"Видев же преподобный ту близ прелесть идольскую сущу, в нечестивых душах единаче растущу, не убо бе еще прияли святое крещение, но Чюцкий конец бяше, и покланяхуся идолу Велесу каменну, омрачени бо сердца их деянием бесовским...".

В зависимости от того, какая версия, объясняющая причины бедствия, возобладала, определялись и дальнейшие действия по их устранению.

Масленица представляла собой сложный, многоплановый, четко регламентированный ритуал с большим количеством магических составляющих. Она впитала в себя особенности архаических аграрного и скотоводческого празднований проводов зимы и встречи весны, приуроченных ко времени весеннего равноденствия. В них нашли свое отражение и природные и биологические циклы, которыми издавна определялась жизнь крестьянского общества.

Святилища балто-славянской тушемлинской культу­ры представляли собой горизонталь­ные, тщательно выровненные и утоптан­ные площадки диаметром 5-6 м. В цен­тре каждой такой площадки была глубо­кая яма, диаметр которой достигал 0,5 м при глубине в материке до 1 м. В такой яме устанавливался вертикально массивный столб. Точно по окружности пло­щадки располагалась неглубокая канавка, в которой были почти слившиеся друг с другом ямки от столбиков меньшего раз­мера или расколотых плах.

Источники свидетельствуют о сугубо новгородской принадлежности антропонима Волос, его популярности на территории Новгородской земли в XI-XIV веках, а на путях северо-восточной новгородской колонизации — вплоть до конца XV века и позже, в XVI веке.

Модальные семантические реализации корня *vel-//*vol- (на материале русского языка).

"Веле́съ м. ряз. повелитель, распорядитель. Во́лосъ м. ряз. власть." (цит. по: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, том 1., М.—СПб., 1880.)

а) Залейте кипятком пчелиный воск для размягчения...

До сего времени не обнаружено ни одного средневекового источника с упоминанием божества с таким именем. Так кто же придумал «бога Чура»?

Рябина помогала уберечься от нечистой силы, особенно от лешего на Рус. Севере. При чтении пастушеского отпуска перед первым выгоном скота весной пастух обходил скот, держа в руках икону св. Георгия и вырванное с корнем из земли рябиновое деревце, которое сразу после чтения заговора сажали обратно в землю. В других местах на Рус. Севере пастух отправлялся в лес и вырывал с корнями три деревца — рябину, ель и сосну, расщеплял их до вершины, клал в воротах и по ним первый раз выгонял скот на пастбище весной.

Поиск

Журнал Родноверие