Осмелюсь предположить, что язычники прошлого воспринимали недопустимое поведение в отношении их богов вне каких-либо понятийных рамок о преступлении или святотатстве. Покусившийся на богов — покушается на традицию их почитания, на весь смысл и уклад жизни целой цепи поколений, порядок бытия, вмешивается в замыслы Творения, посягает на Первопредка, а значит и на всё человечество в понимании язычника.

Посягнувший на традицию богопочитания — уже не человек, а сущность, разрушающая само Мироздание, а потому эта сущность должна исчезнуть. Так что богохульство в отношении языческих богов нельзя уравнивать с современными представлениями о оскорблении чувств христианских верующих. Осмеливающиеся внести беспорядок и осквернившие традицию в былые времена вряд ли жили долго. И наказание приходило от богов, но через людей.

Попробуйте, к примеру, осквернить священное место каких-то НЕновоязычников! Просто приехать к любому народу\племени, живущему традиционным укладом и, условно говоря, плюнуть в их сакральную традицию, в лики их богов, духов, предков! Расспросите любого серьезного этнографа, фольклориста, путешественника о «можно» и «нельзя» в случае таких визитов. Местные не будут читать вам лекции о принятых здесь рамках разумного и дозволенного, куда и почему можно или нельзя сунуть свой любопытный нос, запустить руки, в чём можно поучаствовать. Всё без популярных объяснений. Максимум обозначат допустимые пределы, переходить которые нельзя. Вы можете даже не понять толком как и чем недопустимо вмешались и нарушили связь людей с их богами. И наказание за нарушение этих границ будет зависеть от цивилизованности сообщества и его понимания степени оскорбления традиции. Традиции, напомню, где сакрально-мифологическое протекает неразрывно от общественно-социального. И в данном случае «осквернить» и «оскорбить» — слова-синонимы.У новоязычников всё обстоит несколько иначе.

Часть их разумом понимает логику предков, другая часть по-прежнему высшей степенью богохульства считают мысль о том, что языческих богов можно как-то оскорбить. По логике вторых, боги как первооснова и сама причина бытия настолько выше мелочной человеческой возни, что повлиять на них негативно никак невозможно. Но если обидных и скверных человеческих слов и действий боги не слышат, не замечают, не понимают, то с чего бы им вообще внимать человеческим славлениям, почитаниям и просьбам? Боги избирательно глухи и слепы к плохому в отношении себя, но отвечают на хорошее?

Как правило такие язычники и их понимание богов начисто вырваны из народно-традиционного контекста, из цепи преемственности поколений разных, порой абсолютно непохожих людей. Между человеком и его предками существует какой-нибудь провал в виде современной идеологии. Это может выражаться в приверженности какому-то политическому строю, книжному оккультизму и эзотерике, защите экологии, некой высокой философии, поискам исторической правды, «разоблачению» христианства. За всей этой многослойностью новоязыческих идей всё народное начинает видеться чем-то низким, плебейским, с налётом массовости и культурной безвкусицы. То есть свои же предки вычленяются из «бескультурной» массы, ментально отсекая человека от народной традиции. Поэтому боги многих новоязычников оторваны от предков дня вчерашнего и существуют где-то там, где оскорбить и осквернить их ничто не может. Доходит до того, что новоязычники отказывают в язычестве другим на смешных обстоятельствах. Из недавнего:

«...разумеется каждому-своё. Язычник должен поклоняться Богам! А реконструктор не должен отходить от швейной машинки...»

Получается, что язычник — это такая безусловная «элита» в тогах и лавровых венках на пьедестале среди толпы недостойных, призванная лишь говорить с богами и о богах. В общем, с их богами полный порядок — ни задеть, ни осквернить, просто философствование об истине, «просто бизнес, ничего личного».

Допустим, я могу спокойно выслушать плохое про постороннего мне чужого человека. Глазом не моргну, выслушав от христиан общие фразы, что все язычники — недоумки, а их боги — лесные трухлявые пни. Но репутацию, честь и достоинство близкой мне личности (хоть Бога, хоть человека) я буду отстаивать, даже если сама личность не слышит, не понимает, не знает, не обращает внимания на оскорбления. Проще говоря, некто, понося близкую мне личность (или сверхличность), оскорбляет не столько её, сколько мою дружбу, родство, связь с ней. Поэтому логика, что если богов можно задеть за живое, то их можно и отменить — сомнительна. На деле — если через оскорбление богов нельзя задеть вас, значит для вас они давно мертвы. Вы их уже отменили. И отношения с богами у вас как отношения с правительством РФ — никакие: не важно как его материт сосед, по телевизору то скажут, что всё путём. И то и другое не имеет веса и смысла.

Язычника, связь с богами которого невозможно задеть, обесценить, унизить — в плане его веры любая обусловленность к стенке прижмёт. И следующая стадия в отношении традиции — малодушие. Какая разница осквернит кто-то капище или нет? Боги ж выше этого! И плевать, что кто-то превратит сакральное место в шашлычную с пепелищем или сортир!? Или можно, например, в силу обстоятельств «понарошку» отказаться от любых богов и убеждений, по-христиански «мудро» мотивируя всё тем, что боги сами усмотрят правду и разберутся. Не, так не бывает. Правду о тебе скажут, возвысят или опрокинут тебя боги через традицию, через людей. Так что любая нормальная реакция человека на оскорбление традиции почитания его бога\богов будет сродни реакции на оскорбление родителей и предков вообще.

Словом, совершая святотатство, человек оскорбляет всю социально-религиозную лестницу традиции, весь род, единообразие и подобие всех живых и поколения уже ушедших людей вплоть до первопредков, ведущих как правило своё родоначалие от богов или имеющих с ними прямые или косвенные связи. Простая логика говорит, что нет смысла чтить кого-то, с кем не испытываешь духовной, родственной близости, к кому не имеешь чувственных привязанностей. А с учётом того, что славянские новоязычники и сейчас нередко именуют себя детьми, внуками богов и признают их старшинство над собой, то как можно имея уважение и почитание не защищать честь Родителей? Если говорить об уважении к старшим, то в более в широком смысле это уважение к богам. И как можно просить покровительства и защиты — не давая их?! Если язычнику плевать на всё это, то... Сами делайте выводы о таких «истинно верующих».

Видео

Поиск

Журнал Родноверие