Альманах «Вещий» №1

Странствующие паяцы, окрутники и современные скоморохи из мастерской “Фолк по-ГОСТ” много где бывали, много чего видали.

В рамках рубрики “Скомороший взгляд” расскажем вам про игру, в которую играют десятки, а может, и сотни тысяч людей по всей нашей Необъятной. Играет стар и млад, мужики и бабы, в шутку и всерьёз.

Итак, в начале игры необходимо выбрать фракцию (община, пятина, содруга). При этом надо быть внимательным, ведь это не только определит изначальную легенду персонажа, но и, в некоторых случаях, дипломатические отношения с другими фракциями. По легенде можно стать арием, ведрусом, славянином (без привязки к конкретному народу) или вятичем, кривичем и пр. После того, как неофит определится с “расой” своего персонажа, начнется сама игра.

Следующий этап. Прокачка персонажа. Оказавшись в игровом мире (фестиваль, праздник, обряд), первым делом необходимо улучшить свою стартовую экипировку, приобретя на игровом рынке оберег, изготовленный пресс-формой по типовому образцу, купив типовую кружку с орнаментом и т.д. Главное — обилие свастичных символов. Количество приобретенной экипировки зависит только от финансовой возможности игрока и прямо пропорционально влияет на рейтинг во фракции.

Далее можно прокачать скиллы своего персонажа, посещая мастер-классы по метанию ножей, плетению фенечек, лепке из глины, борьбе и тому подобным премудростям. Количество и разнообразие таких активностей зависит только от возможностей фракции и ее политики. Эти навыки особенно ни на что не влияют и введены исключительно для наполнения игры, чтобы она не заключалась в одном лишь стоянии участников вокруг огня.

Дополнительные очки игрового интеллекта можно получить, приобретая игровую литературу. Можно, конечно, перед игрой почитать труды историков, археологов, этнографов и прочих, но некоторые боссы фракций игрового мира (волхвы, жрецы, ведуны, радари), как правило, создают свою историю и мифологию, часто ссылаясь на труды ученых лишь в удобных для себя интерпретациях. Поэтому приобретение такой литературы не только повышает рейтинг игрока в выбранной фракции среди обычных адептов, но и может улучшить личные отношения с игровым боссом.

Кульминация игры. Ознакомившись с игровым миром, сделав необходимое количество фотографий, заполнив свой инвентарь артефактами, можно добраться до главной локации (капища, храма, святилища, поляны, рощи). На ней будет ждать встреча с боссом и прописанная игровая анимация (обряд, радение, камлание). Чаще всего она схожа у всех фракций, но могут быть и небольшие различия. Как, например, запрет на прикосновение к боссу (поскольку его одежда из фабричного льна, сшитая на швейной машинке, является сакральным и ритуальным облачением). Где-то запрещены шорты, ибо негоже оголять телеса, но при этом вполне подходит камуфляж и импортные кроссовки. Где-то девушкам запрещено надевать штаны, зато парням можно быть в женских очельях… И многое другое.

Всё, теперь можно продолжать играть на достигнутом игровом уровне. А можно перейти на следующий. Некоторые фракции могут предложить для этих целей обучение в разного рода организованных ими школах, академиях, университетах... В этих учебных заведениях можно научиться толковать сновидения, разбираться в средневековых блюдах, гадать на чём угодно и получить, наконец, статус мини-босса. Далее, в зависимости от амбиций игрока, можно либо продолжить играть на том же уровне, иногда получая очки опыта, либо повышать свой рейтинг в общине, помогая боссу в игровой анимации, и, наконец, самому стать боссом.

Поскольку подобный игровой процесс относится к открытым, то на этом игра не заканчивается. Немного разобравшись в механике игры, каждый может сам создать свою фракцию. Для этого не требуется специального образования. Можно быть хоть инженером, хоть физруком, хоть программистом — это роли не играет. Успех в создании новой игры зависит только от фантазии и упорного промоушена.

Game over. Это было бы очень смешно, если бы не было так грустно. Поиграв в эту игру сами, мы довольно быстро разобрались в основных правилах и, как и положено скоморохам, втянулись в игру. Начали переигрывать, нарушать правила взаимодействия между фракциями, доводить правила игры до абсурда, пытаясь обнажить только одну вещь — сам факт того, что это — игра! Часто это вызывало смех, поскольку скоморошины были карикатурой на актуальные события и игроков. Но крайне редко заставляло людей задуматься. Обычно игрокам лень анализировать, им достаточно зрелища и эмоций от игрового процесса. Боссам фракций тоже не хочется вносить изменения в привычную игровую анимацию, когда она полностью прописана, отработана, локации красиво оформлены, а игроки приучены и приручены. Лишь из боязни потерять игроков боссы готовы корректировать правила игрового мира, следуя современным представлениям об этичности и толерантности, конечно же, в сторону выхолащивания традиции.

И вот мы спрашиваем себя: чего стоит идея такой игры, если любой ее постулат может быть легко отредактирован в угоду моде на всю ту же всеобъемлющую толерантность?

Так, например, на одной “летней игре” женщина с ребёнком возмутилась, что у куклы Ярилы ярко выражен орган, символизирующий плодородие. Как итог, боссы отвязали орган и одели куклу в джинсы.

На другой, уже “зимней игре” при разыгрывании святочной мистерии про умруна мы вывели из толпы девушку “прощаться” с ним. Мистерия анонсировалась с рейтингом 18+, присутствующие были предупреждены об её интерактивности и о том, что присутствующие, находясь в первых рядах, имеют шанс принять активное участие в действии, а если этого не хочется, то лучше отсесть подальше. Упомянутая девушка всё равно осталась, села поближе к сцене, приняла участие, а через день решила написать заявление на домогательство. Как итог, просьба от организаторов усилить самоцензуру, повысить возрастной рейтинг и даже использовать подсадных игроков.

Чего стоит сама игра, если она собрана из разнородных фактов, заимствований и очень большого количества допущений и условностей? Не возникало бы вопросов, если бы этот “компот” не претендовал на роль чего-то исконного и традиционного, отрицая при этом неудобную часть настоящей народной традиции, которая отражена в материальной культуре и письменных источниках...

Чего стоят эти фракции, если даже самые крупные видят единственный путь роста — рост количественный? Больше игроков, крупнее и наряднее локации, пафоснее игровая анимация.

Так что решайте сами: играть в эту ролевую игру с элементами славянского фэнтези или нет, погружаться с фанатизмом или просто находить отдушину и интересно проводить выходные. Нас по-крайней мере во всем этом радует то, что среди всей растущей массы игроков в ней постепенно появляются участники, которые осознают игру игрой и то, что максимум, чему в ней можно научиться — это владение некоторыми прикладными навыками.

Некоторые из них продолжают по привычке или от отсутствия альтернатив посещать игры больших фракций. Другие собираются с искателями, подобными себе, объединяются в небольшие сообщества и пробуют найти такую идею “игры”, которая выкристаллизуется из долгих практик, возможно, суровых аскез, экспедиций и целой библиотеки исторических публикаций.

Они стремятся найти такую идею, которую уже не смогут подстроить под себя, но которая будет гореть в них неугасимым огнем. Да, они не смогут восстановить в точности то, что было тысячу, две тысячи лет назад, ведь очень многое утрачено. Но они смогут наладить новые отношения и пути взаимодействия с теми же силами, которые осознавались с седой древности. Те взаимодействия, которые смогли наладить наши предки для существования в своих реалиях.

Мы же как странствующие скоморохи и окрутники будем и дальше наблюдать за этим увлекательным игровым миром, исследуя его, погружаясь в него, мимикрируя, продолжая играть, но и следовать своим путем.

Поиск

Журнал Родноверие