Евгений (Вуковой) Васильев 1976 года рождения, образование высшее (Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия, ветеринарный факультет), заведующий отделом редакции газеты «На земле починковской». Жрец нижегородского отделения «Сообщества Языческой Традиции ‘’Алатырь Духа”»:

– Как и многие из моего поколения, я вырос на сказках-и русских народных, и на сказках народов мира. Даже ребенку понятно, насколько лучатся эти произведения чем-то изначальным, исконным, пробуждающим в душе веру в вероятность невероятного, в то, что человек способен добиться справедливости, изменить жизнь к лучшему своей собственной волей, смелостью, сноровкой, мудростью. От сказок веяло в то же время какой-то…недосказанностью. Они ощущались как осколок чего-то бесценного, не способный, однако, выразить всю полноту утраченного целого. Чуть позже я познакомился с мифами и эпосом. Вроде бы те же сказки, но в то же время-не те. В мифах не всегда бывает счастливый конец-как и в жизни. Здесь все куда сложнее-отношения людей друг с другом, с окружающим миром. А еще здесь напрямую, а не завуалированно, как в сказках, действуют высшие силы, с которыми человек может общаться. Я буквально до дыр зачитывал древнегреческие мифы, вдохновлялся скандинавскими сагами, прочел детскую адаптацию «Махабхараты» и «Рамаяны». Но уже тогда удивляла непонятная особенность. Если сказки были как русские, так и народов мира, то в плане мифов все обстояло слишком однобоко. Только-нардов мира. И попытка выдать за мифы славян былины-бесценное культурно-историческое наследие наших предков-все же даже для школьника не выдерживала никакой критики. Где славянский Зевс, спешащий разить молниями славянского Тифона? Где неотвратимость славянского Рагнарека? Где, в пику сонмам богов других народов-боги славянские? Складывалось впечатление, что у меня и всех моих соотечественников…что-то украли.

Конечно, кое-где в летописях и учебниках звучали скупые, укладывающиеся в две-три строчки сведения о славянском язычестве, звучали имена Перуна, Велеса…Крошки от великого священного каравая славянской веры. Из-за серьезного информационного голода, особенно ощущаемого в сельской местности, складывалось впечатление, что огромный пласт духовного наследия утерян безвозвратно. Почему-то многократно завоевываемые другими народами греки, скандинавы в своих холодных фьордах сохранили свою мифологию. А «великие славяне» все расточили. Так Иван стал дураком. Можно сколь угодно винить в этом Владимира, церковь и кого угодно еще, но ответ ясен: это менталитет такой. Подавляющему большинству наших соотечественников и тогда, как и сейчас, легче и спокойнее вообще не задумываться о духовности. Лишь бы тепло, светло, сытно, корова доилась, барин налогами не сильно давил, а симпатичная соседка намеки понимала. А те великовозрастные дитятки, что все же почувствуют признаки потребности в духовном, сразу тянутся губами к первому попавшемуся, что назойливо суют. К тому, что ближе. К соске-пустышке в форме крестика. Успокоились, зачмокали, и никакого духовного поиска истины не нужно. О чем вы, право?..

И я, как и каждый (кто не найдет смелости признаться в этом-слукавит) мог бы в итоге стать таким же. Но Боги не попустили. Помогла природа, к изучению которой, к общению с ней я всегда стремился всей душой. Вдохновленный этой предвечной Книгой жизни, я стал понемногу изучать духовные традиции и верования. Хочется для красного словца сказать: искал свой Путь. Но нет: я УЖЕ шел по нему. И каждая новая веха приближала меня к цели.

В детстве я не был крещён: у отца на работе вследствие этого были бы серьезные проблемы. Так что крестился я вполне осознанно где-то в девятом классе, когда вновь открылась местная церковь и приехал первый священник. Прочел Евангелие, не найдя, увы, в нем ответом на многие вопросы. А главное, после Книги природы я не мог понять, почему эта, обычная в целом и не столь уж разносторонняя книга должна быть обязательной святыней для всех? Если русский человек не придерживается своих корней, значит христианство для него – не более, чем одна из многих религий, порожденных другими народами. Не панацея и не истина в последней инстанции. Если русский забыл о Перуне и Велесе-уже безразлично, верит ли он в Христа, Будду или африканского паучка Ананси. Все это-привнесенное, чужое. Импорт, в общем.

А главное-не было чувства правильности и естественности христианства. Некий конструкт, созданный для определенной цели. Нет, духовность и в нем присутствует. Но ЭТА духовность не находила отклика в сердце. Просто всех старательно убеждали, что нужно становиться вместе с Христом на сторону добра. Против зла. Подчиняться сочиненным кем-то правилам не ради чего-то, а против чего-то, из боязни чего-то. Понимая это, активным прихожанином я так и не стал)) Отлично помню тот вечер, когда я с двумя друзьями детства пришел в церковь на службу. Чуда никакого не произошло. Но с того дня они начали посещать ее регулярно, и ныне это два действующих священника. А я покинул церковь с легким сердцем. Теперь, общаясь с друзьями, я шучу, что обязан был создать им достойный противовес)) Для баланса. Осознанно придя в христианство, я осознанно оставил его как нечто, мне абсолютно не подходящее. Прочтя на своде крупнейшего в нашем районе храма надпись: « Да святится Бог Израилев», я подумал, что они особо даже и не врут нам, подчеркивая географические границы полномочий своего демиурга. Обманываем себя мы сами… Дошло до того, что при слове «Бог», большинство сразу смотрят в сторону церкви. Когда я, молодой тогда ветврач, приехал работать в деревню(эпатажный, с волосами ниже плеч: заметили все и сразу))), местные бабушки как-то спросили, верю ли я в Бога. Я уточнил: «В какого?» Они были настолько поражены, что даже не обиделись)))

Здесь я немного перескочил события, не упомянув о годах учебы в академии. В компании общажных «авторитетов» я занял своеобразное место «жреца-мага». Отвернувшись от христианства, я уже с куда большим интересом штудировал все доступные мне источники по мистике, магии, различным видам гаданий. И судя по мнению окружающих, результаты применения этих знаний на практике были весомыми. Несколько колод карт Таро я нарисовал вручную и успешно использовал, а о том, что предсказания сбывались, я узнавал порой спустя многие годы. Одна из однокурсниц писала мне потом из Испании, куда уехала, успешно выйдя замуж, сообщая, что все исполнилось в точности. К тому времени я уже и не помнил, естественно, суть того предсказания))) Но она помнила…

Тогда же я впервые познакомился с виккой, которую постигал по замечательным работам Скотта Каннингема. Это был простой, логичный и понятный любому рассказ о том, что магия-не есть что-то искусственно созданное и сохраняемое, запертое в древних книгах заклинаний, родовых кланах колдунов и прочем. Магия постоянно присутствует и рождается здесь, в этом мире, вокруг нас и в нас самих. А еще я понял, что корни любой магии-в язычестве. Даже если представители некоторых магических школ позабыли об этом. Для мага-неязычника магия всегда будет неким инструментом. Для мага-язычника-естественной составляющей самой жизни.

Работа ветеринарного врача, когда Смерть и Жизнь часто находятся в твоих руках, и ты делаешь тот или иной выбор, чувствуя и переживая все происходящее не только на физическом плане бытия, также внесла важный вклад в формирование моего мировоззрения. Смешно, но факт: Смерть пугает людей главным образом опасностью своего прихода. Когда полностью осознал, что Она всегда здесь и никуда не уходила-страх исчезает, как дым.

Общение с природой, работа и опять же(теперь в хорошем смысле) скудность источников стала причиной того, что я, слава всем Богам, не хлебнул приторного яда «Славяно-арийских вед», не влип в паутину Хиневича,Трехлебова, Левашова. От слова «совсем». Многих, очень многих эта трясина засасывает и отпускает очень неохотно. Люди превращаются в фанатичных зомби, программируемых и полностью утрачивающих способность мыслить критически и адекватно. Немного почитал Сидорова. Мозги взмолились о пощаде. Если после крох адекватности автор вдруг семь раз все переворачивает с ног на голову на основании своей полной безосновательности))-это тяжелый случай. Так что эта «инкарнация Гора» точно не для меня.

А вот на чем в свое время я залип-так это Александр Асов. Сейчас я давно уже понял смехотворность и наивность его измышлений, его сочиненные сказки о Богах под видом обретенных древнейших источников, его попытка повенчать язычество с христианством. Но скажу откровенно-я благодарен ему. За одно то, что Асов помог мне понять, что то, о чем я думал, как о навеки утраченном-не было утрачено бесследно. Есть, помимо придуманных, и подлинные источники, по которым возможно попытаться воссоздать духовную суть язычества. А главное-осознать то, что Боги никуда не ушли и тем более не переживают, что о Них забыли. Они всегда есть и будут в природе, со мной, в моем сердце, в моей истинной Сути.

Немного зацепила меня в свое время и идея о том, что «все в мировой истории-наследие славян». Глупо, амбициозно, смешно, ничем не обоснованно. Но так хотелось верить… К счастью, и эта иллюзия рухнула и разбилась о правду.

В книге Елизаветы Дворецкой я впервые нашел упоминание о волхве Велеславе: выдержки из его славлений со ссылкой на автора там вплетались в повествование. С тех пор, нырнув в Интернет, я искал все возможные его произведения. Велеслав, сам того не ведая, стал моим первым и главным учителем язычества-не только в плане обрядов, традиций и прочего, но истинной его сути. Любых слов недостаточно, чтобы передать всю степень моей благодарности этому человеку, поскольку теперь я не могу себе представить свою жизнь без всего того, что оживляет и наполняет ее сейчас. Именно Велеслав открыл для меня дверь в мир живых, не придуманных Богов. При личном дружеском общении с Велеславом и его супругой Витославой я понял, что подлинная мудрость- к тому же проста и искренна, чужда апломба и высокомерия, свойственного иным невежественным «всезнайкам». Они прозрели Вещим сердцем Явный мир и то, что за Кромкой. А потом шагнули еще дальше по своему вечному Пути.

Долгое время я, как белка, собирал запас полезной практической и теоретической информации об обрядах и радениях язычества. Искал единомышленников, которые на первых порах не слишком-то искались. Мне казалось, что я уже знаю немало всего. Но никакого смысла в этом по-прежнему не было! Нужен был решительный шаг от слов к делу, и я совершил его однажды на Коляду. Провел первый самостоятельный обряд, принес первую требу. Яркость и живость всего того, что произошло тогда на рассвете, не смогли стереться даже с годами, после многих и многих обрядов, также отмеченных чудесами. Тогда меня УВИДЕЛИ. Дали понять, что я ИМ интересен. Наделили своеобразным кредитом доверия. Я понял, что все мои «знания»-лишь шелуха, из которой сегодня пророс живой росток. С того времени изменилось ВСЕ-образ жизни, мышления, восприятия мира. Возвращение в христианство или переход в любую другую «книжную» религию стал в принципе невозможен-как никогда не вернется познавшая восторг полета птица вновь в яичную скорлупу. Многое стало предельно ясным и понятным. А еще-я почувствовал ведущую руку Богов, Их поддержку и помощь. Примеры здесь приводить бессмысленно: ведь вещественных доказательств того, что мне и так ясно, существовать не может. Кто не поверит- пусть не верит.

Судьба свела меня с Твердем, с которым совершено вместе уже немало, но впереди еще больше, не сомневаюсь. Вместе мы провели много обрядов, посетили много почитаемых с древности мест, важных для язычников как в культурно-историческом, так и в духовном смысле. Выставленная однажды в сеть фотография с празднования Марина дня обратила на нас внимание известного сейчас в языческих кругах колдуна-практика Алексея Темногора, предложившего создать новое сообщество, направленное на развитие и применение языческих колдовских традиций. Это было время познания нового, обретения практического опыта, и вспоминается оно с глубокой признательностью и уважением. А главное-в этот период встретились и подружились те, кто впоследствии, после выхода ввиду некоторых существенных разногласий из состава прежнего сообщества, основали «Алатырь Духа». Друзья, ваша поддержка, душевная теплота, сам факт, что вы есть, пусть и далеко разбросаны по карте страны-неоценима и невыразима словами.

Сказать, что я открыл все тайны и прозрел всю суть, я по-прежнему не могу. Я продолжаю это постигать, и это безумно интересно! С каждым днем мир открывает для меня все новые и новые грани, заставляя радоваться, как ребенка. Я продолжаю учиться. Этот процесс, определенно, будет продолжаться всю жизнь. На данном пути я встретил замечательных, мудрейших людей, которых также считаю за честь назвать друзьями. Среди них Светозар Рыжков, Пересвет Болтенков, Вячеслав Тарасов. И это опять-таки не ради красного словца, не ради лести. Те, кто действительно в теме, давно переросли подобную суету. Просто-сердечное признание заслуг людей, которые не только многое поняли сами, но также помогли сделать это другим.

Свое переосмысление языческой традиции в плане применимости ее в современном мире, результаты духовной и обрядовой работы я воплощаю в серии статей, которые можно прочесть на информационных ресурсах «Алатыря Духа» ВК, ИГ

Сейчас наше сообщество на пороге новых свершений, начинает воплощать в жизнь новые проекты и планы. Да будет так! Дорогу осилит идущий. Даже если она уходит в Вечность…

Наверное, все же стоит написать статью, почему я выбрал для себя язычество. Это будет объективный ответ в первую очередь тем людям, кто знает меня лично и недоумевает, как общественно и социально активный человек, не сказать, чтобы особый маргинал и недоумок, может верить в «это вот все». А возможно, и еще кому-то будет интересно. В общем, попробую по пунктам, без долгих вступлений. И так в двух словах точно не получится.

Формирование язычества как религии в современном российском обществе все никак не может перестать хромать то на одну, то на другую ногу, не задумываясь о том, что нормально идти и тем более дойти до намеченной цели таким образом не получится.

Пережив период массовой атаки на умы авторских псевдоязыческих учений Хиневича, Трехлебова, Левашова и подобных им деятелей(они популярны и поныне, однако сейчас у них хотя бы начинает формироваться адекватная и серьезная альтернатива), языческое сообщество сейчас довлеет к другой крайности.

Опасаясь нового массированного налета на языческое сознание каких-нибудь виман со славяно-ариями откуда-нибудь с Сириуса, исследователи погрузились всецело в штудирование, разбирание по полочкам и анализ всех доступных источников, так или иначе хоть косвенно связанных со славянским язычеством-исторических, археологических, этнографических, фольклорных и прочих.

Часть 1

Ни в коей мере не пытаясь объять необъятное на непаханой целине современной славянской языческой теологии, хочется особо заострить внимание на ее богооткровенном варианте, на возможности получить необходимые знания о интересующем нас в плане религии непосредственно из первоисточника.

Сама фраза эта вполне может сразу навлечь на автора гневные отповеди, а между тем отрицание возможности этого равносильна признанию, что все проводимые нами обряды-в большей или меньшей степени аутентичные-имеют не больше духовного смысла, чем ролевые игры толкиенистов, а все звучащие славления, молитвы и призывы просто летят в пустоту.

Тогда славянское язычество-просто научная(или не научная, где как) реконструкция старинных действий наших предков, не более того.

Всем известно выражение «раб Божий».

Формулировка данной фразы известна нам из христианства, причем не самого раннего.

В евангельских текстах Христос людей так не называет.

Это ЛЮДИ начинают именовать себя подобным образом. Данную тему мы еще рассмотрим, а пока зададимся простым вопросом: а когда человек стал рабом Высших Сил?

Обратим внимание на следующую, очень характерную тенденцию в язычестве. Традиционно язычество-это почитание многих Богов.

Как уже говорилось, чаще всего, говоря о язычестве, человек говорит о его «светлой» или «темной» стороне, выбранной им. Почитать и понимать ВЕСЬ Мир, а не какую-то его часть-задача для многих неготовых невыполнимая.

Совсем немного уже остается до часа летнего солнцеворота, праздника для большинства язычников, не обязательно славянской традиции одного из важнейших и величайших.

В этот период называть себя язычником и хоть в малой степени не приобщиться к этой мистерии-немыслимо.

Любителям укорять и даже недобро издеваться над людьми, искренне стремящимися душой к Богам и природе, за их якобы плохое знание традиции и не соответствие самим критикам еще плохо понятным и невнятным «исконным канонам» посвящается эта притча из числа народных легенд хоть и другой конфессии, но ведающему будет, как говорится, достаточно, чтобы понять, что отхождение по неведению от традиции не всегда означает отхождение от Богов.

Когда говорят о славянском язычестве, как о некоем сокровенном наследии предков, некогда утерянном и ныне восстанавливаемом по источникам, чтобы уверовать бездумно, не пытаясь прозреть пытливым умом за пределы видимой примитивности многих обычаев, всегда хочется спросить: а что, собственно, из действительно необходимого нам из завещанного предками мы потеряли?

Очень часто Ярила рассматривается как один из «сезонных» Богов Солнца, а именно-Солнца весеннего. С этим нельзя не согласиться, но такой узкой «специализацией» Ярила отнюдь не ограничивается.

В более широком смысле Ярила-это Плодородие, Репродуктивная Сила всех живых существ, а также связанные с этим действия, страсти и эмоции. Это неистребимый инстинкт продолжения рода, порой вопреки всему, даже смерти.

Поиск

Журнал Родноверие