В зависимости от того, какая версия, объясняющая причины бедствия, возобладала, определялись и дальнейшие действия по их устранению.

В целом, варианты такого выбора можно обобщить в виде трех категорий мотивов:

1. Мор – божье наказание за грехи людские.

Действия людей здесь направлены на искупление грехов: молебны, пожертвования Церкви, установка обетных крестов, постройка каплиц, проведение крестных ходов, изготовление «рушніка-абыдзённіка» (последнее свойственно преимущественно для территории Беларуси) и т.д.

2. Мор – результат действий неких демонических сил.

Как правило, эти силы персонифицировались (например, Черная Смерть, Моровая Девка или Коровья Смерть при эпизоотиях). Согласно народным представлениям, эти олицетворения болезней бродят по земле и несут смерть в те селения, куда заходят. Действия людей здесь направлялись на:

а) недопущение заразы в свой населенный пункт путем создания непреодолимых преград (терновые изгороди, костры на въездах), окружение своего селения магической защитной границей (наиболее был распространен обряд «опахивания», который нередко сопровождался насилием над встреченными по пути людьми и животными, воспринимавшимися как воплощение этих враждебных сил (в некоторых случаях можно говорить о том, что практиковавшийся в подобных ситуациях крестный ход мог только формально заменять собой обряд «опахивания», сохраняя изначальное содержание последнего. Наиболее яркое тому доказательство – избиение и последовавшее впоследствии убийство случайно встреченного на пути крестного хода человека в 1738 году в с. Гуменцы);

б) борьба с проникшей в селение заразой (последняя может быть ассоциирована с первой жертвой эпидемии – что объясняет практику погребения заживо заболевших первыми людей либо проведение обрядов обезвреживания с первым умершим от болезни);в) принесение жертвоприношения (погребение заживо людей (это действие называли «жертвой за мир») и/или животных (петуха, собаку, черную кошку, ворону, щуку)).

3. Мор – результат действий полудемонических существ (колдунов, ведьм, упырей, заложных покойников и т.п.).

В отличие от предыдущих вариантов, здесь мнимый виновник бедствия находился в сфере досягаемости общества и представлял собой не некую абстрактную силу, а вполне конкретного человека – живого либо мертвого. Действия людей здесь сводились к поиску «козла отпущения» и расправе с ним (истязание и нередко убийство ведьм/колдунов, эксгумация и обезвреживание вредоносных покойников).

Источник

Гайдучик В. О чрезвычайных народных средствах «борьбы» с эпидемиями // Доклад на конференции «Таинственная Беларусь-2017» (полный текст доклада с картографией и литературой по ссылке).

Поиск

Журнал Родноверие