Каждый глава семьи-жрец в своем роду, а его жена-жрица.

Глава семьи по-старорусски… Для многих сейчас это звучит синонимом некоей патриархальной диктатуры, даже деспотии лица, имеющего такой статус, по отношению к остальным.

Этот уклад ломали, и вполне даже успешно.

Сейчас даже сам статус семьи, как своего рода внутриродовой общины, союза родичей обесценен до крайности.

Сперва мотивация:

«Тебе что, так важна эта строчка в паспорте?»

А затем, после нескольких безуспешных попыток наладить взаимопонимание между двумя воинствующими эгоизмами:

«Мы не сошлись характерами. Пока, ничего личного, мы чужие люди»

Безусловно, строчка в паспорте-это действительно всего лишь формальность.

А с другой стороны-хоть какой-то шаг, подтверждающий серьезность намерений, не позволяющий через неделю из-за недосоленного супа перейти на «давай до свиданья».

Заключая брак, люди должны понимать, что твое вчерашнее «я» теперь стало «мы».

Быть готовыми меняться, учиться согласию.

Это мы про современное общество.

В старину же было куда суровей.

Семья, род были даже не «ячейкой общества», а элементарной средой выживания.

Бессемейный мужчина в народном представлении-третий сорт.

Семейный, но не имеющий статуса хозяина- второй сорт.

Альфа-самцом был семейный хозяин, большак.

Если он был глуп и ограничен-то старался удовлетворить свои низменные потребности и самоутвердиться за счет этого.

Если мудр-осознавал, что берет на себя ответственность уже не только за себя, но и за всю семью. Перед людьми, и самое главное-перед Богами.

Российский филолог, фольклорист, антрополог, доктор филологических наук С.Б. Адоньева интересно пишет о терминах, характеризующих различные возрастные классы мужчин и женщин на Руси, сохранявшиеся местами почти до последней четверти 20 века:

«Эти слова обозначали не физический возраст, вернее не только его, но целую область правил, представлений и отношений, которые подразумевались за таким определением.

В отношении мужчин: парень (от рождения до женитьбы), мужик (от женитьбы до самостоятельного хозяйствования), сам, хозяин, большак (с момента обретения собственного дома и хозяйства и до смерти).

Бобыль – одинокий старший мужчина, по какой-то причине не имевший семьи и детей, например – отставной солдат.

Этот статус был экономически и социально ущербным: земельные наделы выделялась на количество мужских душ в семье. Отсутствие земли и семьи определяло низкий «моральный» статус бобыля среди прочих мужиков-хозяев.

Поэтому практически всегда бобыли имели какое-то еще занятие – плетение корзин или сетей, промысел, ремесло, кроме работы на земле, поскольку ее малое количество не могло его прокормить. Знание ремесла, а также, зачастую и ворожбы, — компенсационная тактика бобылей.

Женские возрастные определения таковы: девка/девушка (от рождения до замужества), молодка/молодая (от замужества до первого ребенка или до первой дочери) баба (замужняя женщина, но не хозяйка в доме), большуха, хозяйка «сама»

Большухой женщина становилась при выходе мужа на большину, смерти свекрови или же – когда свекровь передавала большину одной из невесток в случае своей физической немощи. Тогда большаком оставался свекр, а хозяйкой – жена старшего сына.

Большаками и большухами становились тогда, когда семья выделялась в отдельное хозяйство.

Например (картотека Псковского областного словаря, записи 1960-70 гг.):

«Большуха – сынова мать, пака не умрёт. Большанить будет сынова жёнка»

«Свекровки нет – сразу за большуху»

«Я первый год стала большухой, полной хозяйкой. Свекровь умерла и стала большухой»

Социальной задачей молодого мужчины-мужика было завоевание признания в среде мужиков, дабы постепенно быть принятым в состав деревенского схода.

Сход – коллегиальный управляющий орган деревни, состоявший из хозяев-мужчин.

Важно понять и характер психологических отношений внутри этой группы.

«Парни» одного поколения, одной «ватаги», обретая с возрастом в статус хозяев, остаются «парнями» друг для друга. Их объединяет общее прошлое – гульба, драки, призыв. У старших мужчин – отцов — они учатся ответственности и принятию решений.

В мужских местах и в мужском общении — на рыболовном промысле, артельных работах, строительстве, в банях и на пивных праздниках — они набирают хозяйственный и социальный опыт.

Отцы-большаки несли полную ответственность перед миром – государственной властью и общиной — за поведение всех членов своей семьи, а также за материальное состояние семьи.

Большаки заботятся как о семейном благе, так и о благе социальном: сход отвечает перед властями за сбор налогов, распределение земли, отправку на военную службу и пр. Условием благополучия общины было разумное и компетентное поведение домохозяев.

Характер ответственности распределялся следующим образом. Парень отвечает за себя и за свою «шатию» перед отцами и матерями общины. Девушка отвечает за свою «честь» перед родителями.

Женатый мужчина отвечает за свою работу перед сходом и за себя и свою жену – перед отцом и «обчеством». Хозяйка была подотчетна большаку и только, сфера ее ответственности – семья-дом.»

«Большак-название главы русской крестьянской семьи в XVIII -XIX вв.-продолжает тему замечательный российский историк и этнограф, доктор исторических наук М.М. Громыко.- Его положение как главы в религиозно-нравственном, хозяйственном и даже административном отношении признавали все члены семьи, община и даже власти. Из таких глав каждой семьи, а следовательно, и хозяйственного двора, состояла сходка общины.

Большаком, как правило, становились по праву старшинства. Самый старший мужчина в семье мог передать свои права другому члену семьи.

Повсеместно было принято, чтобы большак управлял всем хозяйством, отвечал за благосостояние семьи. Он решал вопросы купли и продажи, ухода на заработки, распределения работ в семье.

Разумный глава хозяйства обычно советовался по существенным вопросам со всей семьею или с кем-нибудь из старших.

Вот как об этом рассказывали в 1897 в Заднесельской вол. Вологодчины: большак “поступает самостоятельно, но почти всегда советуется предварительно с некоторыми членами семьи, особенно в важных вопросах. С кем “посоветать” в данном случае — на воле большака, но, разумеется, преимущественно со старшими в семье”

Большак имел право, по крестьянским представлениям, выбранить и выговорить за леность, хозяйственные упущения или нравственные проступки.

Корреспондент из Брянского у. Орловской губ. писал, что хозяин обходится со своими домашними строго, повелительно, нередко принимает начальственный тон. Разумеется, многое зависело от характера главы и общего духа, сложившегося в семье.

С вечера большак распределял работы на следующий день, и распоряжения его подлежали неукоснительному исполнению.

“Каждое сложное семейство повинуется одному хозяину (по-здешнему — большаку), а женщины, кроме хозяина, еще и хозяйке (старшей из них — большухе)”, — сообщалось в описании с. Давшино Пошехонского у. Ярославской губ. в 1849. “Все в семействе твердо знают и опытом научены, что для счастья семейства необходимо, чтобы все повиновались одному старшему, умнейшему и опытнейшему в семействе, от которого бы зависели все хозяйственные распоряжения. Поэтому где нет отца, там с общего согласия членов семейства выбираются в большаки или дядя, или один из братьев, смотря по разуму, опытности и расторопности, так что иногда младший летами берет преимущество над старшими, без обиды для них”.

Крестьянские представления о семье и соответствующие обычаи обеспечивали реакцию на неблагополучное положение в хозяйственных и др. делах.

Если старший или выбранный вместо него мужчина плохо исполняет свои обязанности, то сама семья либо община смещают его.

“Если семья недовольна своим большаком, если последний запивает горькую, если он “испорчен” и ведет хозяйство нерадиво — семья собственным коллективным усмотрением ставит на его место кого-либо другого из своих членов, а в случае спора прибегает к миру (общине. — М. Г.), который негодного большака сменяет”, — сказано в записях обычного права у русских на Алтае в к. XIX в.

В материалах 1870-х Тульского у. отмечается назначение самим “обществом” нового большака в семье в случае неисправности отправления старым обязанностей перед миром.

В ответах жителей Владимирской губ. указано, что мир мог лишить большака его прав за пьянство, расточительность, либо нерадивость; сход делал это по совместному ходатайству членов семьи.

Иногда большака оставлял волостной суд. В целом, обиженные большаком или большухой могли найти защиту у мира и волостного суда»

da4wule4etq

Разумеется, как видно из вышесказанного, имели порою место и перегибы власти большака, произвол, снохачество и тому подобное. Но ни в коем случае не стоит считать это общепринятой практикой.

Большак, вожак небольшой человеческой стаи имел право требовать исполнения своих приказов потому, что обратное могло причинить ущерб благополучию, статусу, а то и жизни семьи или отдельных ее членов.

Но часто забывают главное.

Большак-не просто вождь семьи, но еще и жрец, равно как большуха, в свою очередь-жрица.

Из источников мы можем почерпнуть хоть и скудную, но не допускающую разночтений информацию о том, что подавляющее большинство обрядов годового цикла вершилось в домашних условиях, семейно, без необходимости идти на капище либо приглашать жрецов, волхвов, ведунов.

Нынешним язычникам, часто способным лишь стоять столбом и слушать языческое духовенство, это не худо было бы взять на заметку.

Большак, глава семьи должен не только уметь решать социальные вопросы, заботиться о достатке и чесать свое Эго брутального бородатого Мужчины, но и уметь проводить обряды, знать традицию, наставлять в ней остальных домочадцев, а также нести ответственность за допущенные по его вине и недосмотру их проступки перед Богами.

Это напрямую видно из источников. Уже упоминаемая М.М. Громыко пишет(правда, уже о христианском периоде, но смысл от этого не меняется):

«Хозяин-большак читал молитву перед общей едой семьи, а также общесемейные молитвы по особым случаям — перед праздником, перед началом сева и пр. Он следил за соблюдением постов в доме и нес ответственность за духовно-нравственное поведение. Общие женские работы начинали выполнять только после молитвы большухи. Старшая из женщин крестила оставляемую на ночь воду и всю пищу»

Вспомним и поучения «Домостроя»:

«Если муж сам того не делает, что в этой книге писано, и жены не учит, и слуг своих, и дом свой не по Боге ведет, и о своей душе не радеет, и людей своих правилам этим не учит, и он сам себя погубит в этом веке и в будущем, и дом свой, и всех остальных с собою.

Если же добрый муж о своем радеет спасении и жену и чад своих наставляет, также и слуг своих всякому страху Божию учит и законному христианскому жительству, как здесь написано, то он со всеми вместе в благоденствии и по-Божески жизнь свою проживет и милости Божией удостоится».

«А пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих всеми силами: обеспечить их и воспитать в доброй науке, учить страху Божию и вежливости, и всякому благочинию, а со временем, по детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отцу-сыновей, а матери-дочерей, кто к чему пригоден, какие кому Бог способности даст…

Если же дети согрешат по отцовскому или материнскому небрежению, о таковых грехах сами родители ответ дадут в день Страшного Суда. Если дети, лишенные наставлений отца и матери, в чем согрешат или зло сотворят, то и отцу и матери с детьми их от Бога грех, а от людей укор и насмешка…»

Вот так вот-если дети и не отвечают за родителей, то родители за них перед Богами-очень даже. На то они и большак с большухой.

Вообще, некий языческий аналог «Домостроя», созданный из слияния традиции и современных реалий, был бы бесценным подарком всем интересующимся от лидеров языческого движения…а не только лишь извечное «бла-бла-бла, я вычитал в новом источнике вот эту интересную штуку»

95uffinlemw

Поиск

Журнал Родноверие