В 1872 году была опубликована информация, что в с. Малые — Дедеркалы Кременецкого уезда Волынской губернии "22 апреля, накануне Юрьева дня, празднуется "Ляля" или "Красная горка". Для этого хороводы обыкновенно собираются в третьем часу по — полудни, на чистом лугу. Выбрав самую красивую девушку, хороводницы перевязывают ей шею, грудь, руки и ноги разною зеленью, а на голову надевают венок из свежих цветов

В 1872 году была опубликована информация, что в с. Малые — Дедеркалы Кременецкого уезда Волынской губернии "22 апреля, накануне Юрьева дня, празднуется "Ляля" или "Красная горка". Для этого хороводы обыкновенно собираются в третьем часу по — полудни, на чистом лугу. Выбрав самую красивую девушку, хороводницы перевязывают ей шею, грудь, руки и ноги разною зеленью , а на голову надевают венок из свежих цветов.

В таком наряде сажают девушку на дерновую скамью, на которую ставят также кувшин с молоком, сыр, масло и проч. У ног "Ляли" кладут несколько венков из свежей зелени; хороводницы танцуют вокруг "Ляли" и поют песни. Когда окончатся песни, "Ляля" раздает своим подругам сыр, масло и проч., затем бросает им венки, которые девушки стараются схватить налету. Венки эти девушки прячут до следующей весны." (цит. по: Труды этнографическо-статистической экспедиции в Западно-Русский край снаряженной Императорским Русским Географическим Обществом. Юго-западный отдел. Материалы и исследования, собранные П.П. Чубинским. Том третий. Народный дневник. — СПб, 1872.)

Материал был уникальный. Ни до Чубинского, ни после него такая информация не фиксировалась за одним исключением, о котором скажу позже.

За саму экспедицию П.П. Чубинский был награждён ИРГО золотой медалью, а Императорская Академия наук присудила ему Уваровскую премию.

Вот только в Малороссии, где об экспедиции знали лучше, работу Чубинского оценили весьма критично: "«Одним из величайших шарлатанов» назвал Чубинского председатель киевской Временной комиссии для разбора древних актов Михаил Юзефович... Аналогичным образом оценил труды экспедиции другой ученый, Михаил Драгоманов: «Бездна шарлатанства». Правда, оценку эту он дал в узком кругу, не вынося сор из избы. О том, что участники экспедиции фальсифицировали полученные данные, свидетельствовал (но опять же только в частном письме) писатель Иван Нечуй-Левицкий. В 1920-х годах к тому же выводу о допущенных подтасовках пришли украинские исследователи." (цит. по: Каревин А.С. Исторические шахматы Украины. Герои и антигерои малорусской истории. — М., 2015.)

В 1958 году в Мюнхене выходит книга О. Воропая "Обычаи нашего народа. Этнографический очерк", в которой автор не только цитирует Чубинского, но и дополняет его:

"В селе Забужье на Волыни Ляля (у них Леля) «справляется» немного иначе, здесь девушки тоже выбирают среди себя самую лучшую и впитывают ее Лелей, они плетут венки из лесных или полевых цветов; руки, ноги и все состояние девушки квітчають мелкими гілячками с липы или дуба, но так, чтобы вся она была покрыта зелеными листьями, с ног до головы, чтобы выглядела как лесная нимфа.

Так убрана Леля садится на пенек или на спиленное дерево, если это в лесу; на бугорок, или на какую-то дернину, если это на лугу или в поле. Рядом с Плелею девушки кладут угощение: мука молока, кусок масла, кусок сыра и красные яйца, а также венки из свежих цветов. Венков должно быть столько, сколько девушек участвует в этой игре.

Когда уже все готово, девушки берутся за руки и водят хороводы вокруг Лели, пели веснянки, где больше всего вспоминается о милом и о свадьбе.

Когда хороводы закончатся, девушки по очереди подходят к Лели, а и каждой из них кладет на голову венок и говорит:

Будь счастлива и гожа, как солнце;
веселая, как весна;
рабочая, как пчела;
богатая, как земля!

Каждая из девушек, получив свой венок, отколупывает кроху масла, сыра — все это кладет себе в рот и запивает молоком; берет и красное пасхальное яйцо. Так «причастившись», девушка кланяется Лели и уходит, а на ее место приходить вторая, третья и т. д., пока все девушки будут на головах свои венки.

Венок от Лели каждая девушка хранит до следующей весны, а те ветки, или листья, что им была украшена Леля, девушки несут к реке и пускают на воду.

Кривда вариации этой игры, — и Ляля и Леля, — родом с Волыни, кажется, что только в той части Украины еще хранится эта древняя и такая интересная игра"

И снова мы можем видеть уникальный обряд, который не фиксировался ни до, ни после публикации.

В общем, если Чубинский и Воропай не придумали праздника "Ляля" и "Леля", то это локальная традиция типа Комоедицы.

Поиск

Журнал Родноверие