Вместе с тем очевидно, что расхождения между христианским и народным календарем у славян были гораздо глубже, нежели случаи их взаимопересечения. Это связано прежде всего с принципиальными различиями в их содержании. Если содержание и структура христианского календаря определялись событиями христианской истории, прежде всего связанными с Иисусом Христом, а также с наиболее значительными эпизодами из жизни христианских святых, то славянский народный календарь своими базовыми мифопоэтическими доминантами отмечал прежде всего динамику природных процессов и циклов хозяйственной деятельности человека на протяжении календарного года. По своему мифопоэтическому содержанию, т. е. по тому, какие темы и мотивы «проигрываются» на временном пространстве календарного года и отдельных его периодов и праздников, славянский народный календарь можно квалифицировать как дохристиански^ ибо это мифопоэтическое содержание (т. е. рассмотренные в книге мифопоэтические доминанты, темы) мало связано с христианской символикой праздника.

Мирослав Курганский
Группа:
Общинник
Отправлено 04 Май 2015 — 22:57

Исследуя сюжеты и темы весенне-летнего цикла славянского народного календаря, мы неоднократно обращали внимание на то, что мифопоэтическая семантика календарного времени сосредоточена не только и не столько в ключевых точках весенне-летнего сезона (в крупных праздниках и особо почитаемых днях): с большей или меньшей равномерностью она «разлита» по всему календарному циклу (ранне- или поздневесеннему) и вычитывается из всех составляющих календаря, будь то песня, обряд, название праздника или календарный символ. Выявленные нами темы являются доминантами календарного времени и сезона, а не какого-нибудь одного праздника или обряда. Ведь каждый календарный праздник — лишь одна точка годового круга, лишь имя/название, к которому по тем или иным причинам оказались прикреплены те или иные верования, фольклорные тексты, запреты, обычаи и мн. др. Как заметил еще А. Н. Веселовский в исследовании, посвященном св. Георгию, «если Егорий вступил в цикл весенних празднеств, то отсюда еще не следует, что все обряды, приуроченные в 23 апреля или его кануну, относились именно к нему (т. е. к Егорию/Георгию. — Т. А.)» (Веселовский 1881,167).

Вот почему, определяя семантику и символику относительно крупных календарных периодов (ранневесеннего, характеризующего зимне-весеннее пограничье, и поэдневесеннего, отмечающего переход от весны к лету), а не отдельных праздников, имена и названия которых задаются событиями христианской истории и днями памяти святых, мифопоэтические доминанты, актуальные для календарной системы всех славянских традиций (западно-, восточно- и южнославянских), позволяют судить о том, каковой могла быть мифопоэтическая структура и семантика весенне-летнего цикла дохристианского славянского календаря (в его общеславянском варианте), хотя сама задача его реконструкции в работе не ставилась.

Автор цитаты — Татьяна Алексеевна Агапкина, фольклорист, доктор филологических наук.

Все желающие могут сравнить факты, на которые обращает внимание Т.А. Агапкина, с реконструкциями славянского дохристианского календаря, распространёнными в современном Родноверии. И сделать выводы.

#2 Добромысл
Группа:
Жрец ССО СРВ
Отправлено Вчера, 04:32

А Татьяна Алексеевна в своих трудах учитывает существование у славян Богов, а не «мифопоэтической структуры»?

#3 Дара
Группа:
Общинник
Отправлено Вчера, 07:55

В этих приведенных цитатах хитро наверчено много трудных слов.
А главная мысль в чем?

В том, «что расхождения между христианским и народным календарем у славян были гораздо глубже, нежели случаи их взаимопересечения»?

И, все-таки, «каковой могла быть мифопоэтическая структура и семантика весенне-летнего цикла дохристианского славянского календаря (в его общеславянском варианте)»?

Все желающие могут сравнить факты, на которые обращает внимание Т.А. Агапкина, с реконструкциями славянского дохристианского календаря, распространёнными в современном Родноверии. И сделать выводы.

Мирослав, такие цитаты, вырванные из контекста большой работы не позволяют сделать никаких выводов. Сама работа не приведена для прочтения.
Может сделать какие-либо выводы читателям форума поможет вполне удобоваримая, достаточно простым языком изложенная твоя и Светозара статья:
http://www.rodnovery…ij-mesyatseslov

Вот из этой статьи понятно, что фиксированные по датам (за исключением основных четырех солярных праздников) современные централизованные родноверческие календари:
— уходят от идеи соответствия региональным сельскохозяйственным календарям (Ярила Вешний (зарод) не может быть у нас на Кубани 23 апреля, поскольку в это время у нас уже не только все зародилось, уж и посевная заканчивается, и урожаи некоторые снимать начинаем, петрушки и салатов, например)),
— никак не учитывают фазы луны (а это важно для таких праздников, как Велесовы святки, поминальные дни),
— привязывают празднование к дате, а не к периоду, который может смещаться и плавать во времени, или праздноваться отрезок времени (неделю), а не день, в зависимости от региона, фазы луны, и т.д. (например, поминальные дни).

Это только то, на чем остановилось мое внимание.

#4 Вадим Казаков
Группа:
Жрец ССО СРВ
Отправлено Вчера, 08:44

Создателям славянского календаря на основе исключительно «фольклорных данных» посвящается:

Слепцы, числом их было пять,
В Бомбей явились изучать
Индийского слона.
Исследовав слоновий бок,
Один сказал, что слон высок
И прочен, как стена.

Другой по хоботу слона
Провел рукой своей
И заявил, что слон — одна
Из безопасных змей.

Ощупал третий два клыка,
И утверждает он:
— На два отточенных штыка
Похож индийский слон!

Слепец четвертый, почесав
Колено у слона,
Установил, что слон шершав,
Как старая сосна.

А пятый, подойдя к слону
Со стороны хвоста,
Определил, что слон в длину
Не больше чем глиста.

Возникли распри у слепцов
И длились целый год.
Потом слепцы в конце концов
Пустили руки в ход.

А так как пятый был силен, —
Он всем зажал уста.
И состоит отныне слон
Из одного хвоста!

С.Я. Маршак.

#5 Будай
Группа:
Родновер ССО СРВ
Отправлено Вчера, 08:57

Мирослав, это очевидно и совершенно естественно, что современные родноверы поняли это позже многочисленных ученых РАН, но всё же поняли.

#6 Дара
Группа:
Общинник
Отправлено Вчера, 10:26

Создателям нового славянского календаря на основе исключительно «фольклорных данных» посвящается:

И это правильно.

#7 Будай
Группа:
Родновер ССО СРВ
Отправлено Вчера, 10:38

Дара, что именно правильно? Что один слепой должен слона ощупывать? Или надо ощупывать не слона? Или не одному?

#8 Дара
Группа:
Общинник
Отправлено Вчера, 10:55

Правильно то, что нужна масса дополнительных данных, и их нужно собирать из самых разных источников, систематизировать и согласовывать. И позволять быть эксперименту.

И еще правильно, что имеющиеся в родноверии календари — это не застывшие системы, которые спорят, какая из них правильнее. Это отправные вехи для проверки данных и постоянного совершенствования календарей, поскольку сила и качество обряда или праздника зачастую зависят от правильно выбранного временного периода.

#9 Будай
Группа:
Родновер ССО СРВ
Отправлено Вчера, 10:59

Дара, каких дополнительных данных например? И кто сказал, что опираться надо «исключителтно» на фольклер?

#10 Вадим Казаков
Группа:
Жрец ССО СРВ
Отправлено Вчера, 12:25

Добромысл (05 Май 2015 — 04:32):
А Татьяна Алексеевна в своих трудах учитывает существование у славян Богов, а не «мифопоэтической структуры»?

Татьяне Алексеевне на славян вообще и на славян-родноверов в частности, с высокой колокольни… Тем более на Богов.

Наличие учёного звания у Агапкиной говорит лишь о том, что она имеет представление о фольклоре больше, чем все здесь присутствующие. Но не более того. Календарь же не просто фольклор. Точнее, это совершенно не фольклор. Календарь не зависит от сенокоса, от отёла скота, от появления зелёной травы или кукования кукуя. Наоборот, все приметы, как сельскохозяйственные, так и охотничьи, привязываются к имеющемуся календарю. Который, в свою очередь, отталкивается от небесных явлений (солнечные и лунные фазы) и мифов, которые призваны описать/обосновать эти явления. Всё остальное это мозгоблудие. И не важно, кем это мозгоблудие прикрывается, «многочисленными учёными РАН» или «славяно-марийскими ведами».

#11 Мирослав Курганский
Группа:
Общинник
Отправлено Вчера, 13:00

Дара

А главная мысль в чем?

Я же писал.

Все желающие могут сравнить факты, на которые обращает внимание Т.А. Агапкина,

Если Вам действительно интересно, в чём главная мысль — найдите слова «обращали внимание» среди многих трудных слов, написанных Т.А. Агапкиной, и постарайтесь понять, что она написала. Потом рассуждайте о выводах.

#12 Мирослав Курганский
Группа:
Общинник
Отправлено Вчера, 13:12

Вадим Казаков

Календарь не зависит от сенокоса, от отёла скота, от появления зелёной травы или кукования кукуя.

Расскажите это, к примеру, чувашам — у них есть такой замечательный праздник Акатуй. Отмечается он после окончания полевых работ и, по этой причине, фиксированной даты не имеет.

Который, в свою очередь, отталкивается от небесных явлений (солнечные и лунные фазы) и мифов, которые призваны описать/обосновать эти явления.

В действующем календаре ССО я насчитал 41 славянский праздник. Из них четыре «отталкиваются от небесных явлений» (солнечных фаз). К фазам Луны не привязан ни один. От чего «отталкиваются» остальные тридцать семь праздников?

#13 Вадим Казаков
Группа:
Жрец ССО СРВ
Отправлено Вчера, 13:15

Дара (05 Май 2015 — 07:55):
— уходят от идеи соответствия региональным сельскохозяйственным календарям (Ярила Вешний (зарод) не может быть у нас на Кубани 23 апреля, поскольку в это время у нас уже не только все зародилось, уж и посевная заканчивается, и урожаи некоторые снимать начинаем, петрушки и салатов, например)),

Дара, а у вас община сельскохозяйственная или религиозная? Если сельскохозяйственная, и салат важнее, то в любом киоске можно купить журнал «Сад-Огород» или «Моя любимая дача» за 16 рублей. И не заморачиваться с религиозной составляющей. Если религиозная, то плюньте на «народное осознание» дат праздников. А если бы ваша община была не на Кубани, а в Австралии? То когда бы вы праздновали Ярилу Вешнего?

У православных на день Маккавеев веют мак, поскольку считают что Маккавеи это «Маковеи», т.е. надо веять мак. Не нужно им уподобляться. И черпать знания о календаре из фольклора, как основного источника.

#14 Гордея
Группа:
Общинник
Отправлено Вчера, 13:20

Уважаемые участники обсуждения, уберите пожалуйста, в своих сообщениях сарказм по отношению к собеседникам. Иначе, мне прийдётся действовать в рамках правил форума. Давайте обойдёмся без предупреждений, бана и пр.

#15 Мирослав Курганский
Группа:
Общинник
Отправлено Вчера, 13:35

У православных на день Маккавеев веют мак, поскольку считают что Маккавеи это «Маковеи», т.е. надо веять мак. Не нужно им уподобляться. И черпать знания о календаре из фольклора, как основного источника.

Привязки по созвучию действительно встречаются. Однако фольклорные и этнографические данные ими далеко не исчерпываются.

Позволю себе напомнить читателям этой темы, что основными источниками сведений о подавляющем большинстве (если не всех) праздниках в современных родноверческих календарях ССО СРВ и ВК являются фольклор и этнография. А даты их взяты из церковного календаря (поскольку именно эти даты церковного календаря были зафиксированы этнографами и фольклористами и используются в народе и по сей день).

Если религиозная, то плюньте на «народное осознание» дат праздников. А если бы ваша община была не на Кубани, а в Австралии? То когда бы вы праздновали Ярилу Вешнего?

Характернейший пример. Есть в календаре ССО СРВ такой праздник — Спожинки. Праздник окончания жатвы, что явственно вытекает из его названия и приводимого на сайте ССО СРВ описания. Какой смысл отмечать окончание жатвы 7 августа там, где она ещё не закончилась?

#16 адамович
Группа:
Пользователи
Отправлено Вчера, 13:46

Извините, что я вклиниваюсь в эту «умную» беседу, но помню еще в детстве услышанное – «МОЁ ВАРЕНЬЕ – ХОЧУ ЕМ, ХОЧУ ПО СТЕНКЕ МАЖУ».
Из этого вытекает — создайте свое и там пишите. К вам придут и точно так же объяснят, что вы не правы.

#17 дед Светозар
Группа:
Пользователи
Отправлено Вчера, 13:49

Вадим Казаков (05 Май 2015 — 13:15):
Дара, а у вас община сельскохозяйственная или религиозная? Если сельскохозяйственная, и салат важнее, то в любом киоске можно купить журнал «Сад-Огород» или «Моя любимая дача» за 16 рублей. И не заморачиваться с религиозной составляющей. Если религиозная, то плюньте на «народное осознание» дат праздников. А если бы ваша община была не на Кубани, а в Австралии? То когда бы вы праздновали Ярилу Вешнего?

У православных на день Маккавеев веют мак, поскольку считают что Маккавеи это «Маковеи», т.е. надо веять мак. Не нужно им уподобляться. И черпать знания о календаре из фольклора, как основного источника.

Да простится мне….

Уж коли речь о нашей общине зашла, то осмелюсь свои пять копеек кинуть.

У нас община не сельскохозяйственная, но находится в сердце Кубани, «житнице России».

Мы обязательно будем и впредь творить обряды Пробуди и Зарод Земли в самом начале посевной, которая у нас проводится раньше, чем в других регионах России. К определённому дню у этих обрядов привязки нет. Только к событию — посевная. «Дорога ложка к обеду!»

Что касается Ярилы Вешнего, то на Кубани Ярила гораздо раньше, чем в той же Калуге, пробуждает Землю от зимнего сна. А значит и обряды Пробуди мы должны творить раньше, чем в Калуге. Согласитесь, нелепо проводить Пробуди, когда всё уже давно проснулось, зазеленело и расцвело.

Что касается Австралии, то Ярилу Вешнего местные аборигены/родноверы могут почитать у себя тогда, когда у них весна. Я так думаю.

К сожалению о религиозной составляющей календаря Вадима Казакова мне ещё не всё известно.

Вадим! Уж коли мы коснулись Ярилы Вешенго, то поведай о твоём понимании религиозной составляющей Ярилы Вешнего!

А жатва на Кубани заканчивается чаще всего до 25 июля. Есть ли кубанцам смысл ждать до 7 августа, чтобы отпраздновать Спожинки?

В Калужской же области жатва завершилась в том году аж в сентябре. http://specagro.ru/news/yborka_22_09/
Согласитесь, нельзя не заметит такой разбег во времени торжеств по случаю окончания жатвы в этих двух регионах.
Может здесь важна именно религиозная составляющая, а не само событие? Вот тут я не осведомлён. Поясни по Спожинкам , Вадим!

Поддерживаю Гордею!
Давайте без поддёвок!

#18 дед Светозар
Группа:
Пользователи
Отправлено Вчера, 13:58

адамович (05 Май 2015 — 13:46):
создайте свое. К вам придут и точно так же объяснят, что вы не правы.

Это да!

#19 Мирослав Курганский
Группа:
Общинник
Отправлено Вчера, 13:59

адамович

Извините, что я вклиниваюсь в эту «умную» беседу, но помню еще в детстве услышанное – «МОЁ ВАРЕНЬЕ – ХОЧУ ЕМ, ХОЧУ ПО СТЕНКЕ МАЖУ».
Из этого вытекает — создайте свое и там пишите. К вам придут и точно так же объяснят, что вы не правы.

То есть родноверческие организации, уважаемый Адамович, созданы для самоутверждения их лидеров. Я создал родноверческое объединение и буду там делать, что хочу, а вы все смотрите мне в рот и слушайте, а если не хотите — создавайте своё?

Спасибо за откровенность.

#20 Дара
Группа:
Общинник
Отправлено Вчера, 20:30

Соратники! Тема, действительно, непростая.
И если уж она поднята, то хорошо бы удерживаться в рамках взаимного уважения. Тема обсуждения — славянский календарь, а не личности соратников.

Вадим, что касается того, какая у нас община — религиозная или сельскохозяйственная, то скажу: община религиозная. Однако, душа у меня сельскохозяйственная. И правда, творить «пробуди» и «зарод», когда я уж зелень пучками режу в огороде и траву на соседнем участке кроликам кошу серпом, ибо она вымахала мне по колено, когда все плодовые цветут пышным цветом уже три недели, как-то не творится, душа не лежит, а в голове понимание, что здесь какой-то косяк. И еще понимание, что у обряда есть смысл, который состоит в единстве задач природных, магических, душевных, духовных. А когда это распадается из-за странной даты, то возникает необходимость дальнейшего поиска в этом направлении.

И насчет лунных фаз. Если уж растения, природа живут в соответствии с луной, то обряды, связанные с землей, водой, предками, не могут не зависеть от фаз луны. «Спинным мозгом чую» (с), что и тут надо с временем почитания предков, праздниками начала сельхозработ и их окончания что-то делать, чтобы все было вОвремя.
Это я так размышляю по-женски, от земли, без всякой науки. А уж тем, кто через науку, этнографию, фольклор, мифологию идет, тем и даты в руки. Только хочется, чтобы за этими датами стояла реальность и сила творения, а не игра в реконструкцию (хотя и она, как часть творчества, приемлема на определенном этапе).

И я думаю, что необходимость поработать с календарем возникает не у меня одной, иначе бы тема эта не поднималась снова и снова.

#21 Дара
Группа:
Общинник
Отправлено Вчера, 21:06

Мирослав, я поискала в цитатах Агапкиной факты, но их не нашла.
Может я что-то другое понимаю под словом «факты»?

Мне интересно твое понимание приведенных тобой цитат. Только, прошу, простыми словами.
И еще, каким бы ты сам хотел видеть славянский календарь?
Мирослав, эти вопросы не имеют никакого иронического или саркастического подтекста.
Мне, действительно, интересно, какие периоды времени ты предложил бы для почитания и поминовения предков (в какой фазе луны это лучше делать), Велесовых Святок, дней почитания Мары?

#22 Мирослав Курганский
Группа:
Общинник
Отправлено Вчера, 21:19

Дара

я поискала в цитатах Агапкиной факты, но их не нашла.

мифопоэтическая семантика календарного времени сосредоточена не только и не столько в ключевых точках весенне-летнего сезона (в крупных праздниках и особо почитаемых днях): с большей или меньшей равномерностью она «разлита» по всему календарному циклу (ранне- или поздневесеннему) и вычитывается из всех составляющих календаря, будь то песня, обряд, название праздника или календарный символ. Выявленные нами темы являются доминантами календарного времени и сезона, а не какого-нибудь одного праздника или обряда.

Если пояснить эту мысль более простыми словами — одни и те же обряды, песни и т.д. привязаны к различным датам церковного календаря. Собственно, было предложено задуматься, почему так, и почему в современных родноверческих календарях на эти факты не обращают внимания, а просто передирают даты церковного календаря, переименовывают святых в Богов и называют получившееся славянскими языческими календарями.

И еще, каким бы ты сам хотел видеть славянский календарь?

Поскольку сие не есть секретная информация — скажу. Будаем, мной и Светозаром Озёрским уже подготовлен наш вариант реконструкции славянского календаря, основанный на данных фольклора и этнографии. Даты праздников в нём определяются не календарём РПЦ, а природными явлениями (в том числе астрономическими). В настоящее время решается вопрос о том, в каком виде он будет опубликован. Поэтому через некоторое время у тебя будет возможность ознакомиться с моим видением славянского календаря. Пока этот текст выложить в открытый доступ не могу.

#23 Вадим Казаков
Группа:
Жрец ССО СРВ
Отправлено Вчера, 21:35

Дара (05 Май 2015 — 20:30):
Соратники! Тема, действительно, непростая.
И если уж она поднята, то хорошо бы удерживаться в рамках взаимного уважения. Тема обсуждения — славянский календарь, а не личности соратников.

Вадим, что касается того, какая у нас община — религиозная или сельскохозяйственная, то скажу: община религиозная. Однако, душа у меня сельскохозяйственная. И правда, творить «пробуди» и «зарод», когда я уж зелень пучками режу в огороде и траву на соседнем участке кроликам кошу серпом, ибо она вымахала мне по колено, когда все плодовые цветут пышным цветом уже три недели, как-то не творится, душа не лежит, а в голове понимание, что здесь какой-то косяк….

И я думаю, что необходимость поработать с календарем возникает не у меня одной, иначе бы тема эта не поднималась снова и снова.

Так не творите «зарод». Дара! Никто же не заставляет это делать. Кубань далека от мест зарождения славянского этноса. Хорошо это или плохо, другой вопрос. Но из-за того, что у вас всё цветёт на месяц раньше, не стоит искать «косяки» в славянском календаре.

А что касается темы, которая «поднимается снова и снова», то разве только эта тема поднимается «снова и снова»? Таких тем десятки, если не сотни.

#24 Будай
Группа:
Родновер ССО СРВ
Отправлено Вчера, 21:47

Вадим, а на исконных землях славян когда творили обряд Зарода и при каких условиях? И в какой климатической зоне находятся исконные земли?

#25 Вадим Казаков
Группа:
Жрец ССО СРВ
Отправлено Вчера, 22:05

Давайте лучше подождём ваш календарь. Я думаю, вопросов по нему будет много.

#26 Будай
Группа:
Родновер ССО СРВ
Отправлено Вчера, 22:08

Вадим.
Конечно у тебя будет возможность ознакомиться, но это не снимает моего вопроса.
Ты конечно волен вовсе не отвечать, принуждать задачи и желания нет, но всё же…

#27 Берестов
Группа:
Пользователи
Отправлено Сегодня, 00:54

Мирослав Курганский (05 Май 2015 — 23:26):
Мы свою работу не стремимся никому навязать. Если кто-то сможет предложить свою версию реконструкции или дополнить / улучшить нашу — мы готовы к конструктивному диалогу.

Любопытно. С удовольствием ознакомлюсь с вашей версией. Дело в том, что многие известные мне «вольные язычники» (да и я сам в их числе, чего таить) строят свою череду обрядов на элементарных фенологических наблюдениях. Исходят из того, что явления природы являются первоосновой языческого круга года, которую можно дополнить, при желании, этнографическими материалами. Календарь этот существует и действует, но он не записан до сей поры ни в какой форме. Возможно ли, что вы создали одну из его форм?

#28 Мирослав Курганский
Группа:
Общинник
Отправлено Сегодня, 01:12

Дрягослав

Я выше отвечал Даре — когда решится вопрос с публикацией текста, можно будет ознакомиться. Думаю, в этой же теме информация появится.

Наша версия строится не только на фенологических наблюдениях, но их учитывает.

#29 Светозар Озёрский
Группа:
Жрец ССО СРВ
Отправлено Сегодня, 08:43

Объясню ситуацию.

Каждый религиозный календарь имеет свою историко/мифологическую и астрономическую основу.
9 мая,День Победы,будут отмечать и в Австралии и в Европе, не зависимо от погоды-это историческая дата. А уже к ней можно привязать всевозможные приметы,начало или окончание сельхоз работ и прочее.

Христианский календарь-это историко / мифологический календарь. Годовой цикл составляют праздники связанные с жизнью Христа, Богородицы, апостолов, святых(рождение или мученическая кончина)и отмечаться они будут одинаково в любой точке земного шара, тк. эти праздники подобны 9 мая.

Но у этих праздников есть еще и астрономическая привязка, к примеру рождество Христа первоначально было привязано к дню Зимнего Солнцестояния( сам Христос, что видно по Еванглию родился в теплое время года. Он родился ночью в хлеве, а скот в это время в хлеву отсутствовал,зима конечно в Израиле теплее чем в Европе, но скот зимой в «ночное» не выгоняют, а держат в хлеву).

И вот этот христианский календарь, уже сложившийся, официально в 988 году, а фактически намного позднее пришел на Русь. И произошла та же ситуация, что недавно в России, когда 7 ноября заменили 4 ноября( а форма праздника,демонстрация и пр. осталась прежней)или же добавился новый праздник в июне-«день сувернитета РФ», который нынешние идеологи пытаются наполнить привычным содержанием(форма отмечания праздника).
По данным этнографии мы видим, как народ наполнил христианские праздники языческим содержанием. Но отмечались ли языческие праздники в то же время что и христианские(т.е христианские праздники заменили языческие) или они были переосмыслены и наполнены языческим содержанием ( а в это время ничего не отмечалось),-это уже вопрос.

Т.е. к примеру день св. Власия заменил день Велеса или у славян не было в это время праздника «день Велеса», а все функции Велеса они приписали св. Власию, день которого празднует Церковь,и наполнили день св. Власия языческим содержанием.

То же и сельхоз работы, они были привязаны к этому христианскому/народному календарю.

А по поводу природных явлений. когда на Урале 0, в Киеве +20 , Зима и Весна наступают по разному, в отличии от фаз Луны или Солнцестояний, они и там и там одинаковы.

#30 Будай
Группа:
Родновер ССО СРВ
Отправлено Сегодня, 09:08

Светозар и моление о дожде или его прекращении будут идти в разное время в разных местах, но молить (а не славить) будут одну и туже силу Природы, хоть в Кракове, хоть в Красноярске, даже называя Её (силу) разными именами!

#31 Дара
Группа:
Общинник
Отправлено Сегодня, 10:32

То же и сельхоз работы, они были привязаны к этому христианскому/народному календарю.

А я думала, что календарь практичнее привязывать к сельхозработам. Поскольку, начало посевной — это не постоянная дата в календаре, а время, когда температура почвы и погодные условия соответствуют нужным. И они определяются каждый год по-новой. Это следует из твоей с Мирославом статьи (даже месяцы могли подставлять или дублировать, чтобы календарь соответствовал реальности, а не реальность подгонялась под календарь, ибо эта нелепица могла стоить урожая).

Иначе, как отмечать начало или конец сельхозработ? Сначала отгулять, а потом начинать жатву, как в случае со Спожинками в средней полосе (прездник назначен на начало августа, а жатва может растянуться до конца сентября)?

#32 Вадим Казаков
Группа:
Жрец ССО СРВ
Отправлено Сегодня, 10:37

В России существует множество общин родноверов. Есть три крупных объединения родноверов: ССО СРВ, Велесов Круг, КЯТ. У двух из этих объединений есть свой календарь. В КЯТ он неофициальный.
2. Календарь ССО СРВ был создан в 1994 году, первоначально был календарём калужской общины. В него были внесены изменения (улучшения) в 2000 году и в 2009 году (работы велись совместно с РВ СРВ).
3. Каждая община, вступающая в ССО СРВ, как и каждый родновер, пишет заявление, в котором соглашается с действующим на время принятия в организацию уставом, календарём и обрядностью. Если кого-то что-то не устраивает, то у нас никто никого не держит. Есть другие прекрасные организации, куда можно вступить. Можно стать отдельным «вольным» родновером со своим собственным календарём, как Дрягослав.
4. Создатели «нового правильного календаря» (которого, правда, ещё никто не видел): г-да Власкин (Мирослав Курганский), Новиков (Будай) и Шурыгин (Светозар Озёрский)тоже писали такие заявления при вступлении. Их всё устраивало.
5. Затем этих граждан несколько лет назад вдруг перестало всё устраивать и они, вместо того, чтобы выйти из ССО (у нас, повторюсь, никто никого не держит) и пойти туда, где их всё устраивает, пошли другим путём. Власкин (Мирослав Курганский) и Новиков (Будай) начали «троллить» бывшего Главу ССО, попутно продвигая свои новые гениальные идеи, одной из которых является замена старого, «неправильного» «календаря Казакова» (о строении которого данные граждане не имеют вообще никакого представления, иначе не было бы поста №30), на новый, «правильный».
6. И хотя нового, «правильного календаря», над которым они больше года ведут работу, ещё никто не видел, старый уже второй год подвергается критике, с одновременной рекламой нового «правильного календаря», которого, повторюсь, ещё никто не видел. Но открою тайну. Я видел его. Он сейчас обсуждается на Вече Жрецов ССО СРВ.
7. Я с нетерпением жду того светлого момента, когда «новый правильный календарь» Власикна, Новикова и Шурыгина наконец-то появится на свет и вольные и невольные родноверы смогут своими глазами убедиться в его преимуществах над «неправильным календарём» Казакова.

P/S/ Пояснения на цитату от Мирослава Курганского: «То есть родноверческие организации, уважаемый Адамович, созданы для самоутверждения их лидеров. Я создал родноверческое объединение и буду там делать, что хочу, а вы все смотрите мне в рот и слушайте, а если не хотите — создавайте своё?» — организации такого рода создаются исключительно для того, чтобы новички, вступившие в эту организацию, могли хамить основателю этой организации, не боясь, что им за это что-то будет. Тогда такая организация будет очень устойчивой. Ибо будет происходить постоянное обновление. Каждый вновь пришедший будет продвигать свою версию Устава, календаря, герба, обрядности, отменяя предыдущие «неправильные» версии.

#33 Дара
Группа:
Общинник
Отправлено Сегодня, 10:50

Любая система, чтобы развиваться, должна быть динамичной. Однако, в этой динамике важно взаимное уважение и работа по существу проблемы, а не обесценивание сделанного и неуважительное обсуждение качеств уважаемых соратников ССО СРВ. В этом смысле я Вадима поддерживаю.

А если вернуться к динамике, то все подвержено изменениям, как бы ни было трудно это принять. И календарь, я уверена, так же будет переживать сложные времена перемен. С нетерпением жду мнения жрецов ССО СРВ по версии календаря НИО. И публикации его для обсуждения на открытых площадках.

#34 Берестов
Группа:
Пользователи
Отправлено Сегодня, 10:51

Мирослав.
Будем ждать.

Светозар Озёрский (06 Май 2015 — 08:43):
9 мая,День Победы,будут отмечать и в Австралии и в Европе, не зависимо от погоды-это историческая дата.

Небольшое уточнение. День Победы в Европе (англ. V-E Day) и всех англоязычных странах (в том числе и в Австралии) отмечают 8 мая. В прочем у них отсутствует культ этого дня вообще.

Светозар Озёрский (06 Май 2015 — 08:43):
А по поводу природных явлений. когда на Урале 0, в Киеве +20 , Зима и Весна наступают по разному, в отличии от фаз Луны или Солнцестояний, они и там и там одинаковы.

Верное наблюдение. Поэтому возможно ли вообще создать единый календарь, учитывая то мы не имеем исторических дат оставшихся непосредственно от языческой древности? Действительно, зима и весна в разных землях наступают в разные даты, но они наступают и в этом их единство. Основные фенологические события (первый снег или, наоборот, снеготаяние, к примеру), пускай и имеют разные даты, зависимые от широты и течения времен года, но тем ни менее едины для всей нашей земли.

#35 Дара
Группа:
Общинник
Отправлено Сегодня, 10:59

Могут в календаре быть как устойчивые даты (Коляда, Купала,и др. солнечного цикла), так и плавающие даты и временные периоды (поминальные, сезонные обряды и праздники, связанные с сезоном или лунным циклом)?
Устойчивые даты могут быть прописаны четко, а к плавающим дано описание расчетов? В любом случае, расчет плавающих дат и временных периодов ляжет на плечи жрецов общин.

#36 Берестов
Группа:
Пользователи
Отправлено Сегодня, 11:15

Дара (06 Май 2015 — 10:59):
Могут в календаре быть как устойчивые даты (Коляда, Купала,и др. солнечного цикла), плавающие даты и временные периоды (поминальные, сезонные обряды и праздники, связанные с сезоном или лунным циклом)?
Устойчивые даты могут быть прописаны четко, а к плавающим дано описание расчетов?

Отмечу, что даты весеннего и осеннего равноденствий, а также летнего и зимнего солнцестояний уже закреплены и существуют не только в славянском, но и в языческих календарях других европейских народов. Остальные же даты у всех имеют свои региональные особенности. Убежден, что в каждой земле должна быть своя система круга обрядов и праздников, опирающаяся на местную природу, а объединятся они должны единым принципом построения и четырьмя основными опорными точками года, едиными для всех земель.

#37 Еленка71
Группа:
Общинник
Отправлено Сегодня, 12:52

Четыре года читаю нападки на существующий в ССО календарь, может уже всем упорно «непонимающим» сходить его изучить? Есть училище в котором при определенном усердии со стороны обучаемого на пальцах объясняют почему календарь именно такой какой есть и какими способами вести счет и последовательность праздников… Которую можно отразить и в узоре, и в рисунке, и в числовом ряде.

Вновь «прибывшим» на наш форум не тратьте время на разрозненные источники, все уже давным давно есть и работает(в училище этой теме посвящена целая глава).

Кроме того помниться еще два года назад нам обещали показать созданный календарь по какой-то иной и более «совершенной» системе, ждем… Очевидно, до седых волос будем ждать.

#38 Мирослав Курганский
Группа:
Отправлено Сегодня, 13:12

Дара

Могут в календаре быть как устойчивые даты (Коляда, Купала,и др. солнечного цикла), плавающие даты и временные периоды (поминальные, сезонные обряды и праздники, связанные с сезоном или лунным циклом)?
Устойчивые даты могут быть прописаны четко, а к плавающим дано описание расчетов? В любом случае, расчет плавающих дат и временных периодов ляжет на плечи жрецов общин.

В календаре НИО приблизительно так и есть — есть и устойчивые (относительно, поскольку точки Солнцестояний и Равноденствий тоже со временем смещаются по шкале григорианского календаря) праздничные периоды и плавающие. Но увы, если Вы хотите пользоваться таким календарём, Вам придётся подать заявление о выходе из ССО СРВ ибо Вы тем самым противоречите написанному Вами заявлению о вступлении, в котором указали, что соглашаетесь с календарём ССО СРВ (на что Вы, по мнению основателя ССО СРВ, не имеете права). А календарь НИО календарём ССО СРВ не станет, ибо Вадим Станиславович скорее ляжет костьми, чем позволит это сделать.

#39 Вадим Казаков
Группа:
Жрец ССО СРВ
Отправлено Сегодня, 13:16

Я буду голосовать за принятие нового календаря. После того, как с ним ознакомятся все желающие.

#40 Будай
Группа:
Родновер ССО СРВ
Отправлено Сегодня, 13:25

Вадим, ты совершенно прав. Когда я вступал в Союз я имел крайне мало знаний и чаял найти их в Союзе. Так и произошло и твой календарь был частью и отправной точкой поиска. Однако Союз это объединение общин состоящих из людей думающих. Нет ничего удивительного, что люди обретают новые знания, которые несут другим. Важно чтобы Союз предлагал правдивые сведения. В этом смысле куда страшнее и вредоноснее, если соратники Союза будут слепо принимать на веру всё, что им приподносят, не подвергая сведения разбору и осмыслению. Союз должен нести Правду, а не заблуждения.

То, что создано по заданию Главы, не является законченным знанием, но есть приглашение к соместной работе и осмыслению. Именно после этого знание станет общесоюзным, а не личным, какими бы выдающимися одаренностями личноиь не обладала.

#41 Дара
Группа:
Общинник
Отправлено Сегодня, 14:33

Убежден, что в каждой земле должна быть своя система круга обрядов и праздников, опирающаяся на местную природу, а объединятся они должны единым принципом построения и четырьмя основными опорными точками года, едиными для всех земель.

Дрягослав, а каким календарем пользуетесь Вы для проведения обрядов? И какие это обряды?

#42 Мирослав Курганский
Группа:
Общинник
Отправлено Сегодня, 15:18

Уважаемые читатели этой темы.

Вадимом Станиславовичем была написана довольно длинная тирада (пост 32), в которой он выражает своё возмущение тем фактом, что вопреки подписанному мною, Будаем, и Светозаром Озёрским заявлению о вступлении в ССО СРВ, в котором указано, что мы соглашаемся с действующими на время принятия в организацию уставом, календарём и обрядностью, мы осмеливаемся посягать на созданный им календарь. Вадим Станиславович также считает, что нам (ввиду несогласия с его календарём и противоречием ранее поданным заявлениям) следовало бы покинуть ССО СРВ и отправиться на все четыре стороны.

В ответ на это сообщение Вадима Станиславовича я уведомил читателей этой темы, что работа над календарём велась в НИО с ведома и разрешения действующего Главы ССО СРВ Белояра. Белояр был в курсе её проведения и получал копии текста по море продвижения работы. Соответственно, высказанные к нам претензии Вадима Станиславовича должны также относиться и к Главе ССО СРВ. Если же ССО СРВ не признает справедливость этих претензий, то налицо клевета — причём не только в отношении нас, но и в отношении действующего Главы ССО СРВ. Поэтому я предложил поставить вопрос о целесообразности дальнейшего нахождения Вадима Станиславовича в составе ССО СРВ в случае, если ССО СРВ не признает справедливость его претензий (и, тем самым, признает факт клеветы).

Вадим Станиславович в ответ на моё сообщение любезно предложил мне поставить вопрос об его (Вадима) исключении из ССО СРВ.

В настоящее время как мой ответ, так и ответ Вадима заботливо удалены модераторами.
Поэтому мне пришлось продублировать их в этом сообщении. Исходная же тирада Вадима с его претензиями ко мне, Будаю и Светозару осталась висеть на прежнем месте.

Я считаю действия модераторов явно несправедливыми и требую рассмотреть поставленный выше вопрос о справедливости претензий Вадима.

В дополнение к сказанному выше отмечу также, что мной, вопреки выраженному в заявлении о вступлении в ССО СРВ согласию с обрядностью ССО СРВ, действующей на момент вступления,был разработан (на основе книги Озара Ворона «Вещая Русь») уряд славянского богопочитания, в настоящее время опубликованный в изданной ССО СРВ книге «Славянская Родная Вера» (второе издание). Поскольку, высказывая свои претензии, Вадим Станиславович обошёл своим вниманием этот момент, я, пользуясь случаем, напоминаю ему об этом и предлагаю добавить этот факт явного несоответствия моих действий тексту моего заявления о вступлении в ССО СРВ к высказанным им ранее претензиям.

Модераторов же я настоятельно прошу не трогать это сообщение до окончания разбирательства.

#43 дед Светозар
Группа:
Пользователи
Отправлено Сегодня, 15:25

Честно говоря, будучи в рядах ССО я не поднимал вопроса о изменении существующего в нём календаря.
Сейчас я могу свободно говорить на эту тему, поскольку не являюсь жрецом ССО.

Наша община в этом году уже отошла от бытовавшего у нас в течение 10 лет(ещё до образования общины) календаря ССО. Мы начали привязывать некоторые обряды не к установленным в календаре Вадима Казакова датам, а к природным явлениям. И как-то всё стало увязываться.

Признаться, мне непонятно, почему Вадим Казаков так рьяно защищает календарь,созданный им без учёта климатических зон, уж коли общины ССО находятся не только в Центре, а разбросаны по всей России.
Сожалею по поводу того, что Вадим Казаков игнорирует мои вопросы в этой теме.

#44 Берестов
Группа:
Отправлено Сегодня, 15:32

Дара (06 Май 2015 — 14:33):
Дрягослав, а каким календарем пользуетесь Вы для проведения обрядов? И какие это обряды?

Пользуюсь в основном своими собственными ежегодными наблюдениями за природными процессами. Принятое в русском языке название — «Календарь природы». Например, как-то проходил мимо Тайницкого сада и услышал, среди тишины и морозного воздуха, протяжную песню большой синицы. «- Ага — смекнул — Середина белой тропы пришла…». Договорился со своими соратниками и отправились в лес, к вятичским курганам, отмечать это событие обрядом, схожим с вашим обрядом на Громницы. Первое дуновение весны случилось и птицы это первыми почуяли.
Другой пример: сейчас вот чаю услышать зеленый шум (по Некрасову) — особое состояние листвы, когда она полностью распустившись становится из нежно-салатовой ярко-зеленой и гудит под теплыми ветрами непривычным, забытым с прошлого года звуком. Для меня лично это событие в природе завершает цикл весенних обрядов, связанный с поминовением предков и открывает новый цикл, связанный с предлетием.

Сами обряды в целом похожи (из одних источников сведения черпаем), но у нас они совершенно не структурированы, ввиду отсутствия жречества. Обязанности жреца исполняет либо человек созывающий остальных, либо хозяин земли на которой происходит действо.

Поскольку подобными наблюдениями занимаюсь не только я один, но и многие современники и предшественники, давным-давно сложился перечень ключевых, ежегодно повторяющихся явлений природы, так называемых «феноиндикаторов». Они многократно были описаны как в научной, так и в художественной форме (например: работы Стрижева, Зуева, Пришвина, Бианки). Я лишь пользуюсь ими для определения поры тех или иных обрядов, т. е. в уже готовые материалы вкладываю языческие смыслы.

#45 Гордея
Группа:
Общинник
Отправлено Сегодня, 15:40

Бурый тут не первый, кого следует наказать. Напомню так же, что основной форум не для разборок, ни календарных, ни тем более личных.

#46 Гордея
Группа:
Общинник
Отправлено Сегодня, 15:50

И ещё, не старайтесь дублировать то, что модератор посчитал нужным скрыть…. на время или насовсем, дабы избежать включения премодерации ваших сообщений. Мирослав, я оставлю твоё сообщение, но не для завершения полного разбирательства, а на время, для ознакомления с сим заявлением всех, кого тем или иным боком касается его содержание. Завершения полного разбирательства можете провести в другом месте, но не в основном форуме.
Прошу всех отнестись с пониманием.

#47 Мирослав Курганский
Группа:
Общинник
Отправлено Сегодня, 15:52

Гордея

Бурый тут не первый, кого следует наказать. Напомню так же, что основной форум не для разборок, ни календарных, ни тем более личных.

Отлично.

Гордея, Вы являетесь модератором данного раздела форума ССО СРВ, и, судя по Вашей реплике, считаете матерные оскорбления участников беседы не нарушающими правил, так как «Бурый тут не первый». На этом основании я официально прошу руководство ССО СРВ отстранить Вас от исполнения обязанностей модератора. Просьбу продублирую в форуме общин либо иным способом доведу до сведения руководства.

Поиск

Журнал Родноверие