Русалка — один из наиболее вариативных образов народной демонологии; представления о русалке, бытующие на Русском Севере, в Поволжье, на Урале, в Западной Сибири, существенно отличаются от украинско-белорусских и южнорусских.

Для северного типа ведущими «русалочьими» характеристиками являются:

1) женская ипостась;
2) появление у воды;
3) мотив расчесывания длинных волос.

В Архангельской, Олонецкой, Вологодской, Вятской, Ярославской, Владимирской губерниях «слово русалка неграмотным крестьянам большей частью неизвестно». Персонаж с подобными характеристиками чаще именуется там водянихой, водяницей, хиткой, шутовкой и т. п., и лишь изредка — русалкой; последнее воспринимается как новое заимствование. Ср.: «А сидит женщина, волосы по плечам, вот так распущены < . . .> Вот водяная или какая русалка тут, или кто? Нонь-то русалками всё зовут, а раньше-то всё: водяница да водяница»; «Сидит на берегу девка гола и чешет волосы. По-деревенски — воденик, а по-ученому — русалка».

Для этих демонических существ характерны такие особенности поведения:

  • они расчесывают волосы, сидя на камне возле воды;
  • появляются в банях по ночам, моются там или стирают белье; преследуют человека, похитившего их гребень;
  • заманивают прохожих и топят их в воде;
  • предвещают беду, произнося пророческие слова: «Год от года хуже будет!».

О происхождении русалок северного типа либо ничего не известно, либо сообщается, что это души утопленниц; души умерших детей, проклятых при жизни своими родителями. По новгородским поверьям, «в русалку обращается, говорят, проклятый человек»; «проклинаться через ребенка нельзя, а то умрет — русалкой будет». По другим свидетельствам, русалками становились девочки, пропавшие без вести, похищенные злыми духами из-за материнского проклятья.

Внешний вид русалки этого типа непривлекательный, пугающий: черноволосая, лохматая, бледная, с холодными руками, голая баба с отвисшей грудью и т. п. Упоминания о русалке с рыбьим хвостом в народных поверьях достаточно редки и, по-видимому, являются следствием книжного влияния.

В северных и северо-западных районах России записаны былички о сожительстве русалки с человеком:

  • русалка навещает охотника в лесной избушке под видом его жены, рожает от него ребенка, а когда охотник распознает в оборотне нечистую силу, "жена" разрывает свое дитя надвое и бросает его в воду;
  • русалка влюбилась в моряка и сильно тосковала по нему, когда он уехал; родившегося от этой связи ребенка она разорвала надвое и бросила в море.

Представления о сезонности появления русалок на земле в севернорусских поверьях практически отсутствуют: былички повествуют о том, что зимой русалка скрывается от людей в проруби или гонится за санями мужика, едущего через лес (вят.). Лишь в некоторых районах Псковской и Новгородской обл. фиксировались поверья о русалке как сезонном духе, которого можно было видеть на Троицкой неделе в злаковом поле (а также у воды). В Псковской обл. словом русалка называли демоническую женщину, сидящую во ржи, способную защекотать человека; озерную деву с длинными волосами и рыбьим хвостом; женское существо, расчесывающее свои волосы, сидя на прибрежном камне. Этим же термином обозначались проклятые дети, которые плавали по воде, но если на них накинуть крест, возвращались к своим родителям.

Источники

Виноградова Л.Н. Русалка // СДЭС

Виноградова Л.Н. Славянская народная демонология: проблемы сравнительного изучения // Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора филологических наук. М., РГГУ, 2001.

Поиск

Журнал Родноверие