Почнём же, братия, повесть сию, откуда в славяно-русском пантеоне появились Лада и Леля.

Впервые это случилось в "Густынской летописи" 1670г.: "О идолахъ рускихъ... Четвертый Ладо, си есть Pliton, богъ пекелный, сего вѣрили быти богом женитвы, веселия, утѣшения и всякого благополучения, яко же Елълины Бахуса. Сему жертвы приношаху хотящий женитися, дабы его помощию бракъ добрый и любовъный былъ". Сего Ладона, бѣса, по нѣкихъ странах и донынѣ поминаютъ на крестинах и на брацех величаютъ, поюще своя нѣкия пѣсни и руками о руки или о стол плещуще: «Ладо, Ладо», преплѣтающе пѣсни своя, многажды поминающе..."

Четыре года спустя, в своём "Синопсисе" И. Гизель расширил описание "Густынской летописи": "О идолех... Четвертый идол Ладо; сего имеяху бога веселия и всякаго благополучия; жертвы ему приношаху готовящиися к браку, помощию Лада мнящее себе добро веселие и любезно житие стяжати. Сия же мерзость от древнейших идолослужителей произыде, иже некиих богов Леля и Полеля почитаху, их же богомерзкое имя и доныне по неким странам на сонмищах игралищных пением Лелюм Полелюм возглашают. Такожде и матерь Лелеву и Полелеву Ладу поюще, Ладо Ладо, и того идола ветхую прелесть диавольскую на брачных веселиях рукама плещуще и о стол биюще воспевают; и от сего православному Христианину всячески блюстися подобает, да не возбуждение казни Божия бывает..."

29
30

В 1754—1758 гг. (опубликовано в 1766 г.) М.В. Ломоносов пишет "Древнюю Российскую историю от начала российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого или до 1054 года", где "Лада (Венера), Дида и Лель (купидоны), любви и браков покровители, толь усердно от древних предков наших почитались, что оттуда и поныне в любовных простых песнях, особливо на брачных празднествах, упоминаются со многим повторительным восклицанием..."

И понеслось))) Первые мифологи взяли на вооружение трактовку Ломоносова и даже несколько расширили её.

31
32

Попов М.И. Описание древнего славенского языческого баснословия, собранного из разных писателей, и снабденного примечаниями. — СПб, 1768.: "ЛАДА или ЛАДО. Славная Богиня Киевская, подобящаяся во всем Венере. Славяне признавали ее Богинею браков и веселия любовнаго. Каждые сочетавающиеся браком приносили ей жертву, надеяся оною снискать от нее счастливое себе супружество. Имя ея происходит от глагола ладить. Имела себе великолепной храм в Киеве, и по другим славянороссийским городам.

ЛЕЛЯ или ЛЕЛЬО. Сын Ладин, нежный божок воспаления любовнаго. Видно по всему, что он возбуждал любовь, так как брат его Дид отвращал, о чем уже и выше упомянуто; а в доказательство сего во всех старинных любовных песнях имена их положены по свойству оных, как и матери их Лады"

33
34

Чулков М.Д. Краткий мифологический лексикон. — СПб., 1767.: " ЛАДА, славянская богиня браков, любви и веселия. Каждые сочетавшиеся приносили ей жертву, надеясь получить от нее счастье в супружестве. ЛЕЛИО, сын Ладин, нежный бог любви и веселия, он почитался у Славян воспламенения любовней страсти, а брат его Дид отвращения"

35
36

Тоже самое он повторил в своей "Абевеге русских суеверий, идолопоклоннических жертвоприношений, свадебных простонародных обрядов, колдовства, шаманства и прочего" 1786 года: " Лада – славянская богиня браков, любви и веселья; каждые сочетающиеся приносили ей жертву, надеясь получить от нее счастье в супружестве; имела она великолепный храм в Киеве.

Лельо, сын Ладин – нежный бог любви и веселья, он почитался у славян богом воспламенения любовной страсти, а брат его Дид богом отвращения"

37
38
39

Глинка Г. Древняя религия славян. — Митава, 1804.: "Лада... Богиня красоты и любви всего более чтима была в Киеве. Владимир до крещения своего будучи влюбчив и повсюду собирая красавиц, весьма чтил сию Царицу любви. Он ей воздвигнул великолепный и преукрашенный на Горе храм. Лада изображалась в виде молодой прекрасной женщины, в розовом венке; волосы у нее были золотоцветные; одетая в русскую одежду, опоясанная золотым поясом и убранная жемчугами. Она держала за руку младенца, который есть бог любви Леля.

Леля — Божок пламенный, рассыпающий или мечущий из руки искры. Сила его состояла в воспламенении любви. Он есть сын красоты, как и естественно красота рождает любовь. Изображался он в виде златовласого, как и мать его, пламенного, крылатого младенца: свойство любви воспламенять. Он метал из рук искры: любовь воспаляет сердца не искрами ли как бы исходящими из очей, из уст прекрасной или лучше любимой (потому что в языке любви красотою называется что каждому из неразделимых в особливости страстно нравится) особы? Безотлучно находился при своей матери: весьма натурально любви всегда быть при красоте; красота всегда производит любовь. Он старший сын Лады: при соединении двух полов любовь все прочее предваряет.

Полеля — Второй сын богини любви. Всякая чистая и на добродетели основанная любовь влечет за собой брак. Почему славяне вымыслили, или лучше, истину прикрыли покровом сего вымысла. Сие божество улыбающееся в шипковом венке, подает рукою простертою шипковый же венок, а в другой держит рог пития верности. Он есть нагой, как брат его, но одет в тонкую ризу или рубаху. Сие божество также имело свои божницы в Киеве, хотя и в других местах было чтимо.

Дид — третье чадо матери любви, жизнь супружняя; сей так же как и брат его всегда молод. Потому что супружняя связь, натурою установленная для размножения человеческого рода, не должна ослабевать или стареться. Супруги перестают быть супругами только тогда, когда жар любви мало по малу угасает: тогда они становятся друзьями. Сию последнюю связь разрывает одна только смерть. Он одет в полную славянскую одежду; венок на нем из васильков; он ласкает держа в руках двух горлиц. Сей бог имел свой в Киеве храм, и ему молилися замужние и женатые о благополучном супружестве и деторождении"

41
42
43
44

Кайсаров А. Мифология славянская и российская. – М., 1807.: "Ладо почиталась богинею любви и всех любовных удовольствий. Если сравнить ее с римским божеством, то это славянская Венера. Все безбрачные приносили Ладе жертвы, и думали через то получить себе щастие для будущего супружества. Главный кумир ее стоял в Киеве, а многие находились еще в разных других местах. Ей поклонялись молдаванцы и валахи. Имя ее часто повторяется в русских песнях и то же говорит Нарусцевич о литовских песнях. Что касается до этимологии сего имени, то думают иные, как например Шерер, что оно происходит от глагола ладить, поладить.

Дидо — Дид. Г. Попов, а за ним и верный списатель его Леклерк, утверждают, что это был греческий антиерот. В доказательство сему приводят они одно место из русской простонародной песни, которая, хотя и подает повод к догадкам, однако все еще не служит доказательством. Попов говорит, что сему божеству поклонялись в Киеве; Нестор же и не упоминает об имени его; а Леклерк, недовольный тем, вздумал ещё утверждать, что он имел пребогатый храм в Киеве и во многих других местах; далее, что ему приносили множество жертв, и тому подобное, кому ж поверишь? Леклерку, или честному Нестору? — Кажется нет и нужды спрашивать.

Лелия, или Лелио. Лелио был, как его описывают, маленький бог любви, подобный римскому Купидону; также, как и сей, очаровывал он сердца; и как у этого, так и у него портил дела завистливый Дид. Мы уже знаем Дида в виде антиерота. Он Погашал огонь, возжженный Лелием. Некоторые русские песни доказывают, что русские больше любили Лелию, нежели Дида. Лелио был сын Лады"

45
46
47
48
49
50
51

Поиск

Журнал Родноверие