Как следует из «Определителей высших растений» по Беларуси и Украине, на территории Полесья можно встретить мак снотворный (Papaver somniferum L.), разводимый в садах и огородах и способный дичать, мак самосейку (Papaver rhoeas L.), мак полевой (Papaver argemone L.), мак сомнительный (Papaver dubium L.), на территории Украины – мак восточный (Papaver orientale L.). Наиболее часто упоминается, что в качестве апотропея используется преимущественно дикорастущий мак, мак-самосейка, который получил в народе множество наименований из-за различных своих свойств.

Очень часто в сообщениях информантов фигурирует просто мак без уточнения его какой-либо видовой принадлежности. Очевидно, в таких случаях отсутствие подобных уточнений вызвано тем обстоятельством, что для информанта такая информация представлялась сама собой разумеющейся. Однако можно предположить, что иногда вид мака мог и не иметь какого-либо значения. С такой ситуацией автор столкнулся при записи быличек о чернокнижниках в Дзержинском районе Минской области, когда информант акцентировал внимание только на важности размера зерен: «Сыпні ці відуку, ці маку, чаго папала – і яны будуць да раніцы збіраць яго. У кучу гэты мак. <...> Абычны, абычны мак, відук – што папала. Абы дробныя макавыя былі капелькі». Является ли это деградацией традиционных представлений, либо же, наоборот, отголоском изначального мотива, сказать сложно. В пользу последнего допущения говорит то обстоятельство, что полноценными заменителями мака в качестве апотропея на территории Полесья при аналогичных обстоятельствах могли выступать также семена льна (самосейны лён, лушчык) и конопли, реже – просо, пшено, крупа, зерно, освященная соль. Все эти средства обладают одним общим свойством – дробностью и многочисленностью.

В традиционной культуре Полесья мак был универсальным средством для защиты от всей нечистой силы вообще. Помимо «ходячих покойников», активно мак применялся против ведьм. Как правило, он служил одним из основных средств, призванным помешать ведьме нанести вред людям и их хозяйству: зернами мака обсыпали хату, вокруг хаты, двор, ворота, хлев. Наиболее часто объектом защиты от ведьмы в таких случаях становится корова, которая также обсыпалась маком наряду с хлевом. Мак в мешочке могли привешивать к ее рогам, либо засыпать в просверленный рог. Производились эти действия при отеле, на Юрия при первом выгоне в поле, на Купалу, когда ведьмы входили в силу и могли отобрать молоко у чужих коров. Имеются также упоминания о применении этих мер на Всенощную, Благовещенье, перед Великоднем. Также это средство использовалось не только для того, чтобы помешать ведьме, но и для того, чтобы навредить ей. Так маком или коноплей посыпали дорогу, где идут коровы. Корова ведьмы либо не может переступить через эту преграду (так узнается, кто в селе ведьма), либо ее молоко становится червивым.

Обсыпается маком хата и против домовика – чтобы вывести плохого домовика, если завелся домовик, если домовой пугает, если ходит домовик-покойник (в разных местах Полесья можно встретить различное отношение к этому персонажу народной демонологии). Нежелательные его проявления обычно сводятся к полтергейстной функции: стучит, гремит, свистит, мешает спать, кричит, ходит по хате, пугает, трогает руками, показывается визуально и т. п. В Лоевском районе Гомельской области было зафиксировано применение мака против кикиморы, которая здесь по набору своих функций фактически ничем не отличалась от домовика. В Куликовском районе Черниговской области была сделана запись об обсевании маком могилы умершей на Зеленой неделе – чтобы в русалки не пошла. В Житомирской области (конкретный населенный пункт не указан) маком посыпали дом от змея летающего. В Хойникском и Гомельском районах Гомельской области были записаны заговоры от ночниц, которым вменялось в работу считать мак. В некоторых случаях имя конкретного мифологического персонажа не называется, используются абстрактные наименования, которые можно свести к нечистой силе вообще.

В отношении «ходячего покойника» задействован несколько более широкий набор локусов, где производилось рассыпание мака (реже – семян самосейного льна, лушчыка):

1) жилище человека (хата и двор);

2) подступы к дому (дорожки, путь от кладбища к дому);

3) сама могила (сыпали на ее поверхность, либо в дырку на ней);

4) гроб или могильная яма.

Являющийся покойник, согласно народным представлениям, должен был собрать или сосчитать рассыпанные зерна мака, заняв себя этим занятием до утра, либо просто не мог преодолеть созданную таким образом магическую границу. В редких случаях говорилось о том, что маком обсыпалась постель и сама жертва нежелательных визитов, маком нужно было обсыпать самого явившегося в дом покойника, мак следовало носить при себе в мешочке или кармане как оберег.

Изредка в записанных текстах информантов встречаются указания на определенный ритуал совершаемых действий: приуроченность к определенному времени (в 12 часов ночи, до восхода), определенный способ действий (идя с кладбища, сыпать правой рукой через голову и не оглядываться), повторение действий (трижды), соблюдение направления (обсыпать хату посолонь). Также эти действия могли сопровождаться определенными вербальными формулами: «Тоди будешъ ходити, якъ сей макъ переличишъ!», «Тоди до хаты вийдешь, якъ цей макъ зберешъ», «От тэбэ робота на всю ноч» и т. п.

Мак считался очень эффективным средством, которое могло использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с иными (например, забиванием в могилу осинового кола). Использование его в качестве актуальной меры защиты, как правило, ограничивалось локусами жилища и могилы, реже – дороги; в качестве превентивной меры – дороги (во время похорон), могилы и гроба. В последнем случае превентивные меры применялись при похоронах потенциальных «ходячих покойников» – ведьм, колдунов, знахарей и проч. В этом контексте интересны сообщения про обсыпание покойника в гробу, помещение мака в гроб (в узелке или россыпью), посыпание могильной ямы. Сведения из других регионов указывают на то, что мак мог оказаться в захоронении в результате осуществления обряда обезвреживания покойника с эксгумацией захоронения. Так В. Галайчук приводит случай из с. Топольница (Старосамборский р-н Львовской обл.), где при усмирении мертвого упыря помимо ряда других мер в рот покойнику был насыпан хруставец (мак самосейка).

Источник

Гайдучик В. Мак как средство-апотропей в традиционной народной культуре Полесья // Минуле і сучасне Волині й Полісся. Етнографічне музейництво в Україні і на Волині: Науковий збірник. – Луцьк, 2017. – Вип. 61.

Поиск

Журнал Родноверие