Святилища балто-славянской тушемлинской культу­ры представляли собой горизонталь­ные, тщательно выровненные и утоптан­ные площадки диаметром 5-6 м. В цен­тре каждой такой площадки была глубо­кая яма, диаметр которой достигал 0,5 м при глубине в материке до 1 м. В такой яме устанавливался вертикально массивный столб. Точно по окружности пло­щадки располагалась неглубокая канавка, в которой были почти слившиеся друг с другом ямки от столбиков меньшего раз­мера или расколотых плах.

Они составля­ли довольно плотную ограду вокруг площадки и центрального столба, который, несомненно, представлял собою какое- то божество в виде деревянного идола. Столбики, расположенные по перимет­ру в канавке, могли иметь также ка­кое — то культовое значение. Большая плотность и утоптанность площадки свидетельствуют о частой посещаемости святилища людьми.

Среди изученных городищ-убежищ со святилищами в пределах Смоленской земли лучшую сохранность имели остат­ки святилища на городище — убежище Го­родок. Оно представляло собою горизонтальную круглую площадку диаметром 5 м. По краю площадки по кругу были следы ямок от столбиков, плотно примыкавших друг к другу, что образовывало как бы кольцевую канаву. В цен­тре круглой площадки была яма от мас­сивного столба диаметром около 0,5 м и глубиной 0,95 м. Святилище, видимо, один раз перестраивалось на одном и том же месте. Первоначально оно имело фор­му не совсем правильного круга при раз­мерах С — Ю — 5,3 м и 3 — В — 5 м. При пе­рестройке канавка и столбики на север­ной стороне были смещены к югу и свя­тилище приняло форму правильного кру­га диаметром 5 м.

На этом святилище была вскрыта уникальная картина:

«В юго-западной части святилища на расстоянии 1,3 м от цен­трального столба, в толще культурного слоя на 0,5-0,1 м над материком, т. е. на уровне древней поверхности, была сдела­на замечательная находка, проливающая дополнительный свет на святилища и ре­лигиозные представления обитателей смоленских городищ-убежищ, здесь бы­ли найдены остатки черепа большого медведя с нижней челюстью, сохранив­шей правильное отношение к черепу... Это обстоятельство представляется нам очень важным: перед нами не просто че­реп, а остатки головы медведя, которая увенчивала, вероятно, центральный столб святилища. Это был идол, вырезанный из толстого древесного ствола и снабжен­ный настоящей медвежьей головой» (см. фото)

Эта находка подтверждает факт по­клонения медведю, который по мифоло­гии населения верховьев Днепра и Запад­ной Двины, включая Прибалтику, зани­мал особое место в языческих представ­лениях и, видимо, составлял особый культ. Нельзя исключать и того, что на данном капище медведь мог быть тотем­ным животным. Его культ как покровителя рода особо почитался, и его изобра­жение составляло основу святилища. Вместе с тем поклонение медведю может указывать и на существование верований и обрядов, связанных с обожествлением животных.

Источник

Е.А. Шмидт. Языческие святилища в Смоленском Поднепровье и Подвинье/Доклад на международной научной конференции, посвященной 75-летию профессора Э. М. Загорульского и 30-летию кафедры археологии и специальных исторических дисциплин БГУ, Минск, 16 января 2004 г.

Поиск

Журнал Родноверие