Обращение полабо-балтийских славян (впрочем, не только их одних) в христианство было тяжёлым и чрезвычайно кровавым:

«Ср., например, воззвание к Крестовому походу против балтийских славян 1147 г. (§ 6) авторства Бернарда Клервосского (пер. с лат. А.С. Досаева): „Ещё мы всячески запрещаем то, чтобы они [т.е. крестоносцы] по какой-либо причине заключали с ними [балтийскими славянами] мир, — ни ради денег, ни ради дани, — до тех пор пока с божьей помощью либо их [языческие] обряды, либо [сам этот] народ не будут уничтожены“ [Cod. dipl. Mor., T. 1, No 274, p. 254]. Это сообщение, видимо, цитируют „Магдебургские анналы“, сообщая о крестовом походе „против язычников, обитающих к северу, дабы либо подчинить их христианской религии, либо, с помощью Божией, полностью истребить“ [Ann. Magd., a. 1147, p. 188]. Невозможно отрицать насильственный характер крещения целого ряда сообществ балтийских славян, и, например, „Жития св. Оттона Бамбергского“ дают этому многократные подтверждения. Ср. у Саксона Грамматика об истреблении поморян: „Воистину, разве могли мы тогда принести какую-то другую, более угодную, для Всемогущего Господа жертву, чем та, во время которой погибли те, кто ему противился?“ [Saxo Gram. 16.5.2]. Эти примеры в отношении балтийских славян-язычников можно продолжать. Подобным образом действовали поляки и в отношении пруссов, ср. указ Болеслава Кудрявого (сына Болеслава Кривоустого): „тому, кто изберёт религию по христианскому обряду, даруется абсолютная свобода, и тот не потерпит никакого ни личного, ни материального ущерба, кто же не отвергнет нечестивого обычая предков, без промедления будет подвергнут тяжкому смертному наказанию“ [Vinc. Kadl. III, 30:14, p. 126]; ср. в „Великопольской хронике“: „кто не отвергнет языческого обряда, да понесёт наказание — смертную казнь с конфискацией имущества. Но принятая ими [пруссами] религия тем менее сохранялась, чем более их принуждали“ [Chron. Pol. maior. 33, p. 54]. Ян Длугош, пытаясь сгладить данные предшественников, позже писал о других условиях для пруссов: или обращение в христианство, или рабство [Dlug. V, a. 1164 (T. 2, p. 63)]; однако в сюжете крещения Польши князем Мешко (Мечиславом) в 965 г. сообщал (пер. И.В. Дьяконова): „по строжайшему указу польского князя Мечислава и с общего согласия всех баронов и дворян Польши идолы были сокрушены, истуканы и святилища ложных богов преданы пламени, а их служители наказаны лишением всего имущества и отсечением головы <...>, всех волхвов, предсказателей, авгуров и оракулов Мечислав, князь Польши, упразднил и стёр с лица земли“ [Dlug. II, a. 965 (T. 1, p. 116)]. Ср. воспоминания о крещении у датчан в „Саге о йомсвикингах“: „или их тотчас убьют, или они должны принять праведную веру и крещение“ и т.д.»

[Жизнеописание Оттона 2021. С. 532–533 (сноска № 3)]

Жизнеописание Оттона 2021. — Жизнеописание Оттона Бамбергского в церковных сочинениях и преданиях / Пер. с лат., исслед. и коммент. А.С. Досаева и О.В. Кутарева. СПб.: Дмитрий Буланин, 2021

Видео

Лекция школы "Русская Традиция" от 13.06.2009

[видео]

Алексей Почерников — Введение в геомантию

Лекция школы "Русская Традиция" от 03.10.2009

[видео]

Велеслав — Родноверие. Основы миропонимания

Поиск

Журнал Родноверие