Следующий важный комплекс обрядов, связанных с почитанием предков, приурочен в народной традиции к Троице, то есть, по существу, к преддверию Купалы, летнего солнцестояния.
Один из самых мощных по энергетике ввиду происходящих зримых и незримых событий период истончает грань между Явью и Ино, волнует всех без исключения духов, в том числе естественно и духов умерших.
Родительская суббота перед Троицей в народе входит в число наиболее почитаемых.
У южных славян летние задушницы приурочивали не к Троице, а к Вознесению (за 10 дней до Троицы), однако это расхождение не существенно ввиду того, что вплоть до конца 4 века нашей эры Вознесение и Троицу вообще никак не разделяли.
У чувашей праздник Симек, посвященный поминовению усопших с посещением кладбищ приходился на четверг перед Троицей.
Как и Пасха, Троица имеет границы, в которых возможно ее празднование: от 23 мая до 26 июня.
В Древнем Риме на 23 мая приходилось еще одно чествование манов, а несколько позже, и в христианский период-более приближенно к Троице отмечали Розалии, поминовение предков, когда их могилы украшали распустившимися как раз к этому времени розами.
Однако купальские мистерии беспокоят и «заложных», неспокойных покойников, и, видимо, серьезнее, чем когда-либо в году.
Это отражено и в Русалиях (связь русалок с «заложными» несомненна, хотя и не все там так однозначно), и особенно в традициях Семика (за три дня до Троицы, соответственно в период с 20 мая по 23 июня), когда единственный раз в году поминают людей, умерших несвоевременной, «не своей» смертью.
В православном календаре при этом Семик, как день поминовения усопших, отсутствует.
Это поверье сохранилось не только у славян и их ближайших соседей. Так, в Древнем Риме в середине мая проходили Лемурии-жертвоприношение вредоносным духам мертвых.
Той же цели, правда, существенно позже, в конце лета, следует традиционный для Китая Фестиваль голодных духов в середине 7 лунного месяца.
На тот же период (примерно середина августа) приходится японский праздник Обон, когда люди вывешивают на улице фонари, чтобы предки смогли отыскать дорогу домой, и танцуют особые танцы в их честь.
Но, пожалуй, наибольшее число упоминаний в самых разных культурах связано с осенним почитанием предков.
И сроки проведения обрядов практически всегда указываются одни и те же : октябрь-ноябрь.
В традиции славянских народов , словно для того, чтобы уж наверняка потомки не забыли, на этот период приходится аж ЧЕТЫРЕ родительские субботы, пользующиеся особым почитанием : перед Покровом (1 октября по старому, 14-по новому стилю), Дмитриевым днем (26 октября по старому, 8 ноября-по новому стилю), днем Кузьмы и Демьяна (1 ноября по старому, 14-по новому стилю) и Михайловым днем (8 ноября по старому, 21-по новому стилю) . Ни в какой период подобного больше нет.
У чувашей праздник Юпа ирттерни (осеннее поминовение предков) приходится на месяц юпа, что практически соответствует октябрю.
В марийской традиции осенний поминальный обряд Шыже кусо также приурочивается к новолунию октября-ноября.
Нельзя не упомянуть при этом один из известнейших сейчас (даже у славян, что характерно) праздников, связанных непосредственно с духами умерших-кельтский Самайн.
Многие сейчас критикуют календарную привязку этого праздника к ночи с 31 октября на 1 ноября.
Действительно, изначально сроки Самайна никак не могли совпадать с действующим ныне календарем.
Есть более обоснованные привязки его-например, 21 день после первого полнолуния от осеннего равноденствия.
Однако в других источниках Самайн связан с окончательным завершением пастбищного сезона или с первым полнолунием после выпадания снега после осеннего равноденствия.
То есть время очень существенно различается в разных регионах, что еще раз подтверждает факт, что Самайн, как и другие настоящие, а не придуманные языческие праздники-не один день, а целый существенный период, имеющий свою кульминацию.
Однако главная точка подобного серьезного праздника-период опасный и не каждому разумно брать на себя смелость тревожить в это время Ино.
А вот что касается 31 октября и 1 ноября, то, хочется этого кому-то, или нет, но по описанным выше критериям они однозначно ВХОДЯТ в период Самайна.
Тем более, что поминовение предков 1 ноября имеет место не только у кельтов, но и у западных славян-католиков (задушки), и в Мексике (знаменитые Dia de los muertes )
Литовцы в древности также выходили в октябре на кладбища, где приносили в жертву подземным Богам сыченый мед, молоко и пиво. В источниках этот обычай сравнивают как раз с осенними родительскими субботами в России.
В Китае на девятый день девятого лунного месяца (приблизительно середина октября) приходится еще один массовый праздник поминовения предков-Чунъян, или Праздник двойной девятки.
В культуре Индии есть особый период питри-пакша (в конце сентября-начале октября), специально предназначенный для проведения обрядов в честь предков.
Анализируя эти данные, и не забывая о привязке сроков осеннего почитания предков к лунным циклам, можно с уверенностью считать самым благоприятным временем для этого ущербную Луну октября-ноября вплоть до самого новолуния.
Очень вряд ли такие параллели из самых разных культур случайны.
Также это не свидетельство неких мифических культурных смешений и взаимного влияния, но явный намек на наличие неких архетипов, лежащих в фундаменте основополагающих вопросов формирования традиционных, не книжных религий. Принципов, которые постигались не анализом каких-либо источников(их тогда еще не существовало вообще), но прямым путем от духов и Богов.
Хотя в возможность этого и тогда, и особенно сейчас множество людей, провозглашающих себя язычниками, не верит, даже не задумываясь, что этим они делают бессмысленным все, что они в языческом плане делают и говорят.