На вопрос «Кто такой Симаргл?» большинство людей, считающих себя последователями славянской дохристианской веры ответит, что это бог огня (ну и крылатый пёс по совместительству). А вот на вопрос «Почему Симаргл считается богом огня?» информативно ответить скорее всего не смогут.
И это прискорбно...
С одной стороны, действительно, вбейте в поисковик слово «Симаргл» – и получите кучу картиночек с пылающими и летающими собачками и даже волками.
Да и песенка такая есть у группы «Butterfly Temple» – «Огнебога Семаргла жар».
Чего же ещё нужно для создания образа в массовой культуре?
Вот только я, уж извините, ценю не какие-то популярные тенденции, блуждающие в массах, а научное знание. И если Вы, уважаемый читатель, разделяете это моё убеждение и желаете узнавать о настоящих верованиях славян, а не вымышленных, нам с Вами по пути.
Итак... Откуда же пошло мнение о Симаргле как о боге огня? Как бы ни было прискорбно осознавать сей факт некоторым родноверам (если, конечно, будет хотя бы попытка его осознать, а не сразу воспринимать в штыки) – от школы заимствований и иудейского Востока.
В Ветхом завете (четвёртая книга Царств, глава 17, стих 30) есть следующее упоминание. Палестинскую область Самарию заселили уроженцы различных ассирийских провинций. Эти переселенцы «принесли» с собой своих богов и пытались объединить их почитание с поклонением единому иудейскому. Так, у кутийцев был Нергал, а у емафян – Ашима.
Если эти имена – Нергал и Ашима – написать по-гречески, то получится (в русской транскрипции) Ергел и Асимаф.
Как я писал ранее, в «Слове некоего христолюбца и ревнителя по правой вере» (XI–XIV вв.) говорится не о Симаргле, а о Симе и Рьгле (Ерьгле).
«Ашима и Нергал – Асимаф и Ергел – Сим и Ерьгл – Симаргл» – вот такая ассоциативная цепочка возникла у сторонников школы заимствования, которые выводили Симаргла даже не от иранского Сэнмурва, а от ассирийских божеств.
Российский филолог-славист Пётр Иванович Прейс (родился в 1810 году, умер – в 1846), насколько я разобрался в вопросе, первым высказал мнение о том, что Симаргл – огненное божество. Сделано это было на том основании, что Ашима (см. ассоциативную цепочку выше) – огненное божество (наверное, подразумевалось очищение огнём, поскольку на персидском «аши» – чистый).
Эту идею подхватил российский археолог и историк Иван Егорович Забелин (родился в 1820 году, умер в 1908 – или в 1909, если по нынешнему стилю). Он предположил, что ассирийские божества Ашима и Нергал проникли на Русь через Тмуторокань, где о них осталось упоминание в древнегреческой надписи Понтийской царицы Комосарии (II или III век до н. э.). Видимо, благодаря этой надписи они и трансформировались сначала в Асимафа и Ергела, а потом уже в Сима и Ерьгла.
Уж не знаю, проникали ли ассирийские культы на Русь, но вот преставления об огненной природе Симаргла совершенно точно проникли в знаменитейшие «Поэтические воззрения древних славян на природу» русского собирателя фольклора и исследователя культуры славянских народов Александра Николаевича Афанасьева (родился в 1826 году, умер – в 1871).
Далее Симаргл как бог огня упоминается в «Велесовой книге», опубликованной в 1950-х годах писателем-белоэмигрантом Юрием Петровичем Миролюбовым (и им же, скорее всего, и сфальсифицированной в целях обоснования своих идей и воззрений). Почему «Велесова книга» считается подделкой, в рамках данного поста расписывать не буду (и нет, не потому что, если признать её подлинность, то придётся переписывать все учебники по истории).
Ну и, конечно, в последующем популяризаторы «Велесовой книги» не остались в стороне, вбрасывая в массы идею о том, что Симаргл – бог огня.