В мифологическом сознании Смерть может олицетворяться в различных образах. Для традиционной культуры восточных славян характерно воплощение Смерти в персонажах, наделенных женскими признаками. Чаще всего со Смертью связывается образ старухи с костлявыми руками и ногами, с большими зубами.

Славяно-русский Перун — старейший среди богов по своему положению. Глава пантеона. Имеет все классические атрибуты Громовержца: молнии (иногда палицу), громогласный голос, отчего часто изображался кричащим, ритон с «небесными хлябями», перевоплощения в орла (чаше сокола), иногда использует колесницу, впрочем, этот элемент малотипичен для славян.

Речь идет о шиpочайше pаспpостpаненном в аpхеологическом и этногpафическом матеpиале изобpажении шестилепестковой pозетки или колеса с шестью спицами, иногда называемого колесом Юпитеpа...

Больше половины находок связано с городами. Из 46 топориков, обнаруженных в границах Руси, 23 найдены в культурном слое городов – Киева, Вышгорода, Княжой горы, Вопия, Теребовля, Новгорода, Старой Руссы, Белоозёрска, Старой Рязани, Суздаля, поселения на Менке, Дрогичина Надбужского, Белой Вежи. Еще 4 экз. происходят из порубежных крепостей – Торговицкого и Липлявского городищ; два амулета найдены в городских некрополях Белой Вежи и летописного Клещина (у с. Городище на Плещеевом озере), 4 экз. происходят из дружинного могильника на р. Кеме в Белозерье.

"На этом острове они совершают свои жертвоприношения, так как там стоит громадный дуб: приносят в жертву живых петухов, укрепляют они и стрелы вокруг [дуба], а другие — кусочки хлеба, мясо и что имеет каждый, как велит их обычай. Бросают они и жребий о петухах: или зарезать их, или съесть, или отпустить их живыми." (цит. по: “Об управлении империей” Константина Багрянородного).

Молния — природное явление, связываемое в фольклорной традиции с представлениями о небесном огне и громе, а также с деятельностью ряда мифологических персонажей.

После крещения Руси в эпоху "двоеверия" Перун почитался под именем "св. Илья". По всей России наиболее значимым обрядом Ильина дня были коллективные трапезы с закланием барана или быка (ранее — оленя), известные под названием "мольбы", "жертвы", "мирские складчины", "братчины", "быкобои". Этот обряд проводился следующим образом. В Ильин день животное, купленное односельчанами в складчину или выращенное и выкормленное всей общиной, приводили к церкви, освящали, а после молебна закалывали.

Наибольшее распространение в селах Воронежской области получил обычай оставлять последний сноп несжатым в поле и посвящать его св. Илье.

После крещения Руси в эпоху "двоеверия" Перун почитался под именем "св. Илья".

Огнь-Батюшка
Распери крыла, во сто зол зола,
Во сто зол зола, распери крыла.

Поиск

Журнал Родноверие