scale 2400
Торфяное болото

Как я уже писал ранее в статье, посвящённой болотнику, сведения о данном персонаже немногочисленны. Он (равно как и болотница) не столь распространён как, к примеру, водяной или леший.

Несмотря на это, в Беларуси исследователями зафиксированы представления о нескольких разновидностях болотников, прослеживается даже некоторая иерархия.

Привожу цитату из книги специалиста по традиционной славянской культуре Елены Евгеньевны Левкиевской «Мифы русского народа»:

Белорусы различали разных болотников. Самым старшим считался оржавиник [оржавинь болото с пятнами ржавчины на воде от растворённой в ней железной руды] – он покрыт грязно-рыжей шерстью, с толстым животом и тонкими ногами. Помладше считался багник – хозяин багна [багно торфяное болото, на котором отсутствует растительность.], угрюмое, неподвижное, грязное существо, одиноко живущее на дне багна и хватающее за ноги случайных путников. Заметить багника можно по пузырькам, поднимающимся на поверхность, и по мелким бледным огонькам, которые иногда появляются на болоте. Самым младшим из болотных бесов считался просто болотник. А на Русском Севере часто наделяют болота не хозяином, а хозяйкой – болотницей.

О багнике нынче потолковать и предлагаю. Информации о нём не так уж много, но она есть. Представляю вниманию материал из книги белорусского этнографа Николая Яковлевича Никифоровского «Нечистики.

Свод простонародных в Витебской Белоруссии сказаний о нечистой силе»:

Багник ютится в торфяном, никогда не покрывающемся растительностью болоте, имеющем вид черной грязевой лужи. Он никогда не появляется на поверхности своей багны и присутствие в ней выдаёт лишь пузырями на поверхности да изредка мелкими огоньками там же; те и другие сопровождаются особенным «пуктаньем», незначительным колебанием поверхности. Это дышит и пыхтит вечно бездеятельный багник, не поднимающийся с мягкого ложа и тогда, когда жертва попала в багну и мечется в грязи. Он уверен, что ей не уйти отсюда и что жертва сама подойдёт к нему.‌‌‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​​

Не только люди, но и многие животные сторонятся багны, в которой постоянными живыми существами можно считать немногочисленных насекомых улиток, жуков, пиявок, червей; за поисками сих насекомых прибывают на короткие сроки болотные голенастики, но и они спешат уйти от опасной багны, иногда убивающей тлетворными газами, испускаемыми время от времени багником .​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌​‌​ ​​​‌‌​ ​‌​​​‌ ​​​‌‌‌ ​​‌‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌‌‌ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

По внешнему виду багник ещё грязнее болотника. Как и сей последний, он страшится осушения своего болота, хотя и не боится морозов, которым весьма редко удаётся закрывать багну, согреваемую тёплым пыхтеньем багника. К сожалению, для последнего есть отдельный бич, а именно: предприимчивые люди вычёрпывают багновую грязь, для выработки топлива, удобрения полей и огородов, и тем крайне тревожат нечистика, который того и гляди очутится без багны; в сухое же лето, когда багна не только подсыхает, но и кое-где горит, полумёртвый багник томится на дне своего обиталища и едва переживает время до нового разжижения багны дождями и приточными ручейками.

Предположу, что «возвысился» над болотником багник именно благодаря наличию торфа в своём локусе. Торфяное болото не замерзает зимой – стало быть, его дух-властитель не впадает в спячку в отличие от простого болотника, стало быть, багник сильнее болотника. А ещё богаче, раз у него в хозяйстве имеется такой ценный ресурс, который может служить и топливом, и удобрением.

Поиск

Журнал Родноверие