИЧТОЖЕНИЮ ЧАСТНЫХ УСИЛИЙ, к загниванию общества, в котором продвинутые личности воспринимаются как странные и непонятные. Одним из наилучших путей может оказаться создание успешных сообществ: духовных, общественных, коммерческих, локальных, коммуно-общинных и т.п. Успех небольшого сообщества может вдохновить других, и может создать опыт, пригодный для воспроизведения или расширения сообщества на тех же принципах.

К сожалению, сейчас даже психологи и социологи, изучая и сопоставляя опыт сообществ, делают упор в основном на ТЕХНОЛОГИЮ КОММУНИКАЦИИ И ОРГДЕЯТЕЛЬНОСТИ, не обращая внимания на роль нравственных установок и мировоззренческих понятий. Поэтому, например, книги Карнеги, особенно в вульгарных пересказах-тезисах, воспринимаются как голая манипуляция сознанием и эмоциями.

Содержащийся в применяемых методах позитивный смысл, заключающийся в уважении к личности сотрудника и внимании к его внутреннему миру, от манипуляторов-технологов ускользает. Для психолога, ведущего "тренинг манипуляции", совершенно все равно, применять ли для достижения цели поддержку или подавление собеседника. В одних случаях для решения конкретной задачи (например, получить повышение в должности или окладе) эффективно поговорить с коллегой о его здоровье и домашних проблемах, а в другой — грубо обругать его, оклеветать или смешать с грязью с помощью ловко выстроенной сплетни. Для манипулятора эти методы совершенно равнозначны, как для программиста два разных средства машинного языка.

Углубившись во все эти сложности, автор сознательно продолжает избегать системного изложения "нравственных законов", "Путей Прави", и тому подобное. Их нельзя изложить в законченном виде. Всякая претензия на точный распорядок нравственных основ рождает века инквизиции, в той или иной форме. Свободная и действующая совесть не может снять с себя ответственность и передать ее Учителю или Священнику. Однако многие важные принципы, более общего характера, изложить можно и необходимо, но это должно стать темой другой работы.

Здесь мы лишь подведем итог определению важнейшего качества БОЖЕСТВЕННОГО УРОВНЯ. Мир создан по нравственным законам, и это проявляется в наличии у каждого существа сил и возможностей для достижения своих целей, удовлетворения своих потребностей и желаний. Знания, силы, материальные возможности распределяются таким образом, что они постоянно доступны, но лишь тем, кто активно действует, прикладывает усилия, ищет правильные пути.

Взаимодействие уровней. Подуровни и проекции

Любой уровень устроен сам по себе достаточно сложно. А кроме того, несет в себе полную картину мира, которую традиционная эзотерика определяет как "проекции уровней друг в друга". Собственно, это явление и делает возможным создавать достаточно качественную картину мира и чистым материалистам, и чистым теологам. Описывая "все как проявления материи", равно как "все как проявления Бога", мы еще не совершаем "роковой ошибки". Более того, каждый человек от природы наиболее склонен успешно действовать на одном-двух планах, и для него может быть полезным сосредотачиваться на своем основном плане, и через него выходить на понимание остального. Действительно серьезные ошибки, с худшими последствиями, совершаются, когда люди разного склада тратят усилия на борьбу друг с другом, не понимая исходной разницы и природного предназначения каждого.

Проекцией в материальный слой сил и мышления, на уровне человека, мы можем считать его тело, в особенности нервную систему, непосредственно формирующую ощущения, переживания и мысли.

Проекция Божественного уровня на материальное существование людей и других живых существ — это, как уже указывалось выше, ВОЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ, способность к осуществлению своих желаний, получению нужных ресурсов жизни.

Переходя от общего описания к непосредственной теме этой работы, определим, в свете таких взаимосвязей и проекций, разницу между ТЕОЛОГИЕЙ и МИФОЛОГИЕЙ. Теологию автор определит как проекцию интеллектуального уровня в Божественный, а мифологию — как нечто противоположное. Теолог обычно делает интеллектуальное усилие, чтобы рационально постичь наиболее важные базовые закономерности, которые определяют устройство мира. Мифология, напротив, в простых рациональных образах доносит нравственные понятия. Поэтому в мифологических сказаниях действуют люди, звери, одушевленные предметы, происходят странные и фантастические, а иногда довольно обыкновенные события. Все это — образы и знаки, доносящие до человека глубинные закономерности во внешне открытой, но внутренне закодированной форме. Напротив, теологические рассуждения могут быть внешне очень сложными, потому что они ставят трудную, переходящую в полную неразрешимость задачу — формально описать более высокую реальность, которая включает, в том числе, разрывы в линейной логике. Это объяснение окажется полезным при непосредственном рассмотрении сути деятельности разных конфессий (духовных групп и организаций).

Автор также выскажет исключительно спорную, но вполне вероятную гипотезу, что славянская концепция ЯВИ, НАВИ, ПРАВИ и СЛАВИ может быть сопоставлена с описанной моделью, но не напрямую. Эти понятия можно сопоставить не уровням, а взаимодействию между ними. Таким образом, ЯВЬ действует как объединение физического с эмоционально-чувственным, СЛАВЬ (словесный слой), как объединение эмоционально-душевного и умственного, ПРАВЬ как объединение интеллектуального и божественного, и наконец НАВЬ как система переходов между Божественным и Абсолютным

Непроявленным, о котором речь пойдет в следующем разделе.

Абсолютное существование по отношению к уровням бытия

Абсолют, Единый, Брахман, Высший Творец-Свентовит не является очередным уровнем, или каким-либо их коллективным проявлением. Это Абсолютное Все не может быть наделено также примитивными свойствами зависти, ревности, гнева, или воинственности, которые мы наблюдаем в несовершенных учениях. Впрочем, совершенных учений не существует, и автор не претендует создать таковое.

Единое и Абсолютное действует по отношению к каждому отдельно взятому существу, как доброе, или как безразличное, в зависимости от собственного уровня развития этого существа. Справедливость такого, часто по существу очень жестокого (к неразвитым существам) отношения, вызвана тем трагическим фактом, что большинство существ вообще НЕ МОЖЕТ РОДИТЬСЯ, просто из-за необходимого устройства самого существования как БОРЬБЫ И ВЫБОРА. Тем выше требования к тем, кому больше повезло. Поэтому правило "помоги себе сам" является еще более актуальным, чем известное "помоги ближнему". В конец концов, НАСТОЛЬКО ближнего, как ты сам, у тебя нет и быть не может. И только научившись делать что-то действительно хорошее для себя, человек может подойти к реализации "помощи другим, как себе". Потому как — с чем же сравнивать помощь кому-то другому, если нет опыта поддержки самого себя. Автор не продолжает эту тему, очередной раз сославшись на необходимость отдельного освещения собственно нравственных проблем. Важно лишь знать, что мы имеем огромный потенциал возможностей открыть для себя "божественную любовь" как естественный ресурс, как открывают люди залежи руды и технологии ее обработки… но что "способы разработки" этого ресурса все же нельзя свести к технологиям, в столь же буквальном смысле слова. Конкуренция в этой области не просто большая — она бесконечная, как впрочем, бесконечно и безгранично поле возможностей.

Любая монорелигия, или сектантская группа, или школа высоко продвинутых психотехнологий, использует в своей деятельности важную объективную закономерность. Человек (как и другие существа) постоянно имеет выход на Абсолютное, которое всегда полномочно и полновластно присутствует во всех слоях реальности. Кроме охвата всех слоев Жизни, Бытия, Абсолют включает и НЕПРОЯВЛЕННОЕ, НАВЬ, то есть бесконечное поле нереализованных и даже непредставимых возможностей. Все это содержит действительно колоссальную и порой взрывную творческую силу и мощь. И это нам открыто и доступно. Поэтому духовный учитель, научив новичка молитве, или медитации, или даже какому-нибудь чудаковатому "симоронскому ритуалу", может "стричь купоны" с очень выгодного предприятия: человек получает мгновенный доступ к наиболее глубоким своим возможностям, и срабатывает "эффект новичка": нравственная основа мироздания весьма часто посылает на это положительный отклик, так чтобы дать начинающему понять, что он действительно "подключен к сети", имеет средства для реализации своих самых смелых замыслов и желаний. Чтобы уйти от очередной технологической аналогии, хочу использовать славянское обозначение, заимствованное автором у жрицы общины "Радение" (Даны), которое наилучшим образом передает суть таких актуальных, всегда доступным нам взаимосвязей: Нити Живы. Эти слова, возможно, наилучшим образом передают женственный, добрый, дающий аспект Абсолютного, который открывается человеку в такие моменты. Точнее, слегка приоткрывается, обозначая вход в трудную и не всегда столь же благосклонно настроенную область.

Те спекуляции, которые надстраиваются "духовными лидерами" над суеверным страхом или восторгом вдохновленных и уверовавших людей, часто мешают благоприятному прохождению духовного пути.

Столь же отрицательную роль играют собственные недостатки и ошибки человека, перенос грубых и искаженных житейских понятий в новую, более сложную, область.

Для того, чтобы использовать свою естественную связь с мировым Единством наилучшим образом, мы можем предложить только один надежный и наиболее правильный путь: непрестанно трудиться над как можно более правильным действием и пониманием НА ВСЕХ ОПИСАННЫХ УРОВНЯХ.

Мы видим на условной схеме, что Нити Живы пронизывают все уровни насквозь, и потянув любую из них, мы затрагиваем все явления жизни одновременно. Нельзя ничего изменить, не затронув остального.

Таким образом, человек не должен ни замыкаться в сугубом рационализме и практической озабоченности, ни "улетать" в запредельное, отрешившись от житейских хлопот или осудив их. Восприятие всей жизни и всего мира как единого и равнозначного целого дает наиболее быстрое, полное и надежное духовное продвижение. Отрицание любого из слоев или уровней существования приводит к введению в заблуждение себя и других. Тот, кто отказывается от житейских хлопот, запуская свои дела, или подавляет естественные чувства, или не хочет напрягать интеллект, потому что "начальству виднее", или отвергает изначальный импульс Божественной Прави как ненаучную или оскорбительную для "свободной личности" фантазию, создает РАЗРЫВ, отключение одного из звеньев в цепи живой взаимосвязи, и тормозит свое развитие. Он также часто пускается в бессмысленные разборки и дрязги с людьми, идущими другими путем, оспаривает их ценности и достижения. Настоящая причина этого такова, что он не может жить с перекрытым ресурсом, и вынужден принудительно вытягивать недостающее у тех, кто к этому направлению причастен. Пустые, бессмысленные споры, конфликты, суеверные страхи проистекают из чьей-то недостаточности и неполноценности, существующей лишь по его собственной вине (ошибке).

Противоположностью этому состоянию, которое можно назвать РАЗЛАДОМ, является состояние ЛАДА, хорошего соотнесения всех уровней, в пределах личности или объединения людей. Еще раз оговорюсь, что, с учетом проекций и взаимосвязей, можно действовать в определенной области, отлично работая со всеми уровнями одновременно.

Эта связь между хорошим соотношением и раскрытием разных сторон Бытия, и доступом к совершенному типу УПРАВЛЕНИЯ через выход на "главный ресурс", объясняет силу сделанного волхвом "Славии" Любомиром открытия: связи между словами ВЛАДЕТЬ, ВЛАДЕНИЕ и "быть В ЛАДУ". Действительно, сами природные закономерности таковы, что достижения ЛАДА способствует и ОВЛАДЕНИЮ силами, возможностями, счастьем и совершенством. Так, оттолкнувшись от весьма формального построения, мы очередной раз приходим к уже известному нам принципу ЛАДА, как гармонии, непрерывного соотнесения слоев действия, чувства, смысла и совести.

Уровни религиозного обряда

Автор этой работы имеет значительный опыт проведения религиозных обрядов в языческих объединениях, а также длительную и разнообразную практику духовного и магического действия, в разных системах и технологиях. Чуткий и умный читатель не может не понимать, что такой опыт обязательно должен включать все, от серьезных успехов и достижений, до чудовищных провалов. Последнее является неизменным спутником любого опыта, начиная с приготовления бутербродов или перехода улицы — что уж говорить о самой сложной, принципиально непонятной для людей области. Что касается успехов и достижений, то за тридцать с лишним лет подобной практики человек должен либо умереть, либо чему-нибудь да научиться. Третьего не дано. Поэтому я искренне надеюсь на критическое, но внимание к приведенным ниже соображениям.

Религиозный обряд на материальном уровне осуществляется как ритуал, или, в славянских обозначениях, Уряд. Это цепь физических действий, совершаемых участниками обряда, священнослужителями и верующими. Сам по себе ритуал рационально бессмыслен, или имеет субъективно психологическую структуру. Физические действия обряда чаще воспринимаются как симпатическая — символическая магия, или как совершенно непонятное ТАИНСТВО. Но это уже проблема соотношения со следующими уровнями. Сама же физическая структура обряда реализуется как простое указание "пойди и поставь свечку вон туда". В длительно действующих конфессиях обряд-ритуал на физическом уровне воспринимается как просто принятое и привычное "так положено", в славянской реконструкции он наполнен множеством бережно пестуемых предметов в старинном стиле, особой обрядовой одеждой, и так далее.

Несмотря на священный трепет и суеверие, которое вызывает даже внешняя форма обряда, в буквальном смысле эти действия бессмысленны и немотивированы. Этот факт подчеркивается нелепицей симоронского ритуала, сознательно сниженного по образному ряду и откровенно неологичной по источнику (придумай и делай, а также научи других). Как ни странно, но в этом и сила симоронского ритуала, для тех, кому он удается: он ФИЛОСОФСКИ, ОБУЧАЮЩЕ ЦЕНЕН, именно тем, что подчеркивает условный характер физической стороны, и мощь внутреннего импульса, стоящего за действием. Это не материалистическое разоблачение религии, это саморазоблачение религии, в некотором смысле циничный БОЖЕСТВЕННЫЙ СТРИПТИЗ, для просвещенного и мыслящего человека захватывающе интригующий. Открытие, что "Бог может быть и таким", многим дает новый творческий импульс, хотя совершенно не обязательно означает конечную остановку. Да в духовной жизни и не нужны конечные остановки, кроме самой последней и окончательной.

Силовой, энергетический уровень обряда воспринимается на уровне чувств и ощущений. Волнение, физические ощущения участников, изменение их состояния, сил, желаний проявляется как немедленный, непосредственный результат обрядового действия или происходит отсрочено, что еще более ценно. Отзывы о проведенном обряде как "необыкновенно сильном" часто основаны именно на таких непосредственных ощущениях. К этому же относятся необычные происшествия, знаки в ходе действия. Из проведенных в Содружестве "Славия" обрядов наиболее ярким в этом отношении был обряд "Волха охотника", организованный Кругом Бера. Необычным было то, что из нескольких десятков человек был вслепую выбран на роль "Волха" молодой человек, решивший в этот день принять такое имя. А женщина, для которой намечалось жреческое посвящение, также вслепую была дважды избрана: в числе людей, которые "должны получить настоящую, высшую магию", и еще на одну из центральных ролей обряда. Произошло в этот день и еще несколько подобных же совпадений.

Понятно, что сильный подъем, непосредственное ощущение присутствия силы, удивительные и маловероятные знаки и совпадения производят неизгладимое впечатление на участников действия, равно как и, в других случаях, признаки телепатии, иных необычных явлений. Но в действительности знаки такого рода далеко не всегда благоприятны, и не в них основной смысл духовного действия. Существенная цель здесь вовсе не в аномалиях, не в уходе от обычного природного хода вещей. И это показал упомянутый выше случай: далеко не для всех его участников последствия проведенного действия оказались благоприятными и безоблачными.

Если же мы отнесемся к слою ощущений, переживаний, настроений, наконец, знаковых изменений в окружающем мире, как к важной информации, которая может служить дальнейшему продвижению, то, опять-таки, вступим в область более высоких слоев, с которыми и предполагается связанным проводимое обрядовой действие.

Интеллектуальный уровень проявляется как цель и смысл обряда. Цель понимается двояко. Сакральный смысл — обряд посвящен Богу, Святому, Предку и т.п. Рациональная цель: в результате обряда проводящий его жрец или участник, или группа в целом, хотят получить определенный результат. Возможны как чисто религиозные обряды (исключительно ритуально-посвятительное содержание, славление, без прагматической направленности на результат), так и чисто магические ритуалы, в которых "запредельный субъект" либо вообще отсутствует (маг берет всю ответственность и силу на себя), или присутствует как пассивная сторона, которую "заставляют" сделать то, что нужно магу, либо служит по преимуществу как средство решения проблемы (молитва святому об исцелении, принесение требы языческому идолу с определенной целью и т.п.). Насколько вообще хорошо сочетаются эти цели? Необходимо ли выбрать между ними, или они сочетаются механически, или обряд можно представить как сделку (я тебе требу, ты мне пользу)? Видимо, наибольший смысл, который можно вложить в обряд, исходя из требований ЛАДА, то есть естественного и непротиворечивого сочетания уровней — это СОТВОРЧЕСТВО с Божественным субъектом, совместное с ним определение наивысшей цели этого момента, и ее общее достижение, в результате чего ты получишь нужные силы и самостоятельно произведешь необходимое для решения проблемы усилия, да еще и при благоприятных внешних обстоятельствах. И опять мы видим нить, уводящую на высший уровень Божественной Прави. Главное достижение такого рода — уверенность, что ни ты ни служишь Божеству, ни оно тебе, но реализуется подлинно общая цель.

Добравшись наконец до высшего слоя, благоразумно умолчим о механизме происходящих на нем процессов (знание об этом буквальное может находиться за пределами даже серьезного жреческого посвящения). Видимо, по законам отражения и сопряжения, если мы пройдем уровни материи, Силы и интеллекта с должным наполнением, то неизбежным следствием этого и будет наполнение Божественного уровня взаимодействия теплотой и жизненной силой нижних слоев. В результате чего — не только на образном слое мифологических понятий, но и в самих тонких, над-человеческих слоях формируются те самые чувства РОДСТВА, ДРУЖБЫ, СОДЕЙСТВИЯ И СОЧУВСТВИЯ, которые поэтизируются во всякой религии.

Проблемы соответствия формы и содержания обряда

Подготовку к обряду можно начать с любого уровня: важно, чтобы в результате были подключено все необходимое.

Однако следует обратить внимание на те слои, в которых концентрируется суть обрядового действия. Оно направлено на взаимосвязь ЧЕЛОВЕКА с СИЛАМИ И СУЩЕСТВАМИ иного плана.

Поэтому уровень, на котором по преимуществу осмысляется и реализуется обряд, зависит во многом от его адресата. И также — всегда от основного плана, на котором реализуется наша, человеческая сторона.

Так, вполне адекватно йогическое действие, направленное на физическое тело. При том подразумевается, что различные части и частицы организма сами по себе субъектны, и общение с ними через искусно организованные физические и энергетические упражнения включает их на равных в деятельность высших уровней, равно как благотворно воздействует на способность человека к управлению организмом и достижению наилучшего здоровья. И настолько же НЕ-уместны обращенные к Высшим Божествам обряды, если они продуманы только на уровне механического ритуала.

Работа экстрасенсов по "целительству" кажется автору еще более сомнительной, чем искусственное медицинское лечение. Последнее реализует грубое и неосмысленное насилие над телом, но оно по крайней мере направлено строго по адресу. Экстрасенс же пытается изменить ситуацию, переформировав уровень выше. А сам это уровень, не успевая толком воздействовать на физический план, снова и снова подвергается перестройке к тем же искажениям, которые до этого задавались с иных этажей (были следствием неправильного мышления или тонких замыслов).

Более уместно действие на уровне Сил в процессе низшей магии, когда в действие вовлекаются духи относительно невысокого плана, и с их помощью, иногда и через принудительное воздействие на них, реализуются простые жизненные задачи.

Религиозные обряды, посвященные Богам высших планов, обряды Прави, славление Первородных — требуют устремления на уровень Божественного. Но каким образом можно с уверенностью сказать, что мы действительно касаемся этого уровня и серьезно взаимодействуем с ним? Один из способов достичь такого результата, известный духовным системам всех народов — это этическое совершенствование, которое проявляется и при постановке цели обряда, и в решении обычных жизненных вопросов. Имеет значение и та часть знания, которая передается по наследству от предшественников; недаром древнее религиозное предание считается переданным по непрерывной цепи знаний от самих Божественных Сущностей.

И наконец, основная константа обряда — человек, — определяет обязательное присутствие интеллектуального решения и оценки. Даже если обряд носит характер "медитации", безмыслия, сам выбор, решение и усилия достичь такового безмыслия происходят от первоначального интеллектуального выбора, рациональной убежденности, что безмыслие является правильным методом или целью.

На интеллектуальном уровне происходит и осмысление мифологии, теологии, нравственных установок, и формулирование цели, на которую направлено обрядовое действие.

Очевидно, что внешнему наблюдателю трудно объективно судить о присутствии в конкретном обряде достаточного выхода на Божественный уровень. Он наблюдает происходящее на материальном плане.

Участник обряда ощущает также Силу, следуя своим ощущениям и переживаниям. В итоге любая конфессия в процессе своего существования подвергается опасности снижения обрядового смысла. При истощении связи с высшим планом остается внешняя ритуализация, эмоциональные привычки, мифология или догматическая теология, наконец, мелочная и показная фарисейская мораль, и бытовое табуирование вместо высшей этики — Прави. В этом смысле не удивляет, что, по наблюдениям этнографов, русские крестьяне в конце 19 века основным требованием религиозности считали соблюдение поста, вплоть до преждевременного отнятия грудных детей от груди. Это перенос фарисейского тупого догматизма по мелочи, донесенного до нас в евангельских "разносах" — разборках "по понятиям" с более духовным, предположительно, представителем ессейского движения.

Мы вообще должны учитывать, что принадлежность основной массы людей к более грубому и рациональному слою существования, принадлежность к производящим социальным слоям в особенности, может при отсутствии должного воспитания вызывать относительно более высокую симпатию к понятным, сниженным ритуалам, и везде, где духовные организации идут по пути приспособления к правителям или народным массам, происходит опускание основной ритуальной деятельности на уровень Сил или грубой материи.

Порой мы все же можем достаточно уверенно отличить сильную и полноценную духовную деятельность от недостаточной, страдающей поражением того или иного слоя. Критерием можно считать ДЕЙСТВЕННОСТЬ, когда в результате проведенных ритуалов возникает действительное усиление способности участников решать поставленные проблемы. Немаловажен и общий прогресс людей, которые регулярно занимаются такой деятельностью. Правда, надо при этом учитывать, что духовный прогресс может сопровождаться не только улучшением жизни, но и кризисами, особенно если привычный ход вещей вступает в противоречие с более высокими целями.

В этом ключе мы можем наглядно убедиться в верности вышеописанных законов в явном снижении духовного уровня, к примеру, христианской религии. Необычайные и высшие способности, если таковые действительно имели место, у первых христиан, переходят у более поздних верующих этой религии в полное "смирение", то есть принятие как совершенно естественной неизбежности практического не-действия молитв. Произнося молитву, верующий должен быть заранее готов, что просьба с наибольшей вероятностью выполнена не будет. Выполнение же молитвенной просьбы, даже на скромном уровне рационального везения, считается признаком совершенно исключительного чуда.

Понятно, что по сравнению с этим дорогим, громоздким, коррумпированным и по существу бесполезным бюрократически-церковным механизмом, любые магические действия пользуются невероятной популярностью и конкурентоспособностью, на протяжении всей истории христианства, иудаизма, да и любой догматически-бюрократической конфессиональной системы. Несмотря на запугивание "гибелью души" и жестокими преследованиями со стороны властей.

А в наши дни для возрождающихся языческих объединений открывается прекрасный шанс объединить высшее жреческое действие со свободной магической и оздоровительной практикой. В разряд языческого священнодействия потенциально включаются также одухотворенная, вдохновенная деятельность в искусстве и науке, и созидание родового образа жизни в обществе, и поиск равновесного существования людей в Природе.

Собственно религиозный обряд становится звеном в мощной и неразрывной цепи родового образа жизни, подобного жизни наших предков, но на современном уровне знания и технологического развития.

Практика содружества природной веры "славия" — результаты и проблемы

Я опишу сейчас некий "идеальный обряд в Содружестве "Славия". Любой реальный обряд, что очевидно, готовится и совершается на несколько более приземленном уровне. Возможно, само описание идеального случая должно подтолкнуть к совершенствованию реальности, к отбору лучшего опыта и его воплощению в жизнь.

Обряд начинается с "человеческого", то есть разумного, уровня, с осмысления календаря и относящейся к этому периоду года мифологии, равно как и соответствующих Природных явлений. Мы ищем также "текущей актуальности", созвучной обрядовому смыслу. Немалое значение имеет и выбор места. Странствие по разным местам Москвы и Подмосковья тоже важно — ведь мы не проживаем плотно в соседних домах. Но все это еще в пределах "рацио".

Праведность, реальная необходимость поставленных целей и названных проблем, пристальное внимание к своим ощущением, вовлечение в процесс подготовки разных людей, уважение к их мнениям и настроениям, дают шанс для некоторого приближения "небес", "Ирия". Уровень нашей напряженности, неправедности, озабоченности текущим разладом привлекает нижний мир. Создается необходимое поле для "все-сведения", которое также суть высокого обряда.

Материальный план, так называемый уряд, теперь строится не просто как цепь реконструкций. Перебирая реконструкционные и креативные элементы готовящегося действия, мы находим в них нужные символы и знаки. Все это становится "живой сказкой", которая при исполнении все равно прозвучит иначе, чем при замысле.

Если замысел в должной мере удался, жрецы и участники испытывают неподдельное волнение. Оценивая исполнение славлений и других элементов, мы должны учитывать личные качества. Есть жрецы, который прекрасно владеют актерской техникой, на уровне высочайшего искусства. Другие говорят скромно и просто. А как часто во время обряда хочется просто молчать. Ведь каждому жрецу знаком внутренний диалог с высшими и окружающими духами и Богами, а внешнее славление предназначено для перевода на язык людей, для подключения окружающих. Лишь немногие повышают свое состояние в обряде через звучащие слова. Большинство сильнее погружается в процесс молча, часто наедине с природой.

Но процесс общения, хотя и снижает личную сосредоточенность, позволяет вывести на нужный уровень общую Силу, или энергию, и таким образом завершить сотворение общего, совершенного и полноценного пространства обряда. Навстречу коллективному и индивидуальному посылу идет встречный поток. Подлинность удостоверяется непосредственно, в том числе в ситуациях, когда нужно оказать кому-то экстренную помощь при резком недомогании или кровотечении. Не обязательными оказываются какие-то специальные приемы, кроме настроя на саму проблему. Более позднее удостоверение — день-другой, неделя-другая — и мы получаем существенные сдвиги в том отношении, на которое был настроен обряд. Естественно, что полного решения крупной проблемы частное мистериальное действие не дает; мы продолжаем странствие, и каждый обряд — лишь преодоление очередного "порожка", или "овражка", или перелет через трещину-расщелину.

Однако этот процесс, искренний и творческий, может быть существенно усовершенствован. Возможно, это произойдет, если в "Славии" появится большее количество жрецов, и они будут проявлять способности разных уровней, в гармоническом сочетании, и вместе совершать определенные действия.

Противоположное этому явление — непонимание между людьми с разными задатками и естественными стилями работы. Причем человек, владеющий более тонким уровнем, обычно видит достоинства другого, а вот оценка "снизу вверх" может быть неадекватной. Тот, кто хорошо владеет внешней формой, может недооценивать способность создавать у людей настроение и приток сил. Сильный маг пренебрегает осмыслением обряда и критическим разбором его целей. Мыслитель, аналитик может считать слабыми и детскими действия наиболее продвинутого жреца, действующего по прямым импульсам божественного плана.

Да, люди родились с разными задатками. Но всякий человек обладает способностью разума. Это делает его ответственным не только за то, что наилучшим образом дано от природы, но и за понимание неочевидного и далекого, за умение правильно взаимодействовать с такими же и непохожими жрецами и единоверцами. Ступивший на путь жреца не "рождается в мгновение", а терпеливо проходит все особенности этого пути, ищет, ошибается, находит и снова теряет. И не обретает подлинного умения, пока вся его жизнь не станет усердным проведением единого, связного, осмысленного обряда. Тогда он ощущает себя одновременно на всех планах существования, как и положено развитому существу. И обретает способность соединять других через все планы и уровни, с высшим постижением, подключать к светлым линиям всеобщих благотворных взаимосвязей.

У "Славии" есть сейчас жрецы, которые на практике, и благодаря длительному доверию других, сумели уловить основные части духовного процесса, вовлечь людей в реальную, волнующую духовную жизнь.

Но это еще крайне далеко от совершенства. Возможно, лишь общее усилие, к пониманию и развитию, может создать более сильную и полноценную систему духовной деятельности.

Что нам нужнее сейчас — новые жрецы, дополняющие возможности прежних и помогающие им во всем, или, может быть, в большей степени — общее усиление понимания и единства действий? Ответить на этот вопрос за других весьма трудно. Но наверное, наибольшим долгом уже утвержденных священнослужителей следует сейчас считать передачу своих знаний и опыта в связном, понятном другим людям виде. Если даже два-три человека смогут существенно продвинуться благодаря этому чтению, то это изменит к лучшему и ситуацию в целом.

Хотелось бы также преодолеть "мистический аутизм", которым часто сопровождается естественная глубина переживаний "самостийного" язычника. Опыт совместного обряда не истощает способность к индивидуальным переживаниям — напротив, удивительной силы и глубины потоки, включающиеся при общем совместном действии, будучи доверительно и открыто приняты, помогают и в развитии своих наиболее сильных сторон.

Не сомневаюсь, что всегда среди нас останутся люди, которые предпочтут и далее оставаться на поверхностном уровне: следовать реконструкции, внешне красивой или эмоционально насыщенной форме, вырабатывать формальные правила поведения, наконец, просто развлекаться или пропагандировать желательные идеи. И будут приходить во множестве такие люди, неспособные подняться более чем на чуть-чуть, настало время. Их не надо ни переубеждать, ни бороться с ними. Не надо и строиться вслед за ними, когда они уходят строем, как и не надо прогонять, если вдруг они оказываются рядом. Ведь это и есть НОРМАЛЬНОЕ БОЛЬШИНСТВО. И, может быть, к счастью для прирожденных жрецов, большинство это ухитряется пропускать мимо ушей недоступные тонкости и не углубляться в особенности высших слоев мироздания. Но они придут куда надо своим путем: через узоры на вышивке, через радость семейной жизни, через успех в борьбе. Пути и должны быть разными. Не придут лишь те, кто не услышат ни звука из Божественной Прави, кто останется в разладе и путанице, и ни разу не поднимет глаза на узоры Великих, Чистых Небес.

Языческая вера строга, при внешней вольнице.

Она позволяет все.

Но она не обещает всем.

Заключение: мы много наслышаны о ритуалах "раскрещивания", но данная работа имеет несколько отличное направление: это в некотором роде "Анти-Тора", утверждение, что никогда формалистическая буква не заменит и не воплотит, в достаточной мере, живого смысла и непосредственного звучания. При том, что разные буквы — по-своему хороши.

Поиск

Журнал Родноверие