Почитание Предков – одна из важнейших основ русской традиционной культуры (как, впрочем, и традиционной культуры любого другого народа). Ни одна Традиция не может существовать без уважения к Пращурам: презрение к старикам – отличительная черта современной «цЫвилизацЫи». Известно, что в древности у славян (равно как и у многих других народов) существовал обычай ритуального умерщвления стариков по достижении ими определённого возраста – это было необходимо для выживания рода в то нелёгкое время… Но ни в одном традиционном обществе никогда не было «домов престарелых», в которые дети, не желающие ухаживать за стариками, могли бы отправлять своих родителей на вполне законных основаниях. Ни в одном! Такая подлость и жестокость была просто немыслима для «дикарей», зато в «цивилизованном» обществе это вполне обычное явление. «О, времена, о, нравы!» 

В старину о Предках не просто помнили: им приносили требы, к ним обращались за помощью и советом – поскольку считали, что, даже находясь в Ином Мире, умершие слышат нас и могут вмешиваться в дела живых. Почитание ушедших на Тот Свет являлось важной составной частью обрядовых действ, совершаемых на многих святоднях Кологода; не было оно неуместным и в иное время – ведь разговаривать со своими бабушками и дедушками, родичами и друзьями ?(неважно – живыми или умершими) можно не только по праздникам. 

В славянской Традиции известны два основных периода времени, в течение которых Предков особенно чтили. Это – родительские дни (весной и осенью) . Скорее всего, выбор именно этого времени для чествования Пращуров обусловлен древним поверьем, согласно которому души умерших приходят в наш мир весной, а уходят обратно в Навь – осенью (вместе с перелётными птицами или даже в образе птиц). Как правило, Предков поминают на кладбище (это – мера безопасности: Предков не зовут в дом из боязни, чтобы вслед за ними с Того Света не явился какой-нибудь злой дух). На могилы ставят требу (еду), зажигают свечи … Могила, в традиционных представлениях - своего рода жилище умершего: в древности существовал обычай ставить над местом захоронения «домовину» (небольшой деревянный домик). Академик Б.А. Рыбаков так описывает эти строения: «Надмогильные домовины-столпы представляют собой деревянные срубные домики (1,5 х 2 м) с двускатной крышей и маленьким, в толщину одного бревна, оконцем. Иногда четвёртой стены в срубе нет, и это даёт возможность ставить внутрь домовины различные "приноси" во время поминовения мёртвых» . До сих пор такие домовины («избы смерти») можно встретить на старинных кладбищах в некоторых районах страны (например – в Поволжье, в Архангельской области). Следует отметить также два весьма интересных факта: кладбище раньше зачастую находилось за рекой (символизирующей реку Смородину, отделяющую Явь от Нави, наш мир от Иного Мира), а расположение могил нередко напоминало расположение домов в деревне. 

В славянской традиционной культуре известен и обычай поминовения Предков дома: когда души умерших зовут домой, не взирая на возможную опасность. Домашнее поминовение Пращуров совершалось следующим образом: к приходу Предков тщательно готовились – мыли пол (иногда даже топили для них баню: обычай этот сохранялся в Белоруссии до середины XIX века), готовили обрядовую еду (классические поминальные блюда – блины, кутья, овсяный кисель). Затем – призывали умерших родичей, к примеру, такими словами: 

Святые Деды, зовём вас! 

Святые Деды, летите до нас! 

После поминального ужина, на котором часть еды откладывали для Предков и наливали им чарку (пищу, предназначенную Дедам, после обычно выставляли на улицу), души мёртвых просили уйти обратно в Иной Мир: 

Святые Деды, вы сюда прилетели 

Пили и ели 

Летите ж теперь к себе! 

Поминовение Пращуров могло совершаться по случаю каких-либо важных событий в жизни человека. Известный исследователь русской Традиции Юрий Петрович Миролюбов в своей книге «Сакральное Руси» пишет: «Радуясь рождению сына, он (язычник) приготовлял общую трапезу, как домашнюю жертву, на которую приглашал и усопших: «Се бо вам, отче, се бо вам, мати!» - говорил он, ставя тарелки для родителей» . 

Культ Предков издревле был тесно связан с культом плодородия. По свидетельству Мирчи Элиаде (знаменитого румынского историка религий): «Связь между предками, урожаем и половой жизнью была столь тесной, что три эти культа часто сливались в один» . Б.А. Рыбаков подтверждает наличие этой связи в славянской Традиции: «Умершие предки предавались земле; в сознании древних пахарей предки содействовали плодородию и урожаю . Угощение «дзядов» на кладбище или за домашним столом носит аграрно-магический характер» . Души Пращуров, согласно славянским верованиям, могут посылать дождь, что прослеживается, например, в этой обрядовой песне: 

А я етой тучи не боюся, 

А я етой грозной не боюся. 

А у етой туче – мой батюшка, 

А у етой туче – мой родненький. 

А у етой туче – моя матушка, 

А у етой туче – моя родная . 

Особое место почитание Предков занимало на зимних святках (начинающихся с праздника Коляды), что характерно и для ряда других родственных славянам этносов (например, для скандинавов): «Для северных народов святки — празднество одновременно в честь умерших и плодородия, жизни; поэтому в святки и затевали самые разгульные пиршества, и устраивали свадьбы, и ухаживали за могилами» . В славянской Традиции считалось, что во время зимних святок души умерших посещают свои семьи: поэтому в старину на праздничный стол было принято ставить лишнюю посуду (для Предков), откладывать по ложке от каждого блюда в отдельную миску (эта еда оставалась на столе на ночь («души придут и будут есть»), а после её сжигали в огне, топили, относили под деревья или отдавали домашним животным). Существовал также обычай на святки жечь во дворе солому – «для согрева душ умерших». Культ Предков чётко прослеживается и в древнем обычае колядования. Ряженые «колядовщики», ходящие по домам и требующие подарков, изображают выходцев с Того Света, в том числе – умерших Пращуров; подтверждение этому мы находим как в карнавальных масках («чёрт», «покойник», «дед», «баба»), так и в колядках (обрядовых песнях): 

По мостах, мостах по золотеньких 

Ой, ходят по них всё колядники 

Всё колядники, а всё братчики 

А всё братчики, старые люди 

«Золотые мосты», упоминаемые в этой песне, по мнению ряда исследователей – мосты, соединяющие Явь и Навь. Кроме того, колядовщики в своих песнях рассказывают, что они проделали долгий путь, шли «по тёмной ночи да по грязной грязи», «через поле широкое, через море глубокое», «проходили леса, боры»: а эти образы также могут быть интерпретированы как описание пути с Того Света… Вот, к примеру, текст русского заговора, описывающий путь в Иной Мир: 

Встану я (имярек) 

Пойду из дому дверьми, 

Из двора воротами 

Во чисто поле, 

За тёмный лес. 

За тёмным лесом 

Бежит река огненна 

Через реку огненну 

Калинов Мост 

В некоторых белорусских колядках прямо говорится, что колядующих «прислали Деды по блины», а это означает, что все дары они собирают не для себя, а для «Дедов», «Родителей». Дары, собранные колядовщиками в древности либо приносились в жертву обитателям Иного Мира (в том числе – душам Предков), либо были обрядовой стравой (пищей), разделяемой с ними . Сбор и принесение требы, скорее всего, осуществлялся представителями жреческого сословия, хотя вполне возможно и участие в этом обряде молодёжи и детей (как и в более поздние времена). Массовое ряжение и разгульное веселье характерно для подобных праздников по всей Европе, и крайне сомнительной представляется мысль о том, что в древности в обрядовом маскараде участвовали исключительно жрецы: типологически сходный праздник у родственного славянам народа (древнеримские Сатурналии) свидетельствует об обратном. Сам процесс сбора еды для жертвоприношений, будучи делом серьёзным и ответственным, наверняка включал в себя (как и в более позднее время) и элементы «глумотворства и смехотворства» – это вполне соответствует атмосфере праздника. 

Тесно связана с культом Предков и знаменитая Масленица (праздник весеннего равноденствия, иначе именуемый Комоедицами). Это подтверждает ряд деталей масленичной обрядности: блины (которые являются не только символом Солнца, но и поминальным блюдом), традиционные кулачные бои (бойцовские состязания (тризна) – неотъемлемая часть древнеславянского погребального ритуала), существовавший в некоторых местностях обычай не убирать на ночь со стола масленичный ужин (судя по всему – для «кормления» духов Предков)… 

СЛАВА ПРАЩУРАМ НАШИМ! 

ГОЙ, СВЯТЫ ДЕДЫ! 

СЛАВА! 

Видео

Лекция школы "Русская Традиция" от 04.12.2009

[видео]

Велеслав — Славянская символика

Лекция школы "Русская Традиция" от 06.06.2009

[видео]

Велеслав — Коло года. Беседа третья

Поиск

Журнал Родноверие