Молния — природное явление, связываемое в фольклорной традиции с представлениями о небесном огне и громе, а также с деятельностью ряда мифологических персонажей.

В народных названиях молнии и грома (бел. перун, укр. перун, перуном спалило "о сожжении молнией") при частом их неразличении отразились архаические верования о связи молнии с божеством — громовником, преследующим своего противника. В христианизированных легендах о борьбе Бога и сатаны (черта, змея-халы) Бог или его помощники (ангелы, архангелы Михаил и Гавриил, св. Илья) поражают дьявола молниями — огненными стрелами (ср. в связи с этим народные представления о молнии как огненной, громовой, небесной, медной стреле в загадках и заговорах) или другим оружием (золотым мечом — укр. гуцул,, золотой розгой — укр., бичом — бел., палицей — укр.). По бел. поверью, молния появляется на небе, когда Бог зажигает огонь, чтобы высмотреть спрятавшегося чёрта и поразить его. Этим и объясняется различный вид молний: "маланка" бьет во все стороны, а "перун" прямо в землю.

В волынском Полесье считают, что сначала молния — "скала" летит и хватает черта, a "гром — перун" его убивает (при этом черт загорается и растекается смолой).

Молния без грома — зарница (рус. сухая модонья, укр. моргавица. полес. суха малайка).

Повсеместно у славян существует верование, что Бог, св. Илья или небесный змей громом поражают дьявола, черта, которые, прячась и спасаясь, забираются в воду или под дерево, под камень. Поэтому во время грозы людям нельзя укрываться под деревом или в воде. По представлениям белорусов, нельзя сидеть на меже (там водятся черти); опасны места, где зарыт некрещеный младенец, и т. п. Считается, что «гром» (молния) не бьет в некоторые деревья, в крапиву, в дом, на котором есть гнездо аиста.

Во время грозы для защиты от молнии зажигали сретенские («громничные») свечи, освященные в Вербное воскресенье ветки вербы, жгли в печи лен, травы, троицкую зелень, венки и т. п.

Для отгона грозовой тучи выбрасывали во двор лопату, использовавшуюся для выпечки хлеба, или клали крест-накрест лопату и кочергу, выносили дежу, освященные предметы, воду и травы, пасхальную скатерть, яйцо, хлеб-соль и др.

Во время грозы запрещалось держать открытыми дверь, окно или трубу, сидеть у окна, есть, пить, разговаривать, ходить с непокрытой головой, босиком, задирать подол и т. п. Все это могло навлечь на человека удар молнии. Иногда предписывалось завешивать зеркало, сидеть под балкой с крестом и т. п.

Чтобы уберечься от молнии, совершались предупредительные магические действия. На Сретение («Громницы») освящалась специальная «громничная» свеча, которая хранилась в красном углу и зажигалась во время грозы (иногда это была «четверговая» свеча). Под стреху затыкали также крапиву, орех или другие растения, рождественскую солому и т. п. Предохраняли от «грома» скорлупки пасхальных яиц и кости от освященного поросенка: их завязывали в узелок и хранили под крышей, а также закапывали в поле, в огороде, в саду. Поля защищали ореховыми, вербовыми и др. ветками, специально сделанными крестиками, которые втыкали по углам поля.

Главным и наиболее надежным средством защиты от молнии считалось соблюдение и почитание праздников и «громовых» дней, которых особенно много было у южных славян: все четверги между Пасхой и Вознесением, несколько дней в период жатвы («Огненная Мария» и др.), Ильин день и др., когда строго запрещалась всякая работа, особенно работа в поле и прядение-тканье.

От удара молнии в землю образуется громовая стрела. Громовая стрела — в народной традиции название камнеобразного либо стекловидного сплава продолговатой и округлой формы, образовавшегося от удара молнии в песчаную почву, иногда — доисторического орудия в виде топора или остатков раковин вымерших морских моллюсков в виде стрелки, пальца и т. п. Стрела, белемнит используется как охранительное средство от грома, колдовства, порчи.

Источники

Белова О.В. Молния // СДЭС;
Толстая С.М. Гром // Славянская мифология. Знциклопедический словарь. Изд. 2-е.(исправленное и дополненное) — М., 2002.
Толстой Н.И. Громовая стрела // СДЭС.

Поиск

Журнал Родноверие