I. Крещение Руси положило конец язычеству

Часто представляют, что после 988 г. все население Древнерусского Государства внезапно стало воцерковленными христианами. На самом же деле, это не так. До XVI в. на Руси церкви существовали практически исключительно в городах, резиденциях знати и на отдельных погостах, в сельской местности же их практически не было, и христианизация деревни происходила уже в XVII-XVIII вв.

Вплоть до XIII-XIV вв. сохранялись языческие святилища – такие как, например, Збручский сакральные комплекс – причем, с XI до XIII века их в археологии наблюдается даже несколько больше, чем в более ранний период. Также именно в это время появляются и распространяются целые категории известных из археологии языческих амулетов, например, широко известные «секиры Перуна». Все это время на Руси также господствует языческий курганный обряд погребения. Вятичские курганы, бытовавшие до XIV в. и изученные великим археологом А. В. Арциховским до сих пор можно наблюдать в московском парке Царицино.

Более того, в этнографии XIX-XX вв. в верованиях восточнославянских народов мы видим языческое, по сути, миропонимание, облаченное местами в христианские образы и символы: верховные боги превратились в христианского Бога и святых (кроме Матери-Земли повсеместно и Перуна/Пяруна в белорусском Полесье), а духи природы и быта – домовые, водяные, полевые и другие духи — остались в полноценном языческом виде. Русский народ при этом практически не верил в действенность христианских ритуалов, чаще полагаясь на языческие по происхождению обряды: матерная брань, к примеру, всегда считалась более действенным средством против нечистой силы, чем крест или святая вода. Можно вспомнить и гоголевского «Вия», основанного на малоросских преданиях, в котором беснующаяся в церкви под иконами нечисть не может прорваться через очерченный мелом заклятый круг вокруг Хомы.

В принципе, похожая картина сохранения древнего язычества в виде фольклора наблюдается везде в Европе, но в Восточной Европе это представленно особенно ярко.


Существовавший вплоть до XIII в. Збручский сакральный комплекс.


Амулеты в виде «секиры Перуна», распространенные на Руси в X-XIII вв.


Вятичские курганы в парке «Царицыно», насыпавшиеся вплоть до XV в.


Погребальный инвентарь из вятичских захоронений

II. Крещение Руси было неизбежно

Еще чаще можно слышать аргумент о том, что исконные верования никак невозможно было сохранять, так как сама эпоха требовала от Руси в X в. принятия христианства.

Не принимая в расчет то, что говорить о неизбежности исторических событий, a priori не предполагающих наличия иных исходов несколько бессмысленно, обратим внимание, что этот аргумент основан на предпосылке, что якобы в Средние Века невозможно было быть сколько то значительной политической и культурной силой, не будучи христианской страной.

Странно, как вообще можно высказывать такой аргумент, когда на западных границах Руси и на значительной части ее бывшей территории располагалось языческое Великое Княжество Литовское, принявшее христианство только в конце XIV века, а до этого бывшее, по сути, мощнейшим государством Восточной Европы (примерно как Древнерусское Государство до крещения, к слову) и успешно сопротивлявшееся целому ряду крестовых походов, пытавшихся принудить его к крещению.


Карта Великого Княжества Литовского


Великий Князь Литовский Кейстут (1297 — 1382 гг.).

Кейстут вел непримиримую борьбу против балтийских крестоносцев и остался в народной памяти литовцев как идеал рыцарства и народный герой, преданный родной земле и вере предков.

III. Крещение Руси объединило Русь

Другим частым аргументом является то, что язычество со своим многобожием якобы никак не способствовало государственному единству, в то время как догматическое христианство с единым Богом только и могло собрать людей под власть единого государя.

Теоретически это построение выглядит в целом непротиворечиво, однако трудно не заметить, как оно противоречит историческим данным. Чисто хронологически объединило Русь не христианство, а языческие киевские князья начиная еще с Олега, в то время как уже при внуках князя-крестителя Владимира, Ярославичах, начатые задолго до христианизации центростремительные процессы сменяются центробежными, и наступает эпоха удельной раздробленности и междоусобных войн. Реальная картина получается прямо обратной предполагаемой этим аргументом – единая Русь была языческой, в то время как бесчисленное множество удельных княжеств, постоянно ведущих друг с другом войны были христианскими.

Как конкретно на практике христианство объединило Русь – непонятно. Но если мы уж связываем государственное единство с господствующей системой верований, как предполагает этот аргумент – что само по себе можно было бы оспорить – то следует сделать вывод, что христианство объединяло Русь куда хуже, чем язычество.

К слову, часто можно слышать, что раздробленность тоже была неизбежным этапом развития. Что ж, возможно. Любопытно, правда, что в языческом Великом Княжестве Литовском удельной раздробленности почему-то не случилось.


Русь накануне принятия христианства


Христианская Русь эпохи удельной раздробленности

IV. До крещения Русь была маленькой и слабой, а после крещения заняла 1/6 часть суши.

Крайне распространенный тезис, который иначе как манипуляцией не назвать. Очень похожие вещи о славянах, к слову, высказывал А. Кураев; эти поношения собственных предков, по-другому и не скажешь, я подробно разбирал тут.

Как уже было показано, дохристианская Русь была, во-первых, ведущим игроком в Восточной Европе и играла примерно ту же роль, что после ее распада играло Великое Княжество Литовское, а во-вторых, была географически крупнейшей страной Европы своего времени вообще. Христианская Московская Русь смогла дорасти до размеров языческой Руси нач.- сер. X в. только к середине аж XVI века, то есть к эпохе Великих Географических Открытий, когда массово исследовать и присоединять новые территории начали уже все европейские страны.


Рост Московской Руси в XIV-XV вв. Сравните с картой языческой Руси выше.

V. Русский народ сформировался уже после крещения Руси и в рамках христианской культуры

Этот крайне странный аргумент тоже временами встречается. Тем не менее, как уже было упомянуто, христианизация Восточной Европы была довольно поверхностной. Христианская культура не является этнической — христианство космополитично, для него «нет ни эллина, ни иудея» — и если бы даже христианство и смогло сформировать народную культуру, то это был бы единый христианский народ, а не множество принявших христианство народов. Сложение же из отдельных славянских культурных групп единой Древнерусской культуры археологически фиксируется с рубежа IX-X вв., а крещение Руси произошло на столетие позже, в конце X века. Очевидно, что появление древнерусской народности связано никак не с принятием христианства, а с нахождением под властью киевских князей на протяжении 300 лет.

Литература

— Н. М. Гальковский «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси»

— В. В. Седов «Славяне в раннем средневековье»

— И. П. Русанова, Б. А. Тимощук «Языческие святилища древних славян»

— Н. А. Криничная «Русская мифология. Мир образов фольклора»

— Е. Е. Левкиевская «Мифы русского народа»

— Б. А. Рыбаков «Древняя Русь: город, замок, село»

— Н. Ф. Котляр «Удельная раздробленность Руси»

— D. Baronas, S. C. Rowell «The Conversion of Lithuania: from Pagan Barbarians to Late Medieval Christians»

Поиск

Журнал Родноверие