1. Все высказанные точки зрения на Трояна можно условно разбить на пять направлений: историческое, мифологическое, абстрактное (или метафорическое), компилятивное, негативное. Каждое из названных направлений представлено несколькими точками зрения:

I. Историческое направление, представители которого считают, что Троян:

а) римский император Траян, царствовавший в 98—117 н. э.;

б) римский полководец IV в. Траян;

в) реальное имя русского князя, предполагаемого предшественника Игоря Рюриковича на киевском столе;

г) символичическое прозвание одного из русских князей;

д) «Трояны» (не Троян!) — общее, собирательное прозвание трех русских князей — братьев, княжеский триумвират;

е) символическое название русского княжеского «трехбратнего» рода;

ж) прозвище антского князя Атиллы;

з) имя полководца Олега Вещего — Труана, упомянутого в договоре с греками 912;

и) певец князя Мстислава, живший в нач. XI в.

К этому же направлению примыкают точки зрения, согласно которым прил. «трояня», «трояни» образованы от имени «Троянь» или «Троя» — это либо гомеровская Троя, либо предполагаемая держава V в., объединившая три племени — полян, древлян и русь. Есть также мнение, что упоминаемая в СОПИ Троя или Троянь это: древнее название Киева, Киевской земли и населявших ее полян; название города в земле торков, упоминаемое арабским географом XII в. Идриси, — ныне местечко Трояны возле г. Бердянска; искажённое «Тмуторокань».

II. Мифологическое направление, сторонники которого видят в Трояне. языческое божество, определяют функцию этого бога по-разному:

а) бог солнца;

б) бог луны;

в) бог зимы;

г) бог зла в зооморфном облике змея;

д) бог войны;

е) кузнец подземного металлического царства, наподобие северогерманских альфов-ковачей;

ж) демонический дух развалин, скитающийся по ночам и творящий зло;

з) царь ночи, погибающий от первых лучей солнца;

и) дух тьмы, убегающий от солнца великан — мрак.

III. Абстрактное (или метафорическое) направление, сторонники которого видят в Трояне либо некую метафору, абстрагируясь от той исторической или мифической личности, которая лежит в ее основе, либо эпитет, либо некое абстрактное понятие, напр. «троянь» — три особенности душевные: ум, чувство, воображение.

IV. Компилятивное направление, сторонники которого пытаются совместить две или даже три точки зрения на Трояна. Например, одни считают, что это обожествлённый римский император Траян, с именем которого связались некоторые мифические сказания, другие — что это обожествлённый князь, русский или славянский.

V. Представители последнего, негативного, направления отрицают наличие в СОПИ прилагательного «трояни», читая вместо него другие слова: «бояни», «краяни», «Тмуторокани».

Источник

Соколова Л.В. Троян в "Слове", 1995.

2. В двух русских заговорах («Молитва на свадбу ехати» и «Молитва, тем же молитвам замок свадебный») из рукописи, датируемой XVII в. (Великий Устюг),

появляется любопытный образ царя Трояна: «Здыни же, Боже, ветри за святое море Окиян ко царю ко Трояну по тридевять ключев морских», «Здуни же, Боже, с небесь ветри своим Святым Духом за святое море Окиян, ко царю ко Трояну, по те по тридевят ключей морских святаго моря Окияна и царя Отрояна, и емли ту тридевят ключев святаго моря Окияна и царя Трояна»

Это уникальное свидетельство.

Нет сомнения, что речь идет о том же самом божестве, что упоминается рядом исторических и одним литературным источниками: «то они все боги прозваша: сълнце и месяц, отъ камени ту устроя Трояна, Хърса, Велеса, Перуна» («Хождение Богородицы по мукам»), «и въ прелъсть великоу не внидут мняще богы, многъi Пероуна и Хорса, Дыя, и Трояна, и инiи мнози» («Слово и откровение св. апостол»), «Рища (Боян) въ тропу Трояню чрез поля на горы» («Слово о полку Игореве»)

Но если поучения против язычества вместе со «Словом о полку Игореве» ничего о данном божестве не поясняют (исключая попытку истолковать его в качестве римского императора Траяна), вероятно подробностей попросту не зная, то указанные заговоры могут определенно пополнить наше представление о нем. Поскольку за морскими ключами здесь предлагается обратиться к царю Трояну, следует естественый вывод о его связи с морем. Хранить морские ключи, очевидно, на дне морском, как месте едва ли не самом труднодоступном, уместно как раз морскому владыке. Заговоры, замыкаемые под конец неким умозрительным ключом, зачастую отправляют его для надежности как раз в море-океан, вероятно, перепоручая их, таким образом, владыке вод. Подразумевается, что уже никто без его воли данный ключ достать, нарушив тем самым заговор, не сумеет.

Второй из приведенных заговоров описывает возвращение морских ключей обратно, хотя и без упоминания имени Трояна: «И отпускает те тридевет ключев во святое море Окиян по синь камень во веки веком»...

Если высказанная гипотеза о природе Трояна верна, то прочие упоминания его имени следует отнести к редким примерам, зафиксировавшим образ морского владыки.

Источник

Влх. Богумил. «Морской Царь»: Владыка вод в славянском языческом пантеоне, 2017

15

Троян

О существовании бога Трояна известно только по четырём письменным источникам:

1. В "Хождении Богородицы по мукам", которое известно было в переводе в греческого в XII столетье, имеется вставка, обещающая злые муки верующим в богов Трояна, Хорса, Велеса и Перуна ( "то они все боги прозваша: сълнце и месяц, отъ камени ту устроя трояна хърса, велеса, перуна"). Это русская вставка; в позднейших списках Хождение этой приписки нет, потому что с течением времени память о языческих славянских богах утрачивалась, а потому упоминание о них, как ненужное и непонятное, было излишне" (1).

В "Слове и откровении святых апостол" "упоминаются боги Перун, Хорс, Дый и Троян и инии мнози" (2)

В "Слове о полку Игореве" "упоминаются: 1) Тропа Трояна: " О бояне… аки лы ты сии плекы ущекотал, рища в тропу Трояню, чресь поля на горы"; 2) века Трояна – "были вечи Трояни, …на седьмом веце Трояни"; 3) земля Трояня – "вступила (обида) девою на землю Трояню" (3)

В двух русских заговорах из Великоустюжского сборника начала XVII века: "Здыни же, Боже, ветри за святое море Окиян ко царю ко Трояну по тридевять ключев морских", "Здуни же, Боже, с небесь ветри своим Святым Духом за святое море Окиян, ко царю ко Трояну, по те по тридевят ключей морских святаго моря Окияна и царя Отрояна, и емли ту тридевят ключев святаго моря Окияна и царя Трояна" (4)

(Как пишет Л.Р. Прозоров: " Следует, наверно, подчеркнуть, что обозначение Трояна в заговорах "царем" нимало не свидетельствует в пользу его тождества с римским императором или какими-либо иными земными правителями. В заговорах мы встречаем царя водяного, лесного, огненного, царя Грозную тучу и прочих вполне мифологических персонажей под этим титулом." — прим. В.К.).

2. На Украине 15 селений с названиями: Троян, Трояны, Троянка и т.п. Селения с аналогичными названиями находятся и в Курской области (5).

3. "Трояновы (Змиевы) валы" — древние земляные укрепления на территории Украины (6).

4. "В южнославянском фольклоре Троян — демонический герой, царь с козлиными ушами и ногами, иногда — треглавый: в сербской сказке одна голова Т. пожирает людей, другая — скот, третья — рыбу. В сербском фольклоре царь Троян — ночной демон: он навещает свою возлюбленную по ночам и покидает её, когда кони съедают весь корм, а петухи поют на рассвете; брат любовницы Т. насыпает коням песка вместо овса, у петухов вырывает языки; Т. задерживается до рассвета и на обратном пути его растапливает солнце." (7)

5. "Троян:

- трое коней;

- отец трёх близнецов" (8) или отец трёх сыновей (9).

6. "Трояни — деревянные вилы с тремя зубами" (8).

7. "Троѩ — три, трое" (10).

Литература

(1-3) Н.М. Гальковский "Борьба христианства с остатками язычества в древней руси", 1916 (Т. 1);

(4) "Отреченное чтение в России XVII-XVIII веков", 2002;

(5-6) И. Саратов "Кто построил эти валы ?", 1981;

(7) "Мелетинский Е.М. (гл. ред.) Мифологический словарь", 1990;

(8) Етимологічний словник української мови: У 7 т. / Т. 5: Р — Т. — 2006.

(9) Магомедова (Буштак) И.М. "Из истории происхождения фамилий крестьян Лыщичской волости Стародубского уезда", 2013.

(10) Срезневский И.И. "Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам", 1912 (Т.3).

16

Триглав

"Были в городе Щецине четыре контины (храма) , но одна из них, главная, посвящённая Верховному Богу язычников Триглаву, была сооружена с удивительным старанием и мастерством. Внутри и снаружи она имела скульптуры, выступавшие из стен изображения людей, птиц и зверей, столь соответственно своему виду переданные, что казались дышащими и живущими; краски внешних изображений никакая непогода, снег или дождь не могли затемнить или смыть, таково было мастерство художников. В этом здании, по древнему отеческому обычаю, захваченные богатства и оружие врагов, и нечто из морской добычи или добытого в наземных битвах, согласно закону десятины собиралось. Также чаши золотые или серебряные, с которыми обычно пировали и пили знатные и могущественные люди, здесь хранились и в дни торжеств выносились из святилища. И огромные рога лесных быков, позолоченные и украшенные камнями, для питья, и рога для игры, мечи и ножи, многая драгоценная утварь, редкая и прекрасная видом, здесь хранили для украшения своих богов.

Было также здесь трехглавое изваяние Триглава, у которого глаза и уста закрыты золотой повязкой. Как объясняют жрецы, Главный Бог имеет три головы, потому что надзирает за тремя царствами, то есть небом, землей и преисподней, а лицо закрывает повязкой, поскольку правосудие вершит непредвзято и беспристрастно (в оригинальном тексте: "поскольку грехи людей скрывает, словно не видя и не говоря о них", но я полагаю, что моё объяснение повязки на глазах и устах более соответствует истине, чем пояснение Эбона — прим. В.К).

Кроме того, при контине содержали коня превосходной стати, удивительной величины, тучного, вороной масти и весьма горячего, посвященного Богу Триглаву. Также и седло его, золотом и серебром, дабы приличествовало Богу, украшенное, в одной из контин хранилось главным жрецом. Когда же они собирались в сухопутный поход, на врагов или ради добычи, то имели обыкновение исход дела предсказывать через него таким способом. 9 копий размещали на земле, в одном локте друг друга. Оседлав и взнуздав коня, жрец, которому надлежало заботится о нем, трижды проводил его через лежащие копья туда и назад. Если конь проходил, не споткнувшись и не задев копий, это считали знаком удачи и спокойно выступали; если же наоборот, оставались"

Источники

"Жития Оттона, епископа Бамбергского" (XII в.) Прифлингенского анонима, Эбона и Герборда.

Литература

Кутарев О.В. Языческие божества славянского союза поморян по «Житиям» Оттона Бамбергского // Культура и цивилизация. 2017. Том 7. № 5А.

Поиск

Журнал Родноверие